Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ
«О Положении о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

« 12 » декабря 2023 г.                                                 № КСП-01-17-83

Настоящее заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (далее – проект решения) подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.

Проектом решения предлагается внести в Положение о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденное решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (далее – Положение), следующие изменения:

— уточнить бюджетные полномочия Думы и Администрации города (статьи 3 и 4 Положения);

— скорректировать состав характеристик и показателей, которые должен содержать проект решения Думы города о бюджете города и пояснительная записка к нему (статья 8 Положения);

— привести в соответствие с действующей редакцией наименование Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» по тексту статьи 6 Положения.

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. Федеральным законом от 19.12.2022 № 521-ФЗ[1] в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ) внесены изменения, в связи с чем проектом решения предлагается:

  • отнести к бюджетным полномочиям Думы города установление в решении Думы города о бюджете случаев предоставления субсидий из бюджета города некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями;
  • исключить из бюджетных полномочий Думы города установление в решении Думы города о бюджете порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • изменить способ определения получателей грантов в форме субсидий, предоставляемых органами местной администрации бюджетным и автономным учреждениям, с «конкурс» на «отбор»;
  • отнести к бюджетным полномочиям Администрации города:

— установление результатов предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

— установление порядка предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, а также грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.

Учитывая вышеуказанные изменения бюджетных полномочий органов местного самоуправления, требования к содержанию проекта решения Думы города о бюджете города предлагается дополнить случаями предоставления субсидий из бюджета города некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, а состав пояснительной записки к проекту решения Думы города о бюджете города – аналитической информацией о распределении бюджетных ассигнований на предоставление субсидий по этим случаям.

Предлагаемые проектом решения изменения Положения не противоречат Бюджетному кодексу РФ, однако необходимо отметить следующее.

Пунктом 5 части 1 проекта решения предлагается изложить в новой редакции часть 30 статьи 4 Положения, согласно которой Администрация города устанавливает «категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий, результаты их предоставления, порядок возврата субсидий в местный бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии), положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, в том числе в части достижения результатов их предоставления.».

Представленная редакция части 30 статьи 4 Положения в отношении дополнения её нормами о результатах предоставления субсидии не противоречит Бюджетному кодексу РФ. Вместе с тем, положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями не в полной мере соответствуют Бюджетному кодексу РФ.

Федеральным законом от 29.11.2021 № 384-ФЗ[2] внесены изменения в подпункт 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым с 29.11.2021 муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг должны в числе прочего содержать положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса РФ.

В целях соблюдения норм бюджетного законодательства предлагаем уточнить формулировку второго абзаца пункта 5 части 1 проекта решения, изложив его, например, в следующей редакции:

«30. Устанавливает категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий, результаты их предоставления, порядок возврата субсидий в местный бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии), положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проверок главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.».

2. Вступление в силу проекта решения предполагается после официального опубликования, отдельных пунктов в части полномочий Администрации города – не ранее 01.01.2024. Пункты проекта решения в отношении бюджетных полномочий Думы города и требований к содержанию проекта решения Думы города о бюджете города, пояснительной записки к нему вступают в силу после официального опубликования, но не ранее 01.01.2024, и применяются начиная с формирования проекта бюджета города на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.

Указанное не противоречит бюджетному законодательству, поскольку изменения, внесенные в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральным законом от 19.12.2022 № 521-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2024.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» может быть рассмотрен Думой города с учетом предложения, изложенного в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                           В.И. Жуков

Рогаченко Вероника Сергеевна, 52-83-76

Ромаданова Алла Петровна, 52-81-76


[1] Федеральный закон от 19.12.2022 № 521-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19.12.2022 № 521-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 29.11.2021 № 384-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году».