Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города»

29 августа 2024 года                                                                                                                                                                                                                                            № КСП-01-17-38

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города» (далее — решение Думы города, решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ):

1) продлить срок действия решения Думы от 02.10.2014 № 569-V ДГ на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов;

2) уточнить наименование приложения и текст части 1 приложения к решению Думы города путем приведения в соответствие с текстом решения Думы, дополнив словами «за исключением муниципальных учреждений отрасли образования» в отношении финансирования дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению питанием в период участия учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных учреждений в выездных мероприятиях;

3) уточнить норму части 3 приложения к решению Думы города, дополнив положениями, предусматривающими применение в том числе Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке услуг по найму транспорта для осуществления перевозки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций к месту проведения мероприятия и обратно, обеспечения трансфера (от вокзала, аэропорта до места проживания или места проведения мероприятия, от места проживания до места проведения мероприятия и обратно, от места проживания или места проведения мероприятия до вокзала, аэропорта), распространив изменения на правоотношения, возникшие с 01.01.2024.

Датой вступления в силу изменений (за исключением изменения требования к осуществлению закупок в части найма транспорта) предлагается определить 01.01.2025.

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава города[2] установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.

Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. В состав материалов к проекту решения включено финансово-экономическое обоснование, согласно которому общая сумма расходов на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в 2025 — 2027 годах составит 18 423 854 рубля, в том числе:

— в 2025 году – 6 338 558 рублей;

— в 2026 году – 6 039 798 рублей;

— в 2027 году – 6 045 498 рублей.

Суммы планируемых расходов на 2025 и 2026 годы превышают объёмы бюджетных средств, предусмотренные в бюджете города на 2024 — 2026 годы[3] на данные цели. Плановый объем бюджетных ассигнований, необходимый для обеспечения меры дополнительной социальной поддержки в 2027 году, определён исходя из перечня мероприятий и количества их участников, планируемых на 2026 год.

Реализация проекта решения, согласно пояснительной записке, подготовленной департаментом образования Администрации города (далее – Пояснительная записка), потребует дополнительных финансовых затрат в объеме 7 157 960 рублей, в том числе:

— в 2025 году – 2 583 260 рублей;

— в 2026 году – 2 284 500 рублей;

— в 2027 году – 2 290 200 рублей.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, объем дополнительно требуемых средств – это потребность обеспечения участия обучающихся муниципальных учреждений дополнительного образования, подведомственных департаменту культуры и молодёжной политики Администрации города.

На основании Пояснительной записки потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях обусловлена увеличением количества выездных мероприятий, охвата участников выездных мероприятий, стоимости участия в мастер-классах и аренды оборудования.

По устным пояснениям специалистов департамента культуры и молодежной политики Администрации города, объем дополнительно требуемых средств, обусловлен необходимостью исполнения:

— постановления Администрации города от 24.04.2023 № 2137 «О выявлении, поддержке и развитии способностей и талантов детей и молодежи в городе Сургуте», которым предусмотрено, что ежегодно, начиная с 2025 года структурными подразделениями Администрации города (департаментом образования, департамент культуры и молодежной политики, управлением физической культуры и спорта) и подведомственными этим структурным подразделениям муниципальными учреждениями осуществляется формирование и ведение мониторинга результативности участия детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности в мероприятиях (согласно перечню, утверждаемому приказом Министерства просвещения Российской Федерации);

— приказа департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.08.2023 № 10-П-2092 «Об утверждении перечня организаций, на базе которых создаются муниципальные центры выявления и поддержки молодежи, обеспечивающих реализацию программ по направлениям наука, искусств и спорт», согласно которому в перечень организаций, на чьей базе создаются муниципальные центры выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, обеспечивающих реализацию программ по направлениям наука, искусство и спорт, включены муниципальные учреждения дополнительного образования города Сургута в сфере культуры:

— МБУ ДО «Детская школа искусств № 1»;

— МБУ ДО «Детская школа искусств № 2»;

— МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 3»;

— МБУ ДО «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»;

— МБУ ДО «Детская художественная школа № 1 им. Л.А. Горды»;

— МАУ ДО «Детская хореографическая школа № 1»;

— постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2023 № 1738 «Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития», которым в целях выявления и поддержки детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, утверждены правила, в соответствии с которыми, в том числе органами местного самоуправления осуществляется выявление детей и молодежи посредством обеспечения их участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Отмечаем, что дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан как публичные обязательства, возникшие в соответствии со статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеют особый порядок утверждения и исполнения. Принцип безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами означает, что вне зависимости от увеличения или уменьшения потребности в денежных средствах на финансовое обеспечение мер дополнительной социальной поддержки (ввиду изменения числа мероприятий и их участников), обязательства подлежат исполнению в полном объеме.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 02.10.2014 № 569-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки учащихся (воспитанников) муниципальных образовательных организаций за счет средств бюджета города» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута

 В.И. Жуков

Бузорина Наталья Михайловна

52-81-68

Ванеева Елена Викторовна

52-83-60


[1] Письмо Председателя Думы города от 23.08.2024 № 18-02-1311/4.

[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[3] Решение Думы города Сургута от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов».