Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов»

03 сентября 2024 года                                                                                                                                                                                                                             № КСП-01-17-40

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов» (далее – проект решения).

По результатам экспертизы установлено следующее.

Частью 1 решения Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов» (с изменениями от 05.10.2023 № 437-VII ДГ, далее – решение № 404-V ДГ) за счёт средств местного бюджета установлены дополнительные меры социальной поддержки детей-инвалидов, имеющих заболевание детский церебральный паралич, проживающих на территории города Сургута и состоящих на учете в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, осуществляющих деятельность на территории города Сургута, в форме приобретения и предоставления санаторно-курортных путёвок по типу «Мать и дитя» для лечения детей-инвалидов.

Часть 2 решения № 404-V ДГ обязывает Администрацию города обеспечить финансирование предоставления дополнительной меры социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете города на 2024 год.

В соответствии с частью 3 решения № 404-V ДГ указанное решение вступает в силу с 01.01.2014 и действует по 31.12.2024.

Проектом решения предлагается:

1) в части 2 решения № 404-V ДГ исключить слова «в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете города на 2024 год»;

2) в части 3 решения № 404-V ДГ исключить слова «и действует по 31.12.2024».

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), пункту 3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду[1], санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, является одним из видов реабилитационных мероприятий, гарантированных государством инвалидам за счёт средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Закона № 181-ФЗ).

При этом Закон № 181-ФЗ не устанавливает ограничение для предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления при наличии собственных финансовых средств вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования городской округ Сургут[2] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.

Дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан как нормативные обязательства, возникшие в соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеют особый порядок утверждения и исполнения. Учитывая принцип безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами, при формировании расходной части бюджета города следует предусматривать в достаточном объёме бюджетные ассигнования на реализацию мер дополнительной поддержки.

С целью предотвращения случаев отказа гражданам в предоставлении меры социальной поддержки по причине недостатка бюджетных ассигнований в заключении Контрольно-счетной палаты города от 07.12.2023 № КСП-01-17-78 на проект решения Думы города «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов» было предложено уточнить часть 2 решения № 404-V ДГ путем исключения слов «в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете города на 2024 год». Данное предложение учтено при подготовке проекта решения.

Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Частью 1 решения № 404-V ДГ определено, что дополнительные меры социальной поддержки детей-инвалидов устанавливаются за счет средств местного бюджета.

В соответствии с частью 2 решения № 404-V ДГ предоставление дополнительной меры социальной поддержки осуществляется в порядке, утверждённом постановлением Администрации города. Данный порядок утвержден постановлением Администрации города от 17.12.2019 № 9492 «Об утверждении порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки детям-инвалидам» (с изменениями от 27.11.2023 № 5906).

В соответствии с частью 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, к проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, в которой приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат.

Финансово-экономическое обоснование проекта решения предусматривает приобретение и предоставление в 2025 году 34 санаторно-курортных путёвок по типу «Мать и дитя» в санаторий г. Евпатория на 21 день стоимостью 245 685,00 рублей каждая на общую сумму 8 353 290,00 рублей.

В бюджете города на 2024 год[3] расходы на приобретение и предоставление санаторно-курортных путевок по типу «Мать и дитя» для лечения детей-инвалидов предусмотрены в рамках основного мероприятия «Организация отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства на территории города Сургута» муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года»[4] в сумме 8 831 796,00 рублей, бюджетные ассигнования на плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрены в объёме 478 500,00 рублей ежегодно.

Следовательно, принятие проекта решения потребует увеличения расходной части бюджета города в 2025 году на сумму 7 874 790,00 рублей. Финансово-экономическое обоснование проекта решения на последующие годы не представлено.

В соответствии с замечаниями департамента финансов Администрации города от 31.07.2024 к проекту решения (в первоначальной редакции) «в проекте бюджета города на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов расходы на предоставление указанной меры социальной поддержки будут учтены в составе резервных средств в объёме 8,4 млн. рублей на каждый год планируемого периода».

Кроме того, департаментом финансов с целью сокращения бюджетных процедур и оптимизации работы предложено «установить данную меру без ограничения срока действия путём исключения в части 3 слов «и действует по 31.12.2024». Предложение департамента финансов учтено при подготовке данного проекта решения.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута

 В.И. Жуков

Кузьменко Анна Юрьевна

тел. (3462) 52-80-03


[1] Утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р.

[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[3] Решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов» (с изменениями от 04.06.2024 № 588-VII ДГ).

[4] Утверждена Постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года» (с изменениями от 20.07.2023 № 3630).