МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 05.10.2022 № 205-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении»
06 сентября 2024 года № КСП-01-17-41
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 05.10.2022 № 205-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении» (далее – проект решения).
По результатам экспертизы установлено следующее.
Действующей редакцией решения № 205-VII ДГ[1] за счёт средств местного бюджета установлена дополнительная мера социальной поддержки студентам, заключившим с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, в форме материального стимулирования в период обучения в размере:
1 000 рублей в месяц – по договорам о целевом обучении, заключённым в 2023 году;
30 000 рублей два раза в год – по договорам о целевом обучении, заключённым в 2024 году и последующие годы.
Пункт 2 части 2 решения № 205-VII ДГ обязывает Администрацию города обеспечить финансирование предоставления дополнительной меры социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете города Сургута на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.
В соответствии с частью 4 решения № 205-VII ДГ указанное решение вступает в силу с 01.09.2023.
Проектом решения предлагается:
1) в пункте 2 части 2 решения № 205-VII ДГ исключить слова «, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете города Сургута на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов»;
2) в части 4 решения № 205-VII ДГ после слов «с 01.09.2023» дополнить словами «и действует до 01.05.2030».
1. В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования городской округ Сургут[2] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.
Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй вышеуказанного Федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, к проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, в которой приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат.
В состав материалов к проекту решения включено финансово-экономическое обоснование, согласно которому общая сумма расходов на предоставление дополнительной меры социальной поддержки студентам в 2025-2027 годах составит 952 000,00 рубля, в том числе:
— в 2025 году – 204 000,00 рубля;
— в 2026 году – 324 000,00 рубля;
— в 2027 году – 428 000,00 рубля.
Согласно пояснительной записке к проекту решения с 01.01.2025 финансовое обеспечение дополнительной меры социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении, будет осуществляться за счет предельного объема бюджетных ассигнований департамента образования на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
В бюджете города на 2024 год[3] расходы на оказание дополнительной меры социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении, предусмотрены в рамках муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года»[4] в сумме 124 000,00 рублей, бюджетные ассигнования на плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрены в объёме 244 000,00 и 364 000,00 рублей соответственно.
Принятие проекта решения не потребует увеличения расходной части бюджета города в 2025, 2026 годах, 2027 год выходит за пределы планового периода.
Отмечаем, что дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан как публичные нормативные обязательства, возникшие в соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеют особый порядок утверждения и исполнения. Учитывая принцип безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами, при формировании расходной части бюджета города следует предусматривать в достаточном объёме бюджетные ассигнования на реализацию мер дополнительной поддержки.
Учитывая изложенное, полагаем, что исключение из пункта 2 части 2 решения № 205-VII ДГ слов «, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете города Сургута на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов» является обоснованным.
2. Согласно данным пояснительной записки к проекту решения и финансово-экономическому обоснованию проекта решения число студентов, заключивших договоры о целевом обучении по образовательным программам высшего образования, в 2023 году составляет 7 человек, в 2024, 2025, 2026 годах – по 2 человека.
Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, утверждён постановлением Администрации города от 03.03.2023 № 1138[5].
В соответствии с пунктом 2 раздела I приложения к постановлению Администрации города от 03.03.2023 № 1138 финансовое обеспечение стипендии производится за счёт средств местного бюджета в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года», утвержденной постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8993 (далее – муниципальная программа). При этом, согласно действующей редакции муниципальной программы значение иного показателя «Численность студентов, получающих материальное стимулирование (стипендию) в год, человек» (№ 6 раздела IV Прочие показатели таблицы 2) составляет 17, 27 и 37 человек соответственно годам 2024, 2025 и 2026.
Указанное свидетельствует о необходимости корректировки в муниципальной программе значения указанного показателя в сторону уменьшения. Данная информация была отражена в заключении Контрольно-счетной палаты города на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 05.10.2022 № 205-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении» от 20.05.2024 № КСП-01-17-27. Постановлением Администрации от 20.07.2023 № 3630 в муниципальную программу были внесены изменения без учёта корректировки значения показателя «Численность студентов, получающих материальное стимулирование (стипендию) в год, человек».
3. Проектом решения предполагается установить (ограничить) срок действия решения № 205-VII ДГ – до 01.05.2030 аналогично сроку действия постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 № 555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования».
Согласно части 1 решения № 205-VII ДГ дополнительная мера социальной поддержки студентам устанавливается в форме материального стимулирования в период обучения.
В соответствии с пунктом 2 раздела II приложения к постановлению Администрации города от 03.03.2023 № 1138 осуществление выплаты производится в течение всего периода обучения по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования на условиях целевого обучения.
Учитывая, что проектом решения вносятся изменения в часть 4 решения № 205-VII ДГ, и при этом остается без изменений абзац третий части 1, предусматривающий установление дополнительной меры социальной поддержки в размере 30 000 рублей два раза в год – по договорам о целевом обучении, заключённым в 2024 году и последующие годы, с целью исключения неоднозначного толкования норм решения Думы города в правоприменительной практике, а именно понятия «последующие годы», Контрольно-счетная палата города предлагает рассмотреть целесообразность уточнения в абзаце третьем части 1 решения № 205-VII ДГ периода заключения договоров о целевом обучении, на которые будет распространятся данная мера социальной поддержки, либо оставить часть 4 решения № 205-VII ДГ в действующей редакции, т.е. не ограничивать срок действия правового акта.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 05.10.2022 № 205-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.
И.о. Председателя Контрольно-счетной палаты города Л.А. Бережная
Кузьменко Анна Юрьевна
тел. (3462) 52-80-03
Ванеева Елена Викторовна
Тел. (3462) 52-83-60
[1] Решение Думы города от 05.10.2022 № 205-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении» (с изменениями от 04.06.2024 № 593-VII ДГ, далее – решение № 205-VII ДГ).
[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.
[3] Решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов» (с изменениями от 04.06.2024 № 588-VII ДГ).
[4] Утверждена постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года» (с изменениями от 20.07.2023 № 3630).
[5] Постановление Администрации города от 03.03.2023 № 1138 «Об утверждении порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования» (с изменениями от 23.07.2024 № 3779, далее – постановление Администрации города от 03.03.2023 № 1138).