МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2023 № 454-V ДГ
«О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся
муниципальных образовательных учреждений»
«11» сентября 2024 года
№ КСП-01-17-44
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2023 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» (далее – проект решения).
Действующей редакцией решения № 454-V ДГ [1] утверждена дополнительная мера социальной поддержки в виде бесплатной перевозки до муниципальных образовательных учреждений и обратно обучающихся, проживающих на территории города. Условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки (категории получателей, место проживания, место обучения, период предоставления меры) утверждены в приложении к решению № 454-V ДГ.
Пункт 2 части 2 решения № 454-V ДГ обязывает Администрацию города обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых в бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023, 2024 годы и плановый период 2025 — 2026 годов.
Проектом решения предлагается:
1) пункт 2 части 2 решения № 454-V ДГ изложить в редакции «обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной решением»;
2) изложить приложение к решению № 454-V ДГ в новой редакции.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
1. Проект решения Думы города подготовлен в связи с необходимостью финансового обеспечения дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений на очередной финансовый год с учетом увеличения стоимости одного часа услуг по подвозу до муниципальных образовательных учреждений и обратно обучающихся, проживающих на территории города. Установление дополнительной меры социальной поддержки обусловлено тем, что не во всех кооперативах, поселках и микрорайонах города обеспечена транспортная доступность.
В соответствии с частью 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, к проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, в которой приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат.
В состав материалов к проекту решения включено финансово-экономическое обоснование, согласно которому общая сумма расходов на предоставление дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений в 2025-2027 годах составит 405 478 500,00 рублей, в том числе:
— в 2025 году – 136 902 500,00 рублей;
— в 2026 году – 134 288 000,00 рублей;
— в 2027 году – 134 288 000,00 рублей.
Расчёт объёма бюджетных ассигнований, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений в 2025 — 2027 годах, произведён исходя из количества транспортных средств, необходимых для перевозки детей, количества часов и дней оказания транспортных услуг и стоимости 1 часа оказания транспортных услуг (3,5 тыс. рублей).
В бюджете города на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов[2] расходы на оказание дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений предусмотрены в рамках основного мероприятия «Организация и финансовое обеспечение бесплатной перевозки до муниципальных образовательных учреждений и обратно обучающихся, проживающих на территории города, в течение учебного года, за исключением каникулярных дней, актированных дней и дней карантина в муниципальном образовательном учреждении; в дни функционирования лагеря с дневным пребыванием детей на базе муниципального образовательного учреждения» муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года»[3] в сумме 132 674 368,79 рубля, в том числе:
— в 2024 году – 108 090 490,93 рубля;
— в 2025 году – 12 291 938,93 рубля;
— в 2026 году – 12 291 938,93 рубля.
Согласно пояснительной записке к проекту решения предоставление дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений в 2025-2027 годах возможно в случае выделения департаменту образования дополнительных бюджетных ассигнований в сумме 380 894 622,14 рубля, в том числе:
— в 2025 году – 124 610 561,07 рубля;
— в 2026 году – 121 996 061,07 рубля;
— в 2027 году – 134 288 000,00 рублей.
Согласно информации департамента финансов от 08.08.2024 к проекту решения «Обеспечение потребности в полном объеме в настоящее время не представляется возможным. Изыскание дополнительных источников финансового обеспечения будет рассмотрено на заседании Бюджетной комиссии при Главе города».
03.09.2024 на заседании Бюджетной комиссии при Главе города по вопросу о внесении изменений в бюджет города на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов принято решение об увеличении бюджетных ассигнований на предоставление дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений в 2025 году на сумму 59 909 561,07 рубля.
Отмечаем, что дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан как публичные обязательства, возникшие в соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеют особый порядок утверждения и исполнения. Учитывая принцип безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами, при формировании расходной части бюджета города следует предусматривать в достаточном объёме бюджетные ассигнования на реализацию мер дополнительной поддержки.
Наличие необеспеченной потребности в бюджетных средствах для предоставления дополнительной меры социальной поддержки противоречит принципу безусловного исполнения расходных обязательств муниципального образования, а также содержит риск неисполнения положений решения о дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений.
2. Проектом решения предлагается изложить приложение к решению
№ 454-V ДГ в новой редакции, в связи с:
1) прекращением подвоза в 2024/2025 учебном году учащихся начальных классов, проживающих в 36-45 микрорайонах города в МБОУ СОШ № 15, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 32, в связи с вводом в эксплуатацию и началом функционирования с 01.09.2024 четвертого блока МБОУ СШ № 9 (ул. А. Усольцева, 14/1);
2) расширениям мест проживания учащихся, которым предоставляется дополнительная мера социальной поддержки:
— в многоквартирных домах по улице Монтажников и жилых домах по улицам Тюменская, Мостостроительная, Железнодорожная, расположенных вблизи ЖК «ГолдФиш» (подвоз в МБОУ СОШ № 4 имени Л.И. Золотухиной);
— во вновь введенных многоквартирных домах по улице Сосновая в микрорайоне Марьина гора (подвоз в МБОУ СОШ № 44);
3) уточнением адреса подвоза учащихся МБОУ СОШ № 15 в связи с тем, что функционирование лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы планируется в корпусе, расположенном по адресу: ул. Пушкина, 15А.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2023 № 454-V ДГ
«О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом информации, изложенной в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута
В.И. Жуков
[1] Решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» (с изменениями от 19.06.2023 № 368-VII ДГ,
далее – решение № 454-V ДГ).
[2] Решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов» (с изменениями от 04.06.2024 № 588-VII ДГ).
[3] Утверждена постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года» (с изменениями от 20.07.2023 № 3630).