Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Сургутской городской Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД «Об утверждении Положения о порядке управления и содержания муниципального жилищного фонда (с нормами о порядке представления интересов муниципального образования на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах) в городе Сургуте»

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Сургутской городской Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД «Об утверждении Положения о порядке управления и содержания муниципального жилищного фонда (с нормами о порядке представления интересов муниципального образования на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах) в городе Сургуте»

«13» сентября 2024 года                                                                                                                                                                                                                   № КСП-01-17-48

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Сургутской городской Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД «Об утверждении Положения о порядке управления и содержания муниципального жилищного фонда (с нормами о порядке представления интересов муниципального образования на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах) в городе Сургуте» (далее – проект решения).

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

Согласно пояснительной записке к проекту решения[1] с целью уменьшения дебиторской задолженности по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, а также уточнения некоторых норм порядка предоставления муниципальных жилых помещений на условиях договоров коммерческого найма, предлагается в решение Сургутской городской Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД[2] внести следующие изменения:

1) В абзац третий пункта 3 части 5.1 статьи 13 приложения 1 к решению в части установления условий выкупа жилых помещений для нанимателей, являющихся гражданами Российской Федерации, принимающими (принявшими) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей.

В действующей редакции решения предусмотрено право выкупа занимаемого жилого помещения по договору коммерческого найма данной категорией нанимателей независимо от срока проживания в муниципальном жилом помещении.

Проектом решения предлагается установить для данной категории граждан исключение из общих правил, а именно: предоставить право выкупа занимаемого жилого помещения независимо от стажа работы в органах местного самоуправления, государственных органах (учреждениях), расположенных на территории муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры либо учреждениях, финансируемых за счет средств местного бюджета города Сургута.

При этом на данную категорию граждан будет распространятся общее условие об уменьшении размера выкупной стоимости жилого помещения в зависимости от срока проживания в нём:

Проживание по месту жительства в занимаемом муниципальном жилом помещенииРазмер оплаты стоимости продаваемого жилого помещения, % от рыночной стоимости жилого помещения
менее 10 календарных лет100
от 10 до 15 календарных лет80
от 15 до 20 календарных лет60
более 20 календарных лет40

Системное толкование норм решения Сургутской городской Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД позволяют прийти к выводу, что изменения в абзац третий пункта 3 части 5.1 статьи 13 приложения 1 к решению не ухудшают положение нанимателей, являющихся гражданами Российской Федерации, принимающими (принявшими) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей, а направлены на исключение неопределенности в правоприменительной практике, поскольку условие о «сроке проживания в  муниципальном жилом помещении» как критерий выкупа занимаемых жилых помещений решением не установлен и применяется только при определении размера выкупной стоимости.

2) В часть 3 статьи 1 приложения 2 к решению, в части уточнения срока заключения договора коммерческого найма жилого помещения – вместо пяти лет установить один год, сохранив за нанимателем и членами его семьи преимущественное право на продление договора по истечении срока действия договора.

Данные изменения предлагается внести по результатам заседания комиссии по мобилизации дополнительных доходов в местный бюджет (п.2.3.1 решения, Протокол заседания комиссии от 20.06.2024 № 2) как одна из мер, направленных на снижение уровня дебиторской задолженности за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

3) В часть 9 статьи 1 приложения 2 к решению, установив ограничение по количеству раз предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и участников долевого строительства, чьи права нарушены, а именно однократно.

4) В часть 1 статьи 2 приложения 2 к решению, уточнив наименование категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, из числа необеспеченных жилыми помещениями государственных служащих федеральных и региональных органов государственной власти и иных сотрудники правоохранительных органов.

Если в действующей редакции решения право на обеспечение жилыми помещениями имеют «высококвалифицированные» государственные служащие, судьи или сотрудники правоохранительных органов, являющиеся работниками государственных органов (учреждений), то проектом решения критерий «высококвалифицированные» предлагается исключить.

5) В статью 43 приложения 2 к решению, уточнив условие предоставления жилых помещений коммерческого использования для работников органов местного самоуправления и приглашенных сотрудников муниципальных учреждений (организаций) — на период трудовых отношений с указанными органами и учреждениями.

 Материалы к проекту решения не содержат информации о наличии/отсутствии необходимости дополнительных материальных и других затрат.

На основании изложенного, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Сургутской городской Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД «Об утверждении Положения о порядке управления и содержания муниципального жилищного фонда (с нормами о порядке представления интересов муниципального образования на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах) в городе Сургуте» может быть рассмотрен Думой города с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                   В.И. Жуков

Афризонова Ксения Владимировна

тел. (3462) 52-80-07

Ванеева Елена Викторовна

тел. (3462) 52-83-60


[1] Пояснительная записка департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута.

[2] Решение Сургутской городской Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД «Об утверждении Положения о порядке управления и содержания муниципального жилищного фонда (с нормами о порядке представления интересов муниципального образования на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах) в городе Сургуте» (далее — решение Сургутской городской Думы № 553-III ГД, решение).