Заключение на проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки собственникам, проживающих в коммунальных квартирах, расположенных в аварийных домах, признанных в установленном порядке аварийными после 01.01.2024, и не имеющих иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в собственности, либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки собственникам, проживающих в коммунальных квартирах, расположенных в аварийных домах, признанных в установленном порядке аварийными после 01.01.2024, и не имеющих иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в собственности, либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»

«23» сентября 2024 года                                                                                                                                                                                                                             № КСП-01-17-50

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы проекта решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки собственникам, проживающих в коммунальных квартирах, расположенных в аварийных домах, признанных в установленном порядке аварийными после 01.01.2024, и не имеющих иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в собственности, либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (далее – проект решения).

По результатам экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава городского округа[1] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан отнесено к компетенции Думы города. По вопросам осуществления своей компетенции, предусмотренной Уставом городского округа, Дума города принимает муниципальные правовые акты в виде решений.

Проектом решения предлагается установить за счет средств местного бюджета дополнительную меру социальной поддержки собственникам, проживающим в коммунальных квартирах, расположенных в аварийных домах, признанных в установленном порядке аварийными после 01.01.2024, и не имеющим иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в собственности, либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в виде освобождения от оплаты разницы между стоимостью предоставляемых и изымаемых у собственников жилых помещений.

В настоящее время постановлением Правительства ХМАО – Югры от 29.12.2020 № 643-п[2] утвержден «Порядок предоставления субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на реализацию полномочий в области строительства и жилищных отношений» (далее – Порядок) , в соответствии с абзацем седьмым подпункта 2.2 пункта 2 которого, «приобретенные жилые помещения в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, предоставляются без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилых помещений, предоставляемых взамен изымаемых жилых помещений, и размером возмещения за изымаемые жилые помещения собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из числа инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неработающих пенсионеров по старости, семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, несовершеннолетних граждан, участников специальной военной операции, ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, ветеранов Великой Отечественной войны, малоимущих граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждан, признанных судом недееспособными, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования».

Таким образом, проектом решения предлагается установить дополнительную меру социальной поддержки для граждан, не относящихся к льготной категории, установленной вышеуказанным Порядком. 

Согласно пояснительной записке[3] проект решения подготовлен «в целях сокращения сроков расселения аварийного жилищного фонда».

Исходя из представленного финансово-экономического обоснования в случае принятия проекта решения недополученные (выпадающие) доходы бюджета составят 67 828 950 рублей. Указанная сумма не является окончательной и подлежит корректировке после проведения процедуры оценки рыночной стоимости изымаемых жилых помещений в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ[4] и уточнения количества граждан, освобождающихся от доплаты в соответствии с перечнем, установленным постановлением Правительства ХМАО – Югры от 29.12.2020 № 643-п, и предоставления гражданами всех необходимых документов, подтверждающих льготы.

Расчет произведен исходя из норматива средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения (123 500 рублей[5]) и общей разницы площадей изымаемых для муниципальных нужд помещений и предполагаемых взамен (549 квадратных метров). Согласно финансово-экономическому обоснованию 24 семьи не имеют окружных льгот и жилья на территории ХМАО – Югры.

В материалах к проекту решения отражено, что на сегодняшний день на территории города Сургута имеется один многоквартирный капитальный дом, признанный аварийным 10.06.2024, по адресу: улица Мечникова, дом 13.

Жилые помещения в нем являются многокомнатными коммунальными квартирами, состоящими из трех и более жилых помещений (комнат), принадлежащих на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, пяти и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи.

2. В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –Жилищный кодекс РФ) «при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество».

Согласно части 8 указанной статьи «по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02.07.2009 № 14[6] отметил, что по смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).

Отмечаем, что в соответствии с частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

3. Проектом решения предлагается установить дополнительную меру поддержки собственникам, проживающим в коммунальных квартирах, расположенных в аварийных домах, признанных в установленном порядке аварийными после 01.01.2024, и не имеющим иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в собственности, либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

То есть наличие иного жилого помещения за пределами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предлагается не учитывать при предоставлении дополнительной меры социальной поддержки, устанавливаемой проектом решения.     Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 01.02.2021 № 3-П, определения от 19.06.2007 № 446-О-О от 22.03.2012 № 509-О-О, от 26.01.2017 № 187-О) введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления дополнительных мер социальной поддержки, помимо установленных федеральным законодательством, зависят от социально-экономических факторов  в том числе возможностей конкретного бюджета.

В частности, в Постановлении от 27.03.2018 № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации выразил позицию относительно установления за счет средств бюджета дополнительных мер социальной поддержки, которая заключается в необходимости исходить из критериев нуждаемости, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. При этом, принцип самостоятельности конкретного бюджета (ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации) означает не только право, но обязанность обеспечения сбалансированности соответствующих бюджетов и эффективности использования бюджетных средств.

Следовательно, дополнительные меры социальной поддержки должны устанавливаться для граждан, которые действительно нуждаются в таких мерах относительно других граждан, которым такая мера не предоставляется.

  С целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, учитывая соблюдение принципа нуждаемости, предлагаем в проекте решения предусмотреть критерии и условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки, например:

— отсутствие у гражданина на момент принятия решения о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки иных жилых помещений на территории Российской Федерации, пригодных для постоянного проживания, находящихся в собственности, либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

— в случае наличия у гражданина в собственности нескольких жилых помещений (комнат в коммунальной квартире), расположенных в одном аварийном доме, дополнительная мера социальной поддержки предоставляется однократно при изъятии только одного жилого помещения».

В случае принятия данных предложений по внесению вышеуказанных изменений потребуется исключить слова «на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» из наименования и по тексту проекта решения.

4. Частью 3 проекта решения предусмотрено распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2024.

Обращаем внимание, что принятие муниципальным образованием обязательств по обеспечению ранее не предусмотренной дополнительной меры социальной поддержки, правомерно после вступления в силу муниципального правового акта об установлении такой меры поддержки.

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки собственникам, проживающих в коммунальных квартирах, расположенных в аварийных домах, признанных в установленном порядке аварийными после 01.01.2024, и не имеющих иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в собственности, либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» может быть рассмотрен Думой города с учетом предложений и информации, изложенных в настоящем заключении.

Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута                                                                                                                                                                              В.И. Жуков

Афризонова Ксения Владимировна, тел. 52-80-07;

Ванеева Елена Викторовна, тел. 52-83-60


[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав городского округа).

[2] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2020 № 643-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Строительство» (далее — постановление Правительства ХМАО – Югры от 29.12.2020 № 643-п).

[3] Пояснительная записка департамента имущественных и земельных отношений Администрации города (далее –ДИЗО) к проекту решения.

[4] Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

[5] Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.07.2024 № 43-НП «Об утверждении нормативов средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на третий квартал 2024 года».

[6] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»