Заключение на проект решения Думы города «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов»

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города«О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов»

27 сентября 2024 г.                                                                                                                                                                                                                                                              № КСП-01-17-51

Настоящее заключение на проект решения Думы города «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов» (далее – проект решения) подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.

Проектом решения предлагается согласовать полную замену дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в бюджет муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры:

— на 2025 год в размере 11,73 процента;

— на 2026 год – 7,18 процента;

— на 2027 год – 9,48 процента.

Действие решения предлагается ограничить по 31.12.2025.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских округов от НДФЛ. Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ устанавливаются на срок не менее трех лет. Изменение указанных нормативов отчислений в бюджеты городских округов в течение текущего финансового года не допускается.

Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 3 статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 132-оз).

Согласно части 15 статьи 3 Положения о бюджетном процессе в городском округе Сургут ХМАО — Югры, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ, принятие решений о согласовании (об отказе в согласовании) полной или частичной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений в бюджет города от НДФЛ является бюджетным полномочием Думы города. Таким образом, проект решения подготовлен в соответствии с нормами вышеуказанных правовых актов.

Кроме того, пунктом 5 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что средства, полученные городским округом по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх расчётного объёма дотации, изъятию в бюджет субъекта Российской Федерации не подлежат. В то же время не подлежат компенсации из бюджета субъекта Российской Федерации потери бюджета городского округа в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчётного объёма дотации. Таким образом, принимая решение о согласовании полной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ муниципальное образование берет на себя все риски, связанные с кассовым поступлением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчётного объёма дотации. 

В соответствии с пояснительной запиской к проекту решения с учётом доведённых[1] Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа -Югры параметров и нормативов зачислений НДФЛ в бюджет города объем дополнительных поступлений в местный бюджет по данным департамента финансов Администрации города  в 2025 году оценивается в размере 3 700 458,2 тыс. рублей, в 2026 году – 2 411 216,7 тыс. рублей, в 2027 году – 3 386 127,4 тыс. рублей.

Поступление НДФЛ в консолидируемый бюджет автономного округа с территории города Сургута в 2025 году планируется на уровне 31 546 958,4 тыс. рублей, что на 1 863 440,1 тыс. рублей больше прогнозируемого Департаментом финансов ХМАО-Югра (с учётом информации, представленной дополнительно департаментом финансов Администрации города). В 2026-2027 годах наблюдается аналогичная ситуация. По результатам расчетов можно предположить возможность получения дополнительных доходов от трансфертозамещения в 2025-2027 годах.

В соответствии со статьями 160.1, 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным администратором доходов бюджета прогнозирование (планирование) поступлений НДФЛ осуществлялось исходя из оценки поступлений и индекса роста фонда заработной платы, индекса потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития городского округа Сургут ХМАО-Югры на среднесрочную перспективу. На 2025 год при расчете НДФЛ учтены индекс роста фонда заработной платы в размере 107,1 %, индекс потребительских цен на конец года в размере 104,0 %[2].

Обращаем внимание, что на поступления НДФЛ в 2025-2027 года может оказать влияние изменения налоговых ставок НДФЛ, вводимых с 1 января 2025 года на основании Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Следует отметить, что при расчете поступлений НДФЛ в части суммы, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей, и в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, применены дополнительные нормативы отчислений в размере 10,21 % в 2025 году, 6,25 % в 2026 году и 8,25 % в 2027 году. Указанные размеры ниже, чем предлагается утвердить проектом решения. Департамент финансов Администрации города пояснил, что расчет произведен с учетом методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), являющейся приложением 2 к Закону № 132-оз.

Обращаем внимание, что в случае утверждения законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о бюджете автономного округа на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ в различных размерах (то есть так, как учтено при расчете НДФЛ), принятое Думой города решение в редакции представленного проекта решения будет иметь расхождения с указанным законом автономного округа. Аналогичная ситуация сложилась и в предыдущих периодах:

— решение Думы города от 28.09.2022 № 182-VII ДГ «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» имеет расхождения в части размеров дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ[3] с законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 24.11.2022 № 132-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»;

— действующее решение Думы города от 27.09.2023 № 413-VII ДГ «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» имеет расхождения в части размеров дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ с законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 29.11.2023 № 94-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

По указанной причине, полагаем, существует риск получения иного результата трансфертозамещения, в том числе поступления доходов в размере меньше расчетной дотации.

По данным финансового органа практика замены в 2022-2023 году дотаций дополнительными нормативами от НДФЛ привлекла в бюджет города дополнительные поступления около 665 млн. рублей, что подтверждается данными отчетов об исполнении бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за соответствующие периоды. В 2024 году также отмечается положительная динамика поступления НДФЛ. Рост поступлений НДФЛ за 8 месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 118,7 %. Кроме того, по итогам 2024 года уровень индекса роста фонда заработной платы в муниципальном образовании прогнозируется на уровне 115,4 % при плановом размере 106,4 %[4].

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона № 132-оз:

— принятое решение Думы города должно быть представлено в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в срок до 1 октября 2024 года;

— решения, принятые после 1 октября текущего финансового года, при составлении бюджета автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период не учитываются.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                             В.И. Жуков

Бережная Лариса Александровна,

52-83-63


[1] Письмо от 26.09.2024 № 20-Исх-3134.

[2] Постановление Администрации города от 31.10.2023 № 5278 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и на плановый период 2025 — 2026 годов».

[3] В части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей.

[4] Согласно прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и на плановый период 2025 — 2026 годов, одобренному постановлением Администрации города от 31.10.2023 № 5278.