Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 01.06.2010 № 755-IV ДГ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетного органа и должности муниципальной службы»

22 октября 2024 г.                                                                                                                                                                                                                                                                 № КСП-01-17-52

Контрольно-счетная палата города рассмотрела проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 01.06.2010 № 755-IV ДГ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетного органа и должности муниципальной службы» (далее – проект решения), внесенный Администрацией города, и в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, подготовила настоящее заключение.

Проектом решения предлагается внести в порядок  назначения, прекращения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетного органа и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Сургут (далее – Порядок), утвержденный решением Думы города от 01.06.2010 № 755-IV ДГ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетного органа и должности муниципальной службы», изменения, касающиеся:

— условий определения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы;

— порядка обращения и назначения пенсии за выслугу лет;

— расчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы;

— поощрительной выплаты при назначении пенсии за выслугу лет;

— приостановления, возобновления, прекращения выплаты пенсии за выслугу лет.

По результатам экспертизы установлено, что проект решения соответствует действующему законодательству за исключением следующих норм.

1. Предлагаемое проектом решения дополнение части 1 статьи 2 Порядка минимальным стажем муниципальной службы в органах местного самоуправления города Сургута не менее 10 лет не согласуется с положениями части 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ), согласно которым государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Федеральным законом от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону № 166-ФЗ. Таким образом, федеральным законодателем не установлены условия наличия стажа государственной или муниципальной службы исключительно в определенных субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании. Равно как не устанавливает такого условия и законодатель Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

    Свою позицию по этому поводу выразила Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном определении от 21.01.2019 № 41-АПГ18-25: «Из приведенных положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не следует, что стаж гражданской службы и стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен быть получен исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определенного субъекта Российской Федерации или определенного муниципального образования, поскольку федеральный законодатель такого условия для предоставления права на пенсию за выслугу лет не устанавливает, получение стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определенного субъекта Российской Федерации или определенного муниципального образования не оговаривает, определяя только минимальную продолжительность стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы».

    Учитывая изложенное, предлагаем пункт 1 части 1 проекта решения исключить.

    2. Частью 2 проекта решения предлагается обязать Администрацию города произвести перерасчёт размера пенсии за выслугу лет, назначенной в период с 01.08.2024 по дату вступления в силу решения Думы города, в соответствии с пунктом 3 абзаца второго части 5 статьи 4 Порядка.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации достигается, в том числе, посредством соотносительности основных условий пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации.

    Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2013 № 1591-О «приведенные законоположения направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих, следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными».

    В Апелляционном определении от 14.08.2019 № 2-АПА19-6 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации выразила следующую позицию: «исходя из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, но такое регулирование не может быть произвольным, должно осуществляться в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы, исчисляться индивидуально исходя из среднемесячного денежного содержания по занимаемой должности и учитывать продолжительность соответствующего стажа».

    Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1999 № 189-О, от 11.05.2006 № 88-О, от 03.04.2007 № 332-О-П, от 15.01.2008 № 107-О-О, от 02.04.2009 № 473-О-О, от 03.02.2010 № 150-О-О, от 16.01.2018 № 6-О).

    Из системного толкования вышеизложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер. Соответственно, муниципальный правовой акт должен обеспечить равенство муниципальных служащих независимо от момента назначения им пенсии.

    Таким образом, в целях исключения дискриминации, считаем, что новые   правила расчета пенсии за выслугу лет должны распространять своё действие на все ранее установленные пенсии.

    Учитывая изложенное, предлагаем часть 2 проекта решения изложить в следующей редакции: «Администрации города с даты вступления в силу настоящего решения произвести пересчёт размера ранее установленных пенсий с учётом положений, установленных настоящим решением».

    3. С целью соблюдения правил юридической техники предлагаем в части 3 проекта решения слова «частей 6 и 7» заменить словами «пунктов 6 и 7 части 1».

    По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 01.06.2010 № 755-IV ДГ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетного органа и должности муниципальной службы» может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.

    Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                                 В.И. Жуков

    Бережная Лариса Александровна,

    52-83-63