Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории города Сургута»

22 октября 2024 года                                                                                                                                                                                                                                                      № КСП-01-17-53

Настоящее заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории города Сургута» (далее – проект решения) подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.

Проектом решения предлагается внести в действующую редакцию решения Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории города Сургута» (далее – решение Думы города) следующие изменения:

— уточнить по тексту приложения к решению Думы города (статья 1, части 11 и 12 статьи 2, часть 3 статьи 3) отдельные формулировки в целях устранения недостатков юридико-технического характера;

— увеличить с 2% до 2,5% ставку налога в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей;

— установить налоговую льготу в виде уменьшения исчисленной суммы налога для лиц, состоящих на учете в налоговом органе в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход, в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. Статьёй 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определено, что налог на имущество физических лиц является местным налогом. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), подпунктом 2 пункта 1 статьи 7, подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 Устава города[1] установление, изменение и отмена местных налогов и сборов относится к вопросам местного значения городского округа и к компетенции Думы города.

Согласно пункту 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований:

— определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ;

— могут устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2 статьи 399 НК РФ).

С 01.01.2025 вступают в силу изменения статьи 406 НК РФ, определяющей предельный размер налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, в части увеличения до 2,5% ставки налога в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Согласно пояснительной записке к проекту решения повышение налоговой ставки признано целесообразным, дополнительный объем налоговых поступлений в бюджет города с 2026 года (за налоговый период 2025 года) составит около 4,4 млн. рублей ежегодно.

Указанное также соответствует Основным направлениям бюджетной и налоговой политики города[2], согласно которым приоритетным направлением бюджетной и налоговой политики на 2024-2026 годы является проведение целенаправленной работы, ориентированной на рост доходного потенциала, выявления скрытых резервов, повышения уровня собираемости доходов, сокращения дебиторской задолженности по поступлениям в бюджет города.

Таким образом, увеличение с 01.01.2025 ставки налога в отношении отдельных объектов налогообложения до предельного уровня, предусмотренного НК РФ, не противоречит действующему законодательству и соотносится с направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования.

2. Проектом решения предлагается установить налоговую льготу в виде частичного уменьшения в 2025-2027 годах исчисленной суммы налога для лиц, состоящих на учете в налоговом органе в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход, в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ (далее – Перечень), а также объектов недвижимого имущества, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, права собственности на которые оформлены налогоплательщиками до 1 января 2024 года и по которым кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января 2024 года, превышает кадастровую стоимость указанных объектов недвижимого имущества, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2023 года.

Уменьшение суммы налога предлагается в виде доли разницы между исчисленной суммой налога за соответствующий период и исчисленной суммой налога за 2023 год в следующих размерах:

— 60% разницы за налоговый период 2024 года;

— 40% — за налоговый период 2025 года;

— 20% — за налоговый период 2026 года.

Предложение об установлении налоговой льготы (налогового расхода) обосновано увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости в результате государственной кадастровой оценки, в связи с чем с 01.01.2024 возрастает уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющих в собственности объекты недвижимости, включенные в Перечень (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, предусматривающие размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания).

Выпадающие доходы бюджета города вследствие установления налоговой льготы составят ориентировочно 74,2 млн. рублей за трехлетний период: 37,1 млн. рублей в 2025 году, 24,7 млн. рублей в 2026 году и 12,4 млн. рублей в 2027 году (из пояснительной записки к проекту решения).

В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общими требованиями[3], Порядком оценки налоговых расходов[4] департаментом финансов Администрации города проведена оценка планируемого к установлению налогового расхода.

По результатам оценки планируемый к установлению налоговый расход представляется эффективным, так как:

— соответствует цели муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на период до 2030 года» (далее – муниципальная программа);

— ожидается положительное его влияние на значение целевого показателя муниципальной программы «Оборот (товаров, работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства, млн. руб.».

— определена положительная бюджетная эффективность по сравнению с альтернативным механизмом достижения цели муниципальной программы – предоставление субсидий на возмещение различного рода затрат.

Вопрос был рассмотрен 24.09.2024 на заседании рабочей группы по подготовке предложений по установлению (изменению) налоговых ставок, предоставлению (отмене) налоговых льгот по местным налогам и сборам (далее – рабочая группа), предложение по установлению налоговой льготы поддержано.

 Следует обратить внимание, что проектом решения налоговую льготу предлагается установить для лиц, состоящих на учете в качестве индивидуального предпринимателя и плательщика налога на профессиональный доход в налоговом органе в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, тогда как на заседании рабочей группы поддержано предложение установления льготы для собственников имущества, зарегистрированных в ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ одним из вопросов местного значения городского округа является содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации указанного вопроса местного значения городского округа Администрация города в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 38 Устава города создает условия для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа, в том числе:

а) формирует и осуществляет муниципальные программы (подпрограммы) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

б) анализирует финансовые, экономические, социальные и иные показатели развития малого и среднего предпринимательства и эффективность применения мер по его развитию, прогнозирует развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа;

в) формирует инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа и обеспечивает ее деятельность;

г) содействует деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

д) образует координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.

Администрацией города в целях осуществления указанного полномочия сформирована и реализуется муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на период до 2030 года», направленная на «создание условий для развития предпринимательства на территории города, в том числе в целях удовлетворения потребностей предприятий и жителей города в товарах, работах, услугах, а также гостей города в рамках развития туристского сектора».

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуют полномочия в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории городского округа.

Установление льготы по налогу на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей и плательщиков налога на профессиональный доход, не осуществляющих деятельность на территории города, не связано с реализацией органами местного самоуправления муниципального образования своих полномочий по решению вопросов местного значения в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. В этом случае согласно Порядку оценки налоговых расходов планируемый к установлению налоговый расход не может быть признан эффективным.

Отмечаем, что налог на имущество физических лиц является местным и зачисляется в бюджет муниципального образования по месту нахождения имущества.

Учитывая изложенное, предлагаем в проекте решения обеспечить взаимосвязь предоставления планируемой налоговой льготы с реализацией органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства, например, ограничив категорию получателей налоговой льготы индивидуальными предпринимателями и плательщиками налога на профессиональный доход, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории города.

По аналогии с действующим порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства[5] подтверждением осуществления предпринимательской деятельности на территории города может являться как факт постановки на налоговый учет в городе Сургуте, так и наличие недвижимости на территории города, используемой в осуществлении предпринимательской деятельности.

3. Вступление в силу проекта решения предполагается по истечении месяца со дня его официального опубликования. При этом нормы, изменяющие налоговые ставки, вступают в силу с 01.01.2025, а положения в части установления налоговой льготы распространяются на правоотношения, связанные с исчислением налога с 01.01.2024. Указанное соответствует статье 5 НК РФ.

Кроме того, в данном случае соблюдена норма части 3 статьи 8 Положения о бюджетном процессе[6], согласно которой решения Думы города о внесении изменений в решения представительного органа городского округа о местных налогах, предполагающие вступление в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, принимаются Думой города до 01 ноября текущего года.

Учитывая изложенное, полагаем, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории города Сургута» может быть рассмотрен Думой города с учетом предложения, изложенного в настоящем заключении.

Председатель Контрольно-счетной палаты города                                                                                                                                                                                                   В.И. Жуков

Рогаченко Вероника Сергеевна,

52-83-76


[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав города).

[2] Постановление Администрации города от 10.11.2023 № 5465 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов».

[3] Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

[4] Постановление Администрации города от 28.08.2020 № 6034 «Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов города Сургута» (далее – Порядок оценки налоговых расходов).

[5] Постановление Администрации города от 15.06.2018 № 4437 «Об утверждении порядков предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат».

[6] Решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».