В соответствии с п. 2.6 плана работы КСП на 2014 год, отделом контроля расходов на социальную сферу было проведено контрольное мероприятие по вопросу «Проверка использования средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидии МБУК «Сургутский краеведческий музей» (далее – МБУК «СКМ», Учреждение) на выполнение муниципального задания и субсидии на иные цели за 2013 год и текущий период 2014 года. Проверка достижения показателей муниципального задания. Проверка поступления и использования средств от приносящей доход деятельности за 2013 год и текущий период 2014 года».
Предмет контрольного мероприятия:
— порядок предоставления субсидий;
— использование средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности.
Объекты контрольного мероприятия:
— МБУК «СКМ»;
— департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города (далее –ДКМПиС, Департамент).
Наиболее существенные моменты, установленные в ходе проведения контрольного мероприятия следующие:
1. Установлены факты, которые свидетельствуют о формальном подходе Департамента к утверждению нормативных документов, регулирующих оказание муниципальных услуг, формированию муниципальных заданий и соглашений о финансовом обеспечении выполнения муниципальных заданий:
— имеют место несвоевременное внесение изменений в Перечень муниципальных услуг и работ, оказываемых муниципальными учреждениями, а так же несвоевременное утверждение стандарта качества муниципальной услуги, в связи с чем, услуга Учреждением оказывалась в отсутствие стандарта в период с 01.01.2013 по 07.03.2013;
— в муниципальные задания Учреждения включены не все виды уставной и фактически осуществляемой деятельности;
— допускались случаи перечисления субсидии на выполнение муниципального задания с нарушением условий Соглашения о ее предоставлении;
— допускалось согласование Департаментом утвержденных Планов ФХД Учреждения при наличии арифметических ошибок и неверно указанных сведений;
— проверки, предусмотренные в рамках проведения контроля за исполнением муниципального задания Департаментом не проводились, либо проводились без оформления соответствующих документов;
— при анализе муниципального задания МБУК «СКМ» за 2012 – 2014 годы в части показателей, характеризующих объем (содержание) муниципальной услуги выявлено, что ежегодные плановые показатели остаются на одном уровне и не учитывают достигнутые результаты работы МБУК «СКМ» в предыдущих периодах, что возможно не способствует развитию новых форм работы Учреждения и стремлению к повышению уже достигнутых показателей;
— Министерством Культуры РФ рекомендовано для учреждений культуры, с учетом их специфики и возможности каждого региона, ежегодно при определении нормативных затрат на оказание муниципальных услуг использовать механизм нормативно-подушевого финансирования. Проанализировав возможность использования данного механизма, КСП города считает, что в целях оптимизации и эффективности использования бюджетных средств при определении нормативных затрат на оказание муниципальной услуги «Сохранение и популяризация историко-культурного наследия», применять такой механизм допустимо. Применение механизма нормативно-подушевого финансирования позволит упорядочить затраты в составе нормативных затрат, а так же повысить конкурентоспособность учреждений при оказании однотипных услуг.
2. Бухгалтерский учёт в Учреждении с 06.07.2011 осуществляется МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Сургута» (далее — МКУ «МФЦ») по соглашению о взаимодействии от 06.07.2011 № 2-С (далее – Соглашение о взаимодействии), заключенному с Департаментом. В соответствии с условиями Соглашения о взаимодействии, Учреждению следовало заключить договор по организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности с МКУ «МФЦ». Согласно информации МБУК «СКМ», полученной в ходе проверки, типовой договор по организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности между МКУ «МФЦ» и Учреждением не заключался. Таким образом, возложение ответственности на главного бухгалтера МКУ «МФЦ» за ведение бухгалтерского учета и отчетности в Учреждении не закреплено документально.
Выявленные нарушения финансовой дисциплины и использования имущества Учреждения, находящегося на праве оперативного управления, носят системный характер и заключаются в следующем:
— Планы ФХД Учреждения утверждены с нарушением установленных сроков;
— допускались нарушения Трудового кодекса РФ, в части оплаты труда работникам, для которых установлен суммированный учет рабочего времени, гибкий график работы и работникам за время нахождения в служебных командировках;
— локальным актом Учреждения не определено, какую единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывать при расчете среднего заработка работников, если в расчет попадают две такие выплаты, начисленные к отпускам за различные периоды. По мнению КСП города, такой локальный акт необходимо принять с целью исключения предоставления преимуществ одним работникам и ущемлении прав других, в силу положений Конституции РФ и ТК РФ;
— в результате несвоевременности принятия решения о продаже автомобиля, находящегося на балансе Учреждения, фактические потери бюджета составили 12 402,00 рублей;
— низкая востребованность, а так же отсутствие целевой аудитории вызывают сомнение в необходимости издания 500 экземпляров (в двух томах) сборника «Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях» и расходования средств города Сургута на указанные цели в размере 288 000,00 рублей. Пояснение Учреждения о планировании распространения сборника кроме жителей города другим получателям, находящимся за пределами города, также сомнительно, так как в данном случае распространение будет осуществляться с нарушением стандарта качества муниципальной услуги;
— не соблюдались установленные условиями договоров сроки оплаты по принятым обязательствам;
— при проверке порядка проведения инвентаризации в МБУК «СКМ» выявлены расхождения данных по бухгалтерскому учету и данных инвентаризационных описей, кроме того, не проведена инвентаризация денежных средств, а так же имеются нарушения при оформлении результатов инвентаризации. Указанные факты позволяют сделать вывод о том, что инвентаризация в Учреждении проводится формально и возможно содержится риск отражения материальных ценностей в количестве, не соответствующем действительному.
3. В течение всего проверяемого периода отмечается, что задачи, возложенные Учредителем на МБУК «СКМ», выполняются не в полной мере, о чем свидетельствует недостаточная организация работы Учреждения в части учета и хранения музейных фондов, а так же формальный подход к планированию деятельности и недостаточный контроль руководителя за выполнением возложенных на Учреждение задач, а именно:
— проведение научной инвентаризации и сверка музейных фондов осуществляются в недостаточном объеме;
— результаты комиссионных осмотров сохранности музейных предметов с целью определения необходимости реставрационных работ не фиксируются в актах;
— не составляются протоколы комиссии о возможности транспортировки музейных предметов.
Кроме того, в результате проверки достижения показателей муниципального задания установлены факты, которые позволяют поставить под сомнение полноту и достоверность учета оказанных музейных услуг:
— журнал учета предоставления музейных услуг в части учета количества оказанных Учреждением услуг ведется с помарками, допускается фиксирование показателей карандашом, исправления при помощи штрих-корректора. Исправления допускаются ежемесячно;
— установлены расхождения данных, отраженных в Информации о количестве оказанных услуг и отчете об исполнении основных показателей муниципального задания за I квартал 2014 года;
— отчетность о результатах деятельности и целевых показателях Учреждения утверждалась с нарушением установленных сроков.
4. Существующий в МБУК «СКМ» порядок учета поступления средств от приносящей доход деятельности позволяет поставить под сомнение объем фактически полученных доходов от оказания платных услуг, в частности:
— в Журнале учета предоставления музейных услуг в части отражения полученных Учреждением денежных средств допускаются фиксирование записей о поступивших суммах карандашом и их исправления, не заверенные кассиром;
— период и сумма поступления денежных средств, полученных от оказания Учреждением услуг, отраженные в Журнале учета предоставления музейных услуг не соответствуют записям в Журнале кассира-операциониста, который применяется для учета операций по ежедневному приходу наличных денег (выручки);
— установлены случаи, когда не пробиваются кассовые чеки и когда пробивается один кассовый чек за услуги, оказанные в течение нескольких дней;
— оприходование денежных средств в кассу Учреждения осуществляется в день сдачи выручки в банк, а не в конце каждого рабочего дня кассира;
— принятый в Учреждении порядок хранения денежных средств, полученных от оказания музейных услуг, содержит риск нападения на кассиров или лиц, их замещающих, с целью хищения и с угрозой причинения вреда здоровью сотрудникам.
5. Учреждением с ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» заключен договор пожертвования от 08.10.2013 № 1 на общую сумму 200 000,00 рублей для реализации проекта «Студия экспериментальной музейной педагогики» «Общее детство», направленного на работу с детьми с диагнозом РДА (ранний детский аутизм) и их родителями. В ходе проверки использования данных средств, установлено, что Учреждением на реализацию данного проекта направлены только 65 665,00 рублей, остальные денежные средства – на цели, не связанные с его реализацией.
По результатам проведения контрольного мероприятия подготовлен Отчет от 05.09.2014 № 01-18-13/КСП, который направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города и Прокуратуры города Сургута.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города И.И.Володина