Заключение на проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на участие в осуществлении государственных полномочий в сфере профилактики правонарушений и безопасности дорожного движения»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города

 «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на участие в осуществлении государственных полномочий в сфере профилактики правонарушений и безопасности дорожного движения»

« 10 » октября  2014 г.                                                       № 01-17-152/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 44 Устава города, статьей 9 Положения о Контрольно-счётной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы представленного проекта решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на участие в осуществлении государственных полномочий в сфере профилактики правонарушений и безопасности дорожного движения» (далее – Проект решения Думы города).

Проектом решения Думы города предлагается закрепить возможность участия в осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере профилактики правонарушений и безопасности дорожного движения, не переданных муниципальному образованию городской округ город Сургут в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части информирования граждан о системах видеонаблюдения по направлению безопасности дорожного движения, необходимости соблюдения правил дорожного движения (в том числе санкциях за их нарушение) с целью избежания детского дорожно-транспортного травматизма и утвердить порядок использования собственных финансовых средств, связанных с участием в осуществлении вышеуказанного государственного полномочия.

В результате экспертизы проекта решения Думы города установлено, что наименование полномочия «информирование граждан о системах видеонаблюдения по направлению безопасности дорожного движения, необходимости соблюдения правил дорожного движения (в том числе санкциях за их нарушение) с целью избежания детского дорожно-транспортного травматизма» изложено в соответствии с наименованием мероприятия государственной программы ХМАО-Югры «Обеспечение прав и законных интересов населения ХМАО-Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 428-п. На муниципальном уровне постановлением Администрации города от 12.12.2013 № 8953 утверждена муниципальная программа «Профилактика правонарушении в городе Сургуте на 2014-2016 годы»  с аналогичным мероприятием.

Обращаем внимание, что ни постановление Правительства ХМАО-Югры  от 09.10.2013 № 428-п, ни  постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8953 не являются документами, влекущими возникновение расходных обязательств[1] муниципального образования. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов РФ от 12.09.2013 № 02-16-03/37757 «…государственные (муниципальные) программы, вне зависимости от вида утвердившего их акта (нормативного правого акта или иного акта), не являются документами, влекущими возникновение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования)».

Информирование граждан о системах видеонаблюдения по направлению безопасности дорожного движения, необходимости соблюдения правил дорожного движения (в том числе санкциях за их нарушение) с целью избежания детского дорожно-транспортного травматизма не отнесено к вопросам местного значения, установленным статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в числе полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения отдельно предусмотрены:

— осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

— информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данные полномочия являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесено участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа, которое является расходным обязательством муниципального образования город Сургут.

Следовательно, указанное в проекте решения Думы города полномочие «информирование граждан о системах видеонаблюдения по направлению безопасности дорожного движения, необходимости соблюдения правил дорожного движения (в том числе санкциях за их нарушение) с целью избежания детского дорожно-транспортного травматизма» не является полномочием ни ХМАО-Югры, ни муниципального образования город Сургут.

Согласно пояснительной записке к проекту решения Думы города на территории города функционирует аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») с целью улучшения и стабилизации криминогенной обстановки, минимизации числа правонарушений, обеспечения охраны общественного порядка, профилактики безопасности дорожного движения, повышения оперативности в реагировании и раскрытии преступлений. Оборудование копировально-конвертовального комплекса АПК «Безопасный город» расположено в здании ОГИБДД УМВД России по городу Сургута и работает в круглосуточном режиме, что позволяет ежедневно составлять до 1 500 постановлений об административных правонарушениях. Низкая эффективность по взысканию штрафов поясняется отсутствием финансирования услуг по рассылке постановлений об административных правонарушениях.

Обращаем внимание, что на основании пункта 6.2 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения зачисляются в бюджет ХМАО-Югры в размере 100 процентов.

Надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, в том числе применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 6, 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункты 2, 8 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 № 716). Данное полномочие является расходным обязательством Российской Федерации.

АПК «Безопасный город» находится в муниципальной собственности, но, как отражено выше, не предназначен для решения вопросов местного значения. Государственные полномочия городу Сургуту в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не переданы.

В соответствии со статьёй 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципального образования может находиться имущество:

— предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством;

— предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

— необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Имущество, не относящееся к вышеперечисленным условиям, подлежит перепрофилированию либо отчуждению.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 20.01.2014 № 39[2] рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ при формировании бюджетов субъектов РФ предусматривать ассигнования на внедрение и развитие систем АПК «Безопасный город». Кроме того, приказом Министерства внутренних дел РФ от 29.10.2009 № 28/НПО-5307 утверждены требования к оперативно-техническим характеристикам оборудования подсистемы видеонаблюдения, обработки и хранения видеоинформации АПК «Безопасный город», которые предназначены для реализации МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, ОВДРО и УВДТ МВД России единой технической политики при заказе и установке оборудования подсистемы видеонаблюдения.

Пунктом 5.2 раздела 3 государственной программы «Обеспечение прав и законных интересов населения ХМАО-Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2020 годах»[3] предусмотрено мероприятие, включающее размещение и содержание АПК «Безопасный город» и информирование населения о системах видеонаблюдения, необходимости соблюдения правил дорожного движения, которое планируется реализовать за счет межбюджетных субсидий на условиях софинансирования в размере 80% за счет средств бюджета ХМАО-Югры и 20% за счет средств местного бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Вместе с тем, размещение и содержание АПК «Безопасный город» и информирование населения о системах видеонаблюдения, необходимости соблюдения правил дорожного движения не отнесено к вопросам местного значения, установленным статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, предоставление субсидий из бюджета ХМАО-Югры на софинансирование расходов по размещению и содержанию АПК «Безопасный город» и информированию населения о системах видеонаблюдения, необходимости соблюдения правил дорожного движения в настоящее время не соответствует, как указывалось выше, требованиям статьи 139 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ.

В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса РФ при принятии нормативного правового акта, предусматривающего увеличение действующих или введение новых видов расходных обязательств, необходимо включить нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.  Представленный к проекту решения Думы города порядок содержит указания на условия по софинансированию мероприятий, не отнесённых к вопросам местного значения, что не соответствует требованиям статьи 139 Бюджетного кодекса РФ.

Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий. Отмечаем, что наименование проекта решения Думы города не соответствует его содержанию в части отсутствия в наименовании проекта решения информации об утверждении порядка использования собственных финансовых средств города Сургута.

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города уточнить (конкретизировать) государственное полномочие, участие в котором предлагается принять муниципальному образованию город Сургут, и устранить несоответствия Бюджетному кодексу РФ, другим федеральным законам.

Контрольно-счётная палата города Сургута считает возможным предложить Думе города Сургута рассмотреть проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на участие в осуществлении государственных полномочий в сфере профилактики правонарушений и безопасности дорожного движения» после устранения замечаний и учета предложений, изложенных в настоящем заключении.

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты                                        И.И.Володина

 


[1] Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

[2] Постановление Правительства РФ от 20.01.2014 № 39 «О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город».

[3] Постановление Правительства РФ от 09.10.2013 № 428-п «О государственной программе автономного округа-Югры «Обеспечение прав и законных интересов населения ХМАО-Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2020 годах».