ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут»
« 22 » октября 2014 г. № 01-17-165/КСП
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 44 Устава города, статьей 9 Положения о Контрольно-счётной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы представленного проекта решения Думы города «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» (далее – Проект решения Думы города).
Представленным проектом решения Думы города предлагается:
— ввести на территории муниципального образования город Сургут налог на имущество физических лиц;
— утвердить положение о налоге на имущество физических лиц, устанавливающее налоговые ставки и налоговые льготы, основания и порядок применения налоговых льгот;
— признать утратившими силу решение городской Думы от 26.10.2005 № 504-III ГД, устанавливающее налог на имущество физических лиц (с учетом изменений)[1];
— отменить решение Думы города от 02.10.2014 № 561-V ДГ[2].
В результате экспертизы проекта решения Думы города установлено, что налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Сургут вводится решением представительного органа, вступающего в силу с 1 января 2015 года, во исполнение пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ[3]. Обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ решение о введении налога должно быть опубликовано не позднее 1 декабря 2014 года.
Во исполнение статьи 399 Налогового кодекса РФ предлагается утвердить положение о налоге на имущество физических лиц (далее – Положение), которым устанавливаются: налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы и основания и порядок их применения.
На основании права, установленного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ, законом ХМАО-Югры от 17.10.2014 № 81-оз[4] утверждена единая дата начала применения на территории ХМАО-Югры порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения с 1 января 2015 года. В связи с чем, пунктом 1 статьи 2 Положения установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости с учетом особенностей, установленных статьей 403 Налогового кодекса РФ. Отмечаем, что статьей 403 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В связи с чем, предлагаем пункт 1 статьи 2 Положения изложить в следующей редакции: «Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 403 Налогового кодекса РФ».
Пунктом 2 статьи 2 Положения предлагается утвердить налоговые ставки в размерах, установленных статьей 406 Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что проектом решения Думы города не предусматриваются уменьшение или увеличение налоговых ставок, а также их дифференциация в пределах либо в зависимости от признаков (критериев), определённых пунктами 3 и 5 статьи 406 Налогового кодекса РФ.
Статьей 3 Положения предлагается утвердить налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками, что не противоречит требованиям статей 56, 399 Налогового кодекса РФ. При этом перечень льготных категорий налогоплательщиков предлагается установить аналогично перечню, утвержденному решением Думы города от 02.10.2014 № 561-V ДГ, а порядок и основания их применения аналогично статье 407 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Аналогично и по налоговым льготам. Каждый должен знать когда, куда, какие документы и в какие сроки надо предоставить для получения налоговой льготы. На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть вопрос об установлении перечня документов, подтверждающих право на налоговые льготы.
Обращаем внимание, что письмом Департамента финансов ХМАО-Югры (от 08.10.2014 исх.№ 20-Исх-4660) рекомендовано «при определении налоговых ставок учитывать результаты кадастровой оценки объектов недвижимого имущества…В целях недопущения значительных сумм выпадающих доходов бюджета, в случае если результаты кадастровой оценки ниже инвентаризационной, предусмотреть увеличение ставок в рамках предоставленных прав либо установить дифференцированные налоговые ставки в соответствии с пунктом 5 статьи 406 Налогового кодекса РФ».
Администратором доходов бюджета по налогу на имущество физических лиц является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сургуту ХМАО-Югры (далее – Инспекция), бюджетные полномочия которого установлены статьей 160.1 Бюджетного кодекса РФ, в том числе предоставление сведения для составления проекта бюджета.
Инспекция письмом (от 08.10.2014 исх.№ 17-01/14434) сообщила, что «оценить влияние изменения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости на поступления налога на имущество физических лиц будет возможно только по окончании налогового периода, с которого будет применяться новый порядок…Значительность законодательных нововведений требует детальной проработки таких изменений, в том числе в связи с вопросами, возникающими в отношении объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости». Согласно представленному расчету исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом вычетов и понижающего коэффициента на 2015 год в размере 0,2 в отдельных случаях ожидается снижение поступлений налога от 5% до 96,5%, а по отдельным позициям (комната) полное исключение из налогооблагаемой базы. Иные сведения для проекта бюджета не представлены. В связи с ненадлежащим исполнением администратором доходов статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ достоверно определить сумму выпадающих доходов бюджета на 2015 год не представляется возможным, что влечет нереалистичность расчета доходов и, как следствие, нарушение принципа достоверности бюджета, установленного статьёй 37 Бюджетного кодекса РФ.
Обращаем внимание, что решением Думы города от 27.12.2013 № 445-V ДГ[5] бюджетные назначения по налогу на имущество физических лиц утверждены в сумме 111 786,6 тыс. рублей. Отсутствие детальной проработки расчета поступлений по налогу на имущество физических лиц влечет риск значительных недопоступлений налога, и, как следствие, риск нарушения принципа сбалансированности бюджета города, установленного статьей 33 Бюджетного кодекса РФ.
Контрольно-счётная палата города Сургута считает возможным предложить Думе города Сургута рассмотреть проект решения Думы города «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» с учётом замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты И.И.Володина
[1] Решение Думы города от 01.06.2010 № 753-IV ДГ «О внесение изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 № 504-III ГД «Об установлении налога на имущество физических лиц».
[2] Решение Думы города от 02.10.2014 № 561-V ДГ «О внесение изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 № 504-III ГД «Об установлении налога на имущество физических лиц».
[3] Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
[4] Закон ХМАО-Югры от 17.10.2014 № 81-оз[4] «Об установлении единой даты начала применения на территории ХМАО-Югры порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения».
[5] Решение Думы города от 27.12.2013 № 445-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015- 2016 годов».