Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 408-VДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без опечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2014-2016 годы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города

«О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 408-VДГ

«О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2014-2016 годы»

«23» октября 2014 г.                                                                     № 01-17-169/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со ст. 44 Устава города, ч.5 ст.40 Регламента Думы города Сургута, утверждённого решением Думы города Сургута от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, Положением о Контрольно-счётной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007
№ 170-IV ДГ, и на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013
№ 408-VДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2014-2016 годы».

На основании представленного проекта решения предлагается изменить период действия решения Думы города от 26.10.2013 № 408-VДГ на 2014-2020 годы.

1. Обращаем внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 1 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утвержденного решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ, бюджет города составляется и утверждается на три года (очередной финансовый год и плановый период). В целях приведения рассматриваемого проекта решения в соответствие с нормами бюджетного процесса, а также для предотвращения формирования необеспеченных расходных обязательств (в отсутствие утвержденных объемов бюджетных ассигнований на период 2018-2020 годов), предлагаем следующее:

1.1.          В преамбуле проекта решения слова «бюджета Администрации города на 2015 год и плановый период 2016-2020 годов» заменить словами «бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов».

1.2.         В пункте 1.1. проекта решения слова «на 2014-2020 годы» заменить словами «на 2014-2017 годы».

1.3.         В наименовании приложения к проекту решения слова «на 2014-2020 годы» заменить словами «на 2014-2017 годы», а также исключить столбцы «2018-2020» в таблице приложения с соответствующим перерасчетом общих объемов финансирования в разрезе мероприятий.

2. По итогам проведенного Контрольно-счетной палатой города контрольного мероприятия «Планирование и исполнение отдельных статей расходов Администрацией города в 2013 году»[1] применительно к ранее действующему решению Думы города от 01.06.2010 № 756-IV ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы» были сформированы отдельные выводы и предложения, которые предлагается учесть в рассматриваемом проекте решения.

2.1. Понятие «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ[2] и применяется для целей указанного федерального закона. Применение данного понятия для целей решения Думы города не установлено. В целях единообразного толкования терминов и понятий, используемых в муниципальных правовых актах органов местного самоуправления, предлагаем рассматриваемый проект решения дополнить нормой, устанавливающей понятийный аппарат.

2.2. Решением Думы города не определен орган местного самоуправления, ответственный за составление порядка реализации решения. По мнению Контрольно-счетной палаты города, отсутствие порядка реализации решения представительного органа, в том числе перечня документов, предоставляемых заявителем для получения социальной поддержки, несет риск коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. В связи с чем, предлагаем дополнить проект решения нормой, определяющей орган местного самоуправления, ответственный за разработку и утверждение порядка реализации решения Думы города.

3. Наименование мероприятия 1 приложения к проекту решения «Организация работы по перевозке детей, в том числе оставшихся без попечения родителей: транспортировка детей с сопровождающим к месту дальнейшего устройства, к месту постоянного жительства одного из родителей, родственников или в распоряжение органов опеки и попечительства» предлагаем привести в соответствие с кругом лиц, на которых распространяется действие проекта решения — «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

4. Проектом решения предлагается утвердить общий объем финансирования на период 2014-2020 годов  в сумме 6 621 785,7 рублей. По результатам экспертизы представленных финансово-экономических обоснований предлагается уменьшить общий объем финансирования на 5 111 113,7 рублей (приложение 1) по следующим основаниям.

4.1.    В связи с предложением Контрольно-счетной палаты города установить период действия решения на период 2014-2017 годов, предлагаем исключить объемы финансирования на 2018-2020 годы в сумме 3 074 486,7 рублей.

4.2.    По мероприятию «Организация работы по перевозке детей, в  том числе оставшихся без попечения родителей: транспортировка детей с сопровождающим к месту дальнейшего устройства, к месту постоянного жительства одного из родителей, родственников или в распоряжение органов опеки и попечительства. Транспортировка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированные учреждения для дальнейшего проживания и воспитания» завышение объема финансирования на 2014 год  составило 41 200 рублей (приложение 2), а именно:

— согласно представленной стоимости авиабилетов Сургут – Ханты-Мансийск – Сургут расходы на их приобретение (2 человека по маршруту Сургут – Ханты-Мансийск, 1 человек по маршруту Ханты-Мансийск – Сургут) составят 9 800 рублей, а не 19 800 рублей, как предусмотрено проектом решения;

— в обосновании к проекту решения средняя продолжительность дней командировки запланирована 3 дня. Но так как осуществляется авиаперелет, запланирован 1 проживания в гостинице, то в расчет Контрольно-счетная палата города включила среднюю продолжительность дней командировки 2 дня.

— показатели «Количество командировок» 4 раза в год и «Стоимость 1 дня проживания» в сумме 2 600 рублей не подтверждены документально: коммерческими предложениями или фактическими расходами.

На 2015-2017 годы при расчете стоимости авиаперелета Контрольно-счетная палата города применила индексы инфляции на 2015 год в размере 105%, на 2016 год – 104,5%, на 2017 год – 104,3%[3].

По результатам расчетов, представленных в приложении 1, по данному мероприятию превышение объемов финансирования за 2014-2017 годы составило 201 712,5 рублей.

4.3.    Предлагаем исключить мероприятия «Составление локальной сметы для проведения косметического ремонта социального общежития для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Проведение косметического ремонта социального общежития для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Материально-техническое обеспечение социального общежития для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с общим объемом финансирования на 2014-2017 годы в сумме 1 122 419 рублей по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ к специализированному жилищному фонду отнесены жилые помещения в общежитиях, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аналогично к муниципальному специализированному жилищному фонду согласно пункту 1.2 Положения[4] отнесены жилые помещения в общежитиях, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальные общежития для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Положению в специализированный жилищный фонд не включены.

Порядок предоставления общежитий утвержден разделом 3 Положения, которым не предусмотрено предоставление мест детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании вышеизложенного, включение социального общежития для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированный жилищный фонд и предоставление в нем мест вышеуказанным категориям противоречит требованиям Положения.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты) на имущество и жилое помещение отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации на основании пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ[5]. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Данные государственные полномочия переданы городу Сургута на основании Закона ХМАО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз[6] с соответствующим финансовым обеспечением. Следовательно, муниципальный специализированный фонд для детей-сирот формируется из жилых помещений, приобретенных за счет субвенций из бюджета ХМАО-Югры.

На основании вышеизложенного, вышеуказанные мероприятия не могут быть утверждены решением представительного органа «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ремонт и оснащение общежитий возможно осуществлять в рамках мероприятий по ремонту и оснащению муниципального специализированного жилищного фонда, если данный порядок предусмотрен действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

4.4.    По мероприятию  «Погашение задолженности по оплате содержания жилья и коммунальным услугам, в котором проживают исключительно дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации» на основании динамики расходов за период 2011-2013 годы, а также ожидаемого исполнения в 2014 году в сумме 262 834,26 рублей предлагаем уменьшить объем финансирования в 2014 году на 200 000 рублей (с 500 000 рублей до 300 000 рублей).

На 2015-2017 годы при расчете расходов на погашение задолженности Контрольно-счетная палата города применила индексы инфляции на 2015 год в размере 105%, на 2016 год – 104,5%, на 2017 год – 104,3%.  По результатам расчетов, представленных в приложении 1, по данному мероприятию превышение объемов финансирования за 2014-2017 годы составило 712 495,5 рублей.

Учитывая вышеизложенное, Контрольно-счётная палата города Сургута считает возможным предложить Думе города Сургута рассмотреть проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013
№ 408-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2014-2016 годы» после устранения замечаний и учета предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счётной палаты                                      И. И. Володина



[1] Акт Контрольно-счетной палаты города от 17.10.2014 № 13.

[2] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

[3] Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 14.08.2014 № 454-рп «Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики ХМАО-Югры на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов».

[4] Положение о порядке предоставления муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденное постановлением Администрации города Сургута от 09.10.2007 № 3252.

[5] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

[6] Закон ХМАО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в ХМАО-Югре».