Заключение на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 16.12.2013 № 9061 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте на 2014-2020 годы»

Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты города
________________    И.И. Володина
« 18 »  ноября 2014 г.

Заключение № 01-17-178/КСП

на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 16.12.2013 № 9061 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте на 2014-2020 годы»

1. Общие положения

          Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утвержденного решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ, стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города Сургута от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 16.12.2013 № 9061 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (далее – Программа, Проект постановления) по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Изменения Программы рассмотрены на предмет соответствия требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденного постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями от 07.04.2014, далее – Порядок), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы и предложения по результатам настоящей экспертизы Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

 

2. Анализ изменений Программы

Администратор программы – департамент городского хозяйства Администрации города (далее – администратор) предлагает внести изменения в Программу в целях:

—      приведения объема бюджетных ассигнований в соответствие с решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – решение Думы города № 565 V ДГ);

—      приведения объема внебюджетных средств в соответствие с объемами, предусмотренными заключенными договорами СГМУП «Городские тепловые сети» по результатам открытого запроса предложений;

—      совершенствования муниципальной программы, в том числе с учетом письма Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – ДЖККиЭ ХМАО-Югры).

  1.      В результате анализа изменений Программы установлено следующее.

1.1.   Проект постановления поступил на экспертизу в Контрольно-счетную палату города в соответствии с пунктом 6.3 статьи  6 Порядка. Одновременно с Проектом постановления представлены:

—      экспертное заключение департамента по экономической политике Администрации города  согласно пункту 6.1.1 статьи 6 Порядка;

—      заключение правового управления Администрации города о проведенной антикоррупционной экспертизе (об отсутствии коррупционных факторов).

Сроки подготовки проекта муниципального правового акта администратором о внесении изменений в Программу, установленные пунктом 8.3. Порядка, не нарушены.

                        1.2.      Проект постановления подготовлен в связи с возникновением случаев, предусмотренных пунктами 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, Порядка:

            —      изменения параметров утвержденного бюджета города (объема ассигнований на реализацию программы) в соответствии с решением Думы города о внесении изменений в бюджет города;

            —      изменения объема внебюджетных средств на реализацию муниципальной программы;

            —      иные изменения в целях совершенствования муниципальной программы.

1.3.   Проектом постановления предлагается установить объемы финансирования Программы на период 2014-2020 годы на общую сумму 789 470 567 рублей.

            По сравнению с объемами финансирования Программы, утвержденными постановлением Администрации города от 16.12.2013 № 9061[1], уменьшение предусмотрено на 2014 год в сумме 10 803 186 рублей, в том числе:

            —      3 150 000 рублей за счет средств местного бюджета;

            —      7 653 186 рублей за счет привлеченных (внебюджетных) средств.

            На период 2015-2020 годы Проектом постановления изменения не предусмотрены.

            Уменьшение объемов бюджетного финансирования на 3 150 000 рублей предусмотрено по мероприятию 3.1.1.[2] в части жилых помещений муниципальной собственности. Количественный показатель по установленным приборам учета уменьшился на 1 112 единиц (с 5 134 ед. до 4 022 ед.), при этом достижение результата планируется с наименьшими затратами. Изначально расходы были предусмотрены в размере 2 119,78 рублей на 1 единицу, Проектом постановления – 1 922,67 рублей (снижение на 9,3%).

            Расхождений между объемами бюджетных ассигнований как в общей сумме, так и в разрезе мероприятий, предусмотренных Проектом постановления, и объемами бюджетных ассигнований, утвержденных решением Думы города № 565-V ДГ, не установлено.

            Уменьшение объемов внебюджетных средств на 7 653 186 рублей по Программе связано с приведением их в соответствие с объемами, предусмотренными заключенными договорами СГМУП «Городские тепловые сети» по результатам проведенных аукционов без уменьшения количественных показателей, в том числе:

            —      в сумме 6 687 928 рублей по мероприятию 2.2.6.[3];

            —      в сумме 965 258 рублей по мероприятию 2.2.8.[4].

            1.4.   Администратором программы внесены изменения в Программу в части перечня целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Дополнительно включено 6 показателей, подлежащих включению в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2013 № 261-ФЗ[5], постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225[6]. Следует отметить, что по вновь устанавливаемым показателям отсутствуют их значения, которые характеризуют результаты реализации мероприятий. Администратор программы поясняет, что «расчет целевых показателей отсутствует в связи с отсутствием у муниципального образования полномочий по регулированию тарифов на услуги по перевозке». Отсутствие значений показателей, характеризующих результаты мероприятий по энергосбережению в отношении транспортных средств, указывает на формальный подход — показатели включены, (установленное требование выполнено), а значений нет, что указывают на отсутствие необходимой деятельности в данном направлении. По мнению КСП, необходимо установить значения показателей, достижение которых предусмотрено в рамках реализации аналогичной окружной программы.

            Контрольно-счетная палата в Заключении от 02.12.2013 № 01-17-194 на проект Программы указывала, что отсутствует часть показателей, обязательных для включения  в  соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ и постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225.

            Администратором программы внесены изменения на основании письма ДЖККиЭ ХМАО-Югры от 18.09.2014 № 33-Исх.-4952, в котором указано о необходимости внесения изменений во исполнение перечня поручений Губернатора ХМАО-Югры по итогам проведения проверки контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации соблюдения органами исполнительной власти ХМАО-Югры, органами местного самоуправления и организациями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

            Отмечаем, что несвоевременное реагирование на Заключение Контрольно-счетной палаты города, в конечном итоге, привело к замечанию в адрес муниципального образования городской округ город Сургут и указанию со стороны ДЖККиЭ ХМАО-Югры о необходимости приведения муниципальной программы в соответствие с требованиями действующего законодательства.

  1. В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

            В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ. В настоящее время данное нарушение устранено в связи с утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 26.09.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

 

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города рекомендует рассмотреть предложения, изложенные в настоящем заключении.

Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 17 декабря 2014 года.

 

Инспектор отдела доходов,
расходов на развитие
экономики и государственное управление                           Р.М. Гаянова


[1] Постановление Администрации города от 16.12.2013 № 9061 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (в редакции от 08.07.2014).

[2] «Организация  и финансирование работ по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в том числе индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, электрической энергии, газа».

[3]  «Реконструкция котельных установок».

[4] «Оптимизация работы системы электроснабжения объектов предприятий (техническое перевооружение внутренних, наружных сетей освещения котельных, замена светильников на светильники с энергосберегающими лампами».

[5]  Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережение и повышение энергетической эффективности  и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[6]  Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (с изменениями от 22.07.2013).