ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-180/КСП на проект постановления Администрации города «О внесении изменения в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8967 «Об утверждении муниципальной программы «Организация ритуальных услуг и содержание объектов похоронного обслуживания в городе Сургуте на 2014-2020 годы»

  1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), Стандартом экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута, утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города (далее – проект постановления) «О внесении изменения в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8967 «Об утверждении муниципальной программы «Организация ритуальных услуг и содержание объектов похоронного обслуживания в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (с изменениями от 02.09.2014 № 6068, далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Администратором Программы является департамент городского хозяйства  Администрации города (далее – Департамент, Администратор).

Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному Кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления  сформированы на основании представленных документов и информации.

2. Анализ Программы

2.1. Администратор Программы вносит дополнения в Программу в части внесения оценочных значений показателей за 2014 год, приложение к Программе представлено в новой редакции.

2.2. По результатам анализа предлагаемых изменений установлено:

1) В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» в таблице 1 «Динамика изменения значений показателей» добавлен столбец 7 «2014 год (оценка)», где показатель «количество объектов похоронного обслуживания, находящихся на содержании» в 2014 году установлен в размере 6 единиц.

Администратором наименование мероприятия 1.1. изложено в новой редакции: «Содержание объектов похоронного обслуживания (кладбища, крематорий, колумбарий с автостоянкой), показатель «количество объектов похоронного обслуживания, находящихся на содержании» на 2014 год установлен в размере 6 единиц, с 2015 по 2020 годы – 7 единиц ежегодно.

Тогда как в 2014 году объектов похоронного обслуживания на территории города Сургута – 7 единиц (4 кладбища, колумбарий, крематорий и автостоянка на кладбище).

Автостоянка на кладбище фактически является самостоятельным объектом основных средств. В Решении Думы от 30.09.2014[1], в постановлении Администрации города от 18.07.2014 № 4985 «О порядке предоставления субсидии на возмещение затрат по содержанию кладбищ, крематория, колумбария и автостоянки на кладбище» объект также выделен как отдельный.

Обращаем внимание, что Администратору (Департаменту) в Отчёте  Контрольно-счётной  палаты  города  от  10.10.2014 № 01-18-18/КСП по результатам контрольного мероприятия «Проверка предоставления и использования средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидии на возмещение затрат по содержанию кладбищ и крематория, в 2013 году и текущем периоде 2014 года» (далее – Отчёт КСП) рекомендовано внести изменения в Программу, изложив наименование мероприятия 1.1 в следующей редакции: «Содержание объектов похоронного назначения (кладбища, крематорий, колумбарий и автостоянка на кладбище)», а также указать значение показателя в 2014 году — 7 объектов.

Вносимыми изменениями в Программу рекомендации не учтены.

            Рекомендуем Администратору внести изменения в Программу, а именно:

— наименование мероприятия 1.1 изложить в следующей редакции: «Содержание объектов похоронного обслуживания (кладбища, крематорий, колумбарий и автостоянка на кладбище)», а также указать значение показателя в 2014 году – «7», с 2015 года и позже, в связи с введением в эксплуатацию кладбища, законченного строительством, установить на 2015-2020 годы значение показателя – «8»;

— показатель «количество объектов похоронного обслуживания, находящихся на содержании» в Таблице 1 проекта постановления установить в 2014 году – «7».

В задачу «эксплуатация, содержание объектов похоронного обслуживания (кладбища, крематорий, колумбарий)», отражённой в паспорте[2] Программы необходимо внести соответствующее дополнение – «автостоянка на кладбище».

В проекте постановления (пункт 1.1) в Таблицу «Динамика изменения значений показателей» добавлен столбец с оценочными показателями за 2014 год. При этом, в соответствии с Приложением 2 Порядка, название таблицы «Динамика изменения значений показателей» следовало изложить в новой редакции – «Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы».

Рекомендуем Администратору Таблицу 1 «Динамика изменения значений показателей» привести в соответствии с Приложением 2 Порядка.

2) В Приложении к Программе в разделе Задача 3. «Строительство кладбища»:

— наименование мероприятия 3.2. «Строительство кладбища» приведено в соответствие с наименованием мероприятия, отражённого в государственной программе[3] — «Развитие общественной инфраструктуры и реализация приоритетных направлений развития» (с уточнением этапов строительства и объёмов финансирования в разрезе каждого года);

— добавлено мероприятие 3.3. «Уплата земельного налога за земельный участок для строительства кладбища» (с общим объёмом финансирования 65 111 243,0 рублей, в том числе на 2014 год – 8 401 451,0 рублей, на 2015-2020 годы – 18 903 264,0 рублей ежегодно) и показатель «Наличие задолженности по уплате земельного налога за участок для строительства кладбища, да/нет» с указанием соответствующих значений показателей по годам реализации Программы;

— в мероприятии 3.1. «Выполнение проектно-изыскательских работ» объём финансирования уменьшен на сумму земельного налога, в связи с отдельным выделением данной суммы в мероприятии 3.3. «Уплата земельного налога за земельный участок для строительства кладбища».

3) Объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году приведён в соответствие с Решением Думы от 30.09.2014 и составляет 132 379 428,0 рублей, при этом в проекте постановления, в пояснительной записке в нарушение пункта 5.11 Порядка, не отражено, что  объём бюджетных ассигнований приводится в соответствие с данным решением Думы.

4) В Отчёте КСП установлено, что в нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для размещения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией города в проверяемом периоде для реализации муниципальной функции предоставлялась СГМУ КП субсидия на возмещение затрат по содержанию кладбищ и крематория, вместо оказания услуг по муниципальным контрактам.

В Программе не учтены рекомендации Контрольно-счётной палаты города, отражённые в Отчёте КСП, и по мероприятию 1.1. «Содержание объектов похоронного обслуживания (кладбища, крематорий, колумбарий с автостоянкой)» в период с 2014 по 2020 годы запланировано выделение субсидии СГМУ КП на общую сумму 729 832 292,0 рублей, вместо проведения конкурсных процедур (контрактации).

Обращаем внимание, что в настоящее время на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства размещён проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации» (планируемое вступление в силу с 01.07.2016), в пункте 2 статьи 26 которого определено, что содержание государственных и муниципальных кладбищ осуществляется организацией, независимо от их организационно-правовой формы, или индивидуальным предпринимателем, определённым на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для усиления контроля за деятельностью по оказанию ритуальных услуг закон дополнен Главой VIII. Лицензирование отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг.

 В связи с вышеуказанным, рекомендуем Администратору рассмотреть возможность осуществления функций по содержанию объектов похоронного обслуживания Департаментом или муниципальным бюджетным или муниципальным казённым учреждением, для дальнейшего осуществления данных функций муниципалитета в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также, Администрацией города переданы в аренду СГМУ КП земельные участки под размещение кладбищ и крематория, тогда как Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не предусмотрена возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы.

Рекомендуем Администрации города предпринять меры к расторжению со СГМУ КП договоров аренды земельных участков под размещение кладбищ и крематория.

В Отчёте КСП установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 1,  статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в настоящее время на территории города муниципальные услуги   по обустройству и содержанию объектов похоронного обслуживания, а также по организации ритуальных услуг не включены в Реестр муниципальных услуг, утверждённых постановлением Администрации города от 24.02.2011 № 844 (далее – Реестр муниципальных услуг), и, как следствие, отсутствуют административные регламенты, устанавливающие порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг.

Рекомендуем Администрации утвердить в Реестре муниципальных услуг услуги по обустройству и содержанию объектов похоронного обслуживания, организации ритуальных услуг, а также разработать стандарты качества по оказанию таких услуг.

2.3. Администратором, в разделе 1. «Характеристика текущего состояния», по тексту отражены недействующие в настоящее время муниципальные правовые акты,  а именно:

            — постановление Администрации города от 05.03.2005 № 57 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела, Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута» утратило силу с 13.09.2014;

            — постановление Администрации города от 26.01.2010 № 260 «О порядке предоставления субсидии на возмещение затрат по погребению согласно гарантированному перечню ритуальных услуг» утратило силу с 01.01.2014;

            — постановление Администрации города от 26.01.2010 № 258 «О порядке предоставления субсидии на возмещение затрат по содержанию кладбищ и крематория» утратило силу с 01.01.2014.

            Рекомендуем Администратору внести изменения в Программу, учитывая муниципальные нормативно-правовые акты в актуальной редакции:

— постановление Администрации города от 08.09.2014 № 6176 «Об утверждении положения об организации похоронного дела, порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута»;

— постановление Администрации города от 10.02.2014 № 915
«О порядке предоставления субсидии на возмещение затрат по погребению
согласно гарантированному перечню ритуальных услуг»;

— постановление Администрации города от 18.07.2014 № 4985
«О порядке предоставления субсидии на возмещение затрат по содержанию
кладбищ, крематория, колумбария и автостоянки на кладбище»;

— решение Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

2.4. В разделе 4. «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» Программы:

— в пункте 4.2 допущена синтаксическая ошибка – «Администратором муниципальной программы – департамент городского хозяйства Администрации города несет ответственность…».

Рекомендуем слово «Администратором» заменить на слово – «Администратор»;

— в пункте 4.3, для улучшения смысловой нагрузки,  словосочетание «Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляет Администратор, включающий….» заменить на словосочетание – «Администратор осуществляет контроль за исполнением муниципальной программы, включающий…».

2.5. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

2.6. В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счётная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

            В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 26.09.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих   требованиям   действующего  законодательства  и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

2.7. В связи с тем, что финансово-экономическое обоснование бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счётной палаты города на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

 

3. Заключительные положения

3.1. На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города устранить замечания и учесть предложения, изложенные в подпунктах 1), 3) и 4) пункта 2.2, пунктах 2.3 — 2.6.

3.2. Информацию о решении, принятом по результату настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты города в срок до 18.12.2014.

 

Инспектор отдела контроля расходов
на городское хозяйство                                                   С.А. Рассадкина



[1] Решение Думы города Сургута от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение Думы от 30.09.2014).

[2] Распоряжение Администрации города от 13.11.2013 № 3949 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3095 «О разработке муниципальной программы «Организация ритуальных услуг и содержание объектов похоронного обслуживания на 2014-2020 годы».

[3] Постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 416-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014-2020 годы».