ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-195/КСП на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 16.12.2013 № 9061 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте на 2014-2020 годы»

  1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), Стандартом экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута, утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города (далее – проект Постановления) «О внесении изменений в постановление Администрации города от 16.12.2013 № 9061 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее – ДГХ, Департамент, Администратор программы).

Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному Кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

  1. Анализ Программы

2.1. Проектом Постановления предлагается изложить Программу в новой редакции. Действие проекта Постановления предлагается установить с 01.01.2015 года.

2.2. Внесение изменений обусловлено подготовкой проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – Проект бюджета), изменением Порядка № 5159.

2.3. Изменениями предлагается увеличить предельные объемы бюджетных ассигнований на 2015 и плановый период 2016-2017 годов на реализацию муниципальной программы, доведенные департаментом финансов до соадминистратора программы – муниципальное казенное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационное управление».

2.4. По сравнению с решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение № 565) объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015 году увеличен на 3 674 180 рублей и составляет 39 063 680 рубля, в 2016 году уменьшен на 20 рублей и составляет 46 973 508 рублей.

Номер и наименование мероприятия

Предусмотрено Решением № 565[1]

Предусмотрено Программой

Отклонение

2015

2016

2015

2016

2015

2016

1.1.1.1 Организация и проведение обязательного энергетического обследования (первое – до 31.12.2012 года, последующее – не реже 1 раза в 5 лет) с составлением энергетического паспорта.

0

4 383 728

0

4 383 728

0

0

1.1.1.2 Организация и проведение обязательного энергетического обследования (первое – до 31.12.2012 года, последующее – не реже 1 раза в 5 лет) с составлением энергетического паспорта.

335 000

770 000

335 000

770 000

0

0

1.2.2.1 Оптимизация работы системы тепло-, водоснабжения зданий учреждений (модернизация системы теплоснабжения, замена трубопроводов на трубы нового поколения, замена изоляции, замена оборудования вентиляции). Обустройство тепловой защиты ограждающих конструкций зданий учреждений (реконструкция фасадов, кровель и чердаков, замена оконных блоков, замена гаражных ворот).

33 032 500

40 000 000

33 032 500

40 000 000

0

0

1.2.2.2. Оптимизация работы системы тепло-, водоснабжения зданий учреждений (модернизация системы теплоснабжения, замена трубопроводов на трубы нового поколения, замена изоляции). Обустройство тепловой защиты ограждающих конструкций зданий учреждений (реконструкция фасадов, кровель и чердаков, замена оконных блоков).

0

0

3 674 200

0

+ 3 674 200

0

1.2.3.2. Оптимизация работы системы электроснабжения зданий учреждений (замена светильников на светильники с энергосберегающими лампами, монтаж системы уравнивания потенциалов).

2 022 000

1 819 800

2 021 980

1 819 780

— 20

— 20

ИТОГО

35 389 500

46 973 528

39 063 680

46 973 508

+ 3 674 180

— 20

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году соответствует объёму финансирования Программы, предусмотренному Решением № 565, и составляет 57 454 567 рублей.

2.5. Администратором программы внесены изменения в Программу в части перечня целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Дополнительно включено 6 показателей, подлежащих включению в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2013 № 261-ФЗ[2], постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225[3]. Следует отметить, что по вновь устанавливаемым показателям отсутствуют их значения, которые характеризуют результаты реализации мероприятий. Администратор программы поясняет, что «расчет целевых показателей отсутствует в связи с отсутствием у муниципального образования полномочий по регулированию тарифов на услуги по перевозке». Отсутствие значений показателей, характеризующих результаты мероприятий по энергосбережению в отношении транспортных средств, указывает на формальный подход — показатели включены, (установленное требование выполнено), а значений нет, что указывает на отсутствие необходимой деятельности в данном направлении. По мнению КСП, необходимо установить значения показателей, достижение которых предусмотрено в рамках реализации аналогичной окружной программы. Данная позиция Контрольно-счетной палаты города отражена также в Заключении от 18.11.2014 № 01-17-178/КСП.

2.6. Название таблицы «Динамика изменения значений показателей» рекомендуем дополнить словами «результатов реализации муниципальной программы», что соответствует требованиям п. 5.5 Порядка.

2.7. В приложении 3 программы название таблицы «Расчетный объем средств, необходимый для реализации всех мероприятий муниципальной программы», рекомендуем изложить в новой редакции «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы», что соответствует требованиям абзаца 27 п.5.7 Порядка.

2.8. В разделе 4 «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» ответственность (в своей части) за выполнение мероприятий закреплена за исполнителями СГМУП «Горводоканал», СГМУП «ГТС», СГМУП «Тепловик», при этом в приложении 1 не отражена информация, какие конкретно мероприятия из перечня отдельных мероприятий программы 2 реализуются каждым из перечисленных исполнителей.

Контрольно-счетной палатой в Заключении от 02.12.2013 № 01-17-194/КСП на проект Программы отражено данное замечание, однако вносимыми изменениями не учтено.

2.9. По результатам анализа информации, указанной в паспорте Программы, утвержденном Распоряжением Администрации города от 23.10.2013 № 3637[4], необходимо отметить следующее.

В паспорте Программы в разделе «Основание для разработки программы» указаны правовые акты, которые утратили силу:

— государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 512-р[5];

— приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 № 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»[6];

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 утратит силу приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.03.2012 № 27 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на 2012 — 2014 годы»[7].

Рекомендуем Администратору паспорт Программы привести в соответствие с действующими правовыми актами.

2.10. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний и недостатков, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

2.11. В отношении процедуры утверждения изменений Программы установлено следующее.

В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 26.09.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

3. Заключительные положения

3.1. На основании вышеизложенного Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.5 — 2.11 настоящего заключения.

3.2. Информацию о решении, принятом по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 20.12.2014 года.

 

Инспектор отдела контроля
расходов на городское хозяйство                                     К.В. Афризонова


[1] В связи с тем, что объемы бюджетных ассигнований в разрезе программных мероприятий в Решении № 565 не детализируются, то анализ изменений  объемов финансирования в разрезе мероприятий, реализуемых в 2015-2016 годах, произведен в сравнении с проектом внесения изменений в Программу, обусловленных утверждением Решения № 565, что по мнению КСП более целесообразно, чем сравнение с действующей редакцией Программы.

[2]  Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережение и повышение энергетической эффективности  и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3]  Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (с изменениями от 22.07.2013).

[4] Распоряжение Администрации города от 23.10.2013 № 3637 О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 28.08.2013 № 3053 «О разработке и реализации муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании городской округ город Сургут на период 2014-2020 годов».

[5] Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» признан утратившим силу.

[6] Настоящий приказ фактически прекратил действие, действует Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 № 399.

[7] Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28.03.2014 № 3.