ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-207/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8978 «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда города Сургута на 2014-2020 годы»

  1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), Стандартом экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута, утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 №01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8978 «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда города Сургута на 2014-2020 годы» (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (в редакции от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Администратор Программы – департамент архитектуры и градостроительства Администрации города (далее – ДАиГ), соадминистраторы – департамент образования Администрации города, департамент городского хозяйства Администрации города.

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления Администрации города (далее – Проект) о внесении изменений в муниципальную программу сформированы на основании представленных документов и информации.

  1. Анализ изменений, вносимых в Программу

2.1.  Проектом предлагается изложить Программу в новой редакции. Внесение изменений в Программу осуществляется в связи с принятием решения Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение о бюджете № 565), подготовкой проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – Проект бюджета), а так же изменением Порядка № 5159.

2.2.    Проектом предусмотрено внесение в Программу следующих изменений:

2.2.1.    В раздел 1 «Характеристика текущего состояния» в таблицу «Динамика изменений значений показателей» добавлено ожидаемое исполнение показателей за 2014 год, пункт 4 «В части повышения доступности образовательных услуг» изложен в новой редакции.

2.2.2.    В приложение 1 Программы внесены изменения в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий и значения показателей результатов реализации муниципальной программы. Изменена форма изложения мероприятий для достижения задачи 1 «Реконструкция объектов социальной сферы и административных зданий для обеспечения доступности в учреждениях социальной инфраструктуры людей с ограниченными возможностями здоровья», в действующей редакции Программы указано по видам выполняемых работ, в Проекте – по объектам, подлежащим реконструкции.

2.2.3.    Программа дополнена приложением 2 «Дополнительная потребность в объеме бюджетных ассигнований для реализации программных мероприятий муниципальной программы», в которое перенесена дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2018-2020 годы.

2.2.4.    В пояснительной записке к Проекту изложено, что в задаче 1 по мероприятию 1.1. «Выполнение проектно-изыскательских работ по объектам социальной сферы и административных зданий» в 2014 году сократился объем бюджетных ассигнований на 1 184 345 рублей, в 2015 году бюджетные ассигнования увеличены на 475 015 рублей. В связи с тем, что предлагаемый Проект в задаче 1 не содержит детализацию программных мероприятий, аналогичных действующей редакции Программы, то сопоставить указанные изменения возможно лишь, в разрезе объема бюджетных ассигнований, в целом по задаче.

2.3.  В ходе анализа Программы установлено следующее.

2.3.1.    Паспорт Программы утвержден распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3103 (с изменениями от 14.11.2013). В Паспорте отражена недействующая редакция постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159, так как в данное постановление неоднократно вносились изменения[1], последнее — 01.10.2014.

2.3.2.    В нарушение пункта 5.11. Порядка №5159 в пояснительной записке в Проекту не отражен полный перечень вносимых изменений.

2.3.3.    В результате анализа бюджетных ассигнований в представленном Программе установлено, что объем бюджетных ассигнований и целевые показатели результатов реализации программы на 2014 год, изложенные в приложении 1 к Программе, соответствуют Решению о бюджете № 565.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы на 2015-2017 года и целевые показатели соответствуют Проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

2.3.4.    Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы уменьшен в 2014 году на 1 184 345 рублей (с 54 603 309 до 53 418 964 рублей), в 2015 году уменьшен на 17 169 098 рублей (с 77 858 263 до 60 689 165 рублей), в 2016 году увеличен на 12 518 027 рублей (с 32 929 000 до 45 447 027 рублей), в 2017 году на уменьшен на 11 086 046 рублей (с 36 391 000 до 25 304 954 рублей).

Изменение объема бюджетных ассигнований в плановом периоде 2015 – 2017 годах в большей степени обусловлено:

1)  реконструкцией объектов (социальной сферы и административных зданий), в части проведения проектно-изыскательских работ и осуществления капитального ремонта объектов, в том числе (за счет средств местного бюджета):

– на 2015 год уменьшение финансирования на 17 138 005 рублей;

– на 2016 год увеличение финансирования на 12 540 000 рублей;

– на 2017 год уменьшение финансирования на 11 000 000 рублей.

2)  дополнительным оснащением 9 образовательных учреждений специальным оборудованием, приспособлениями, программными комплексами для создания универсальной безбарьерной среды, в том числе (за счет средств местного бюджета):

– на 2015 год финансирование в сумме 1 034 321 рубль;

– на 2016 год финансирование в сумме 1 027 117 рублей;

– на 2017 год финансирование в сумме 1 088 900 рублей.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты города на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

2.3.5.    В пояснительной записке к Проекту приложены расчеты показателей результатов реализации Программы. По показателю «Доля зданий и помещений административного назначения, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья от общего количества зданий и помещений административного назначения, %» некорректно исчислены значения отдельных показателей на 2014 – «69%» вместо «25%», на 2015 год – «77%» вместо «25%».

Вместе с тем, значение указанного показателя в 2014 году в приложении 1 к Программе «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы» составляет «25%», что соответствует Решению о бюджете № 565. Следовательно, целевой показатель на 2014 год в установленном размере не подтверждается прилагаемыми администратором расчетами.

Итоговые значения показателя 7 «Доля образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве образовательных учреждений, %», приложенные к пояснительной записке не соответствуют расчетам и информации, изложенной в приложении 1 к Программе.

2.3.6.    При оценке соответствия мероприятий Программы документам стратегического планирования установлено следующее.

В разделе 1 Программы установлено, что реализация мероприятий программы направлена на развитие городской среды согласно приоритетному направлению Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года. Указанный документ содержит косвенное упоминание о доступности города для всех категорий населения, применяемое при описании понятия благоустройство города. Учитывая изложенное, имеющаяся ссылка на данный документ в тексте Программы не корректна.

2.3.7.    В нарушение пункта 5.6. Порядка № 5159 в разделе 2 «Цели и задачи программы» отсутствует обоснование сроков реализации Программы.

2.3.8.    Анализ финансирования мероприятий и оценка достижения ожидаемых результатов Программы.

Произвести оценку обоснованности ожидаемых результатов Программы исходя из информации, содержащейся в приложении 1 «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы» невозможно, в связи с отсутствием промежуточных показателей (либо этапов) реализации мероприятий по годам, например:

– по мероприятию 1.1 «Капитальный ремонт объектов физической культуры и спорта» отсутствуют ожидаемые результаты на 2014 и 2016 года по показателям «количество выполненных проектных работ» и «количество объектов физической культуры и спорта на которых выполнен капитальный ремонт» (Проектом предусмотрен объем финансирования, соответственно, в сумме 500 000 рублей и 6 070 000 рублей);

– по мероприятию 1.2. «Капитальный ремонт объектов молодёжной политики» отсутствует ожидаемые результаты на 2014 и 2015 года по показателям «количество выполненных проектных работ» и «количество объектов молодежной политики на которых выполнен капитальный ремонт» (Проектом предусмотрен объем финансирования, соответственно, в сумме 373 340 рублей и 3 970 000 рублей);

– по мероприятию 1.4. «Капитальный ремонт объектов образования» отсутствуют ожидаемые результаты на 2014 и 2015 года по показателям «количество выполненных проектных работ» и «количество объектов физической культуры и спорта на которых выполнен капитальный ремонт» (Проектом предусмотрен объем финансирования, соответственно, в сумме 2 190 579 рублей и 17 794 788 рублей).

Отсутствие значений показателей реализации мероприятий по отдельным этапам не позволяет оценить обоснованность заданных объёмов финансирования мероприятий, не характеризует результат использования бюджетных средств и содержит риск нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса.

Анализ динамики показателей результатов реализации Программы и объёмов финансирования, в сравнении с действующей редакцией Программы, отражает отсутствие логической увязки изменений целевых показателей и объёмов финансирования по мероприятию 2.1 задачи 2 «Обустройство бордюров на подходах к пешеходным дорожкам», в частности объёмы финансирования в 2015-2017 годах увеличены на 65%, а значения показателей сократились на 45% (в действующей редакции Программы были установлены плановые значения по количеству обустроенных пешеходных переходов – ежегодно по 20 шт., в Проекте предлагается сократить показатель – до 11 шт.).

Указанные обстоятельства нарушают положения части 5.7. (абзац 25) Порядка № 5159, в соответствии с которой показатели результатов реализации муниципальной программы устанавливаются и (или) корректируются исходя из объемов ассигнований, направляемых на их реализацию. Данные обстоятельства содержат риск нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса РФ. В связи с чем, рекомендуем ДАиГ откорректировать значения показателей Программы либо установить дополнительные показатели характеризующие результаты использования ассигнований.

2.4.  В нарушение пункта 3 постановления Администрации города от 28.08.2014 № 5981 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8978 «Доступная среда города Сургута на 2014-2020 годы» управлением информационной политики Администрации города на официальном интернет-сайте Администрации города в информационном разделе сайта департамента по экономической политике Администрации города размещен текст постановления без приложения 1 к муниципальной программе «Доступная среда города Сургута на 2014-2020 годы», изложенного в новой редакции. Неразмещение информации на официальном интернет-сайте Администрации города нарушает положения части 7.3 Порядка № 5159.

2.5.  К представленному на экспертизу Проекту имеется замечание, которое отражено было ранее в заключении КСП города от 11.03.2014 № 01-17-27 (п. 2.2), и в представленном Проекте не нашло отражения, а именно:

– п. 2.2 – из Программы в целях устранения ранее указанного замечания КСП ДАиГ исключена ссылка на Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы». Однако, по существу замечание не устранено – темпы создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в результате реализации Программы недостаточны для достижения значения целевого показателя, установленного указанной Государственной программой.

Согласно представленной ДАиГ информации (от 10.04.2014) к заключению КСП от 11.03.2014 № 01-17-27 замечание, отраженное в п. 2.2 не представляется возможным устранить, т.к. невозможно одномоментно обеспечить к 2016 году долю образовательных учреждений в размере 20%, в которых создана безбарьерная среда в связи с ограниченным объемом бюджетных ассигнований.

Указанный комментарий дает основание Контрольно-счётной палате города предполагать, что ДАиГ при подготовке проекта муниципальной программы в 2013 году был допущен формальный подход в части включения в текст программы заведомо невозможных к выполнению показателей.

2.6.  В результате внесённых изменений в Порядок № 5159 исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок № 5159.

Вместе с тем, Администрация города в предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих   требованиям   действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

2.7.  В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

  1. Заключительные положения

На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города:

3.1. Рассмотреть и учесть предложения Контрольно-счётной палаты города, изложенные в пунктах 2.3.1-2.3.2, 2.3.5, 2.3.6-2.3.8, 2.4, 2.5 настоящего заключения.

3.2. Принять меры к реализации предложений, изложенных в пунктах 2.6, 2.7 настоящего заключения.

3.3. Информацию о решении, принятом по результатам рассмотрения настоящего заключения, направить в адрес Контрольно-счётной палаты города в срок до 22.12.2014.

 

Инспектор
отдела контроля в сфере закупок                                         Н.С. Кандаурова



[1] Постановление Администрации города от 01.10.2014 № 6713 «О внесении изменения в постановление Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут».