1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), Стандартом экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута, утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 №01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города (далее – проект Постановления) «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8973 «Об утверждении муниципальной программы «Проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории города Сургута в 2014 - 2020 годах» (с изменениями от 27.08.2014) (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Администратором Программы является департамент архитектуры и градостроительства Администрации города (далее – ДАиГ, Департамент, Администратор программы).

Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 №5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

  1. Анализ Программы

2.1. Проектом Постановления предлагается изложить Программу в новой редакции. Действие проекта Постановления предлагается установить с 01.01.2015 года.

2.2. Внесение изменений обусловлено подготовкой проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – Проект бюджета), принятием решения Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение № 565), изменением Порядка № 5159 и внесением изменений в распоряжение Администрации города от 07.10.2013 № 3480 «О разработке муниципальной программы «Проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории города Сургута в 2014 - 2020 годах» распоряжением № 3558 от 06.11.2014 (далее – Распоряжение № 3558).

2.3. В соответствии с Распоряжением № 3558 и новой редакцией Программы поставленная задача отличается от задачи, установленной по данной программе постановлением Администрации города Сургута от 17.10.2014 № 7088 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (далее – Прогноз СЭР). В проекте Постановления: «Развитие инженерной инфраструктуры для увеличения площади земельных участков, предназначенных для строительства объектов жилищного и социально-культурного назначения», а в Прогнозе СЭР: «Проектирование и строительство систем коммунальной инфраструктуры в целях обеспечения инженерной подготовки земельных участков для строительства объектов жилищного и социально-культурного назначения».

Рекомендуем Администратору наименование задачи отраженное в Программе и Прогнозе СЭР привести во взаимное соответствие.

2.4. По сравнению с Решением № 565 объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015 году уменьшен на 58 826 466 рублей и составляет 124 510 920 рублей, в 2016 году увеличен на 16 034 864 рубля и составляет 172 776 748 рублей, а в 2017 году уменьшен на 1 268 776 777 рублей и составляет 280 511 170 рублей. Более подробно информация о вносимых изменениях в объемы финансирования мероприятий программы в разрезе объектов инвестирования отражены в приложении 1 к настоящему заключению.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году соответствует объёму финансирования Программы, предусмотренному Решением № 565 и составляет 194 102 768 рублей.

2.5. В абзаце 17 Порядка № 5159 предусмотрены четыре вида показателей муниципальных программ. В представленной Программе в нарушение абзаца 20 Порядка № 5159 не установлены показатели конечных результатов реализации муниципальной программы.

2.5.1. Обращаем внимание, что Порядком № 5159 не установлена взаимосвязь между показателями мероприятий муниципальной программы и целевыми показателями результатов реализации муниципальной программы. По мнению Контрольно-счетной палаты такая связь логична и необходима. В связи с чем, предлагаем Администрации города принять меры к внесению изменений в Порядок № 5159 с целью установления такой взаимосвязи. Данное замечание и предложение сформулировано на основании нижеследующего.

Показатели мероприятий муниципальной программы, не повлияли на формирование целевых показателей результатов реализации мероприятий[1] Программы и не включены в их числовые значения:

- «Количество выполненных проектно-изыскательских работ по объектам инженерной инфраструктуры, проект»;

- «Ввод в эксплуатацию сетей водоснабжения, км»;

- «Ввод в эксплуатацию сетей хозбытовой канализации, км»;

- «Ввод в эксплуатацию сетей дождевой канализации, км»;

- «Ввод в эксплуатацию сетей газоснабжения, км»;

- «Переустройство сетей электроснабжения, км»;

- «Переустройство сетей связи, км»;

- «Устройство внутриквартальных проездов, км»;

- «Ввод в эксплуатацию сетей дренажа, км»;

- «Количество подключенных объектов к сетям электроснабжения, ед.»;

- «Переустройство сетей газоснабжения, км»;

- «Ввод в эксплуатацию сетей теплоснабжения, км»;

- «Переустройство сетей связи, км».

Безусловно, показатели отражающие ввод в эксплуатацию являются конечным результатами исполнения конкретного мероприятия, но не отображают результаты использования бюджетных средств на этапах строительства. Так как процесс строительства имеет длительный характер рекомендуем дополнить целевыми показателями характеризующими процент (долю) готовности объекта капитального строительства, что позволит соблюсти принцип эффективности, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Замечания, указанные в данном пункте свидетельствуют о риске нарушения ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

2.5.2.    Целевые показатели результатов реализации Программы соответствуют показателям, отраженным в Проекте бюджета. Непосредственные изменения целевых показателей указаны в Таблице 1.

                                                                                                                                  Таблица 1

Наименование показателя, ед. измер.

Значение показателя, в том числе

2015 год

2016 год

2017 год

Цель программы: Создание условий для увеличения объемов строительства объектов жилищного и социально-культурного назначения

Целевые показатели результатов реализации программы

Увеличение площади земельных участков, обеспеченных магистральными инженерными сетями для создания условий для жилищного строительства, тыс. кв. м

Утвержденный постановлением Администрации  города от 27.08.2014 № 5954[2]

151,00

15,73

16106,57

Проект постановления Администрации города

-

-

15,73

Увеличение площади земельных участков, обеспеченных внутриквартальными объектами инженерной инфраструктуры, тыс. кв. м

Утвержденный постановлением Администрации  города от 27.08.2014 № 5954

-

10,45

64,40

Проект постановления Администрации города

-

1065,00

106,00

Проектный объем жилья на территориях с инженерной подготовкой, тыс. кв. м

Утвержденный постановлением Администрации  города от 27.08.2014 № 5954

55,07

322,28

623,03

Проект постановления Администрации города

-

9,42

325,50

 

2.5.3. Из состава мероприятия «Мероприятие 1.1.5. Магистральный водовод в восточном жилом районе от ул. 9 П (Нефтеюганское шоссе) по ул. Рационализаторов до ВК — сущ.» исключены целевые показатели: «Увеличение площади земельных участков, обеспеченных магистральными инженерными сетями для создания условий для жилищного строительства, тыс. кв. м» и  «Проектный объем жилья на территориях с инженерной подготовкой, тыс. кв. м». Администратором программы изменены значения целевых показателей результатов реализации программы по всем мероприятиям.

В нарушение п. 5.11. Порядка к пояснительной записке не отражен полный перечень вносимых изменений, не приложено описание расчета измененных показателей результатов реализации Программы по годам её реализации.

2.6. Администратором программы добавлено приложение 2 «Дополнительная потребность в объеме бюджетных ассигнований для реализации программных мероприятий муниципальной программы «Проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории города Сургута в 2014-2020 годах», в котором отражены новые мероприятия по Программе с потребностью в объеме финансирования на 2018-2020 годы.

2.7. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

2.8. В отношении процедуры утверждения изменений Программы установлено следующее.

В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих   требованиям   действующего  законодательства  и

полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

3. Заключительные положения

3.1.     На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.3., 2.5., 2.5.1, 2.5.3.

3.2.     Принять меры к реализации предложений изложенных в пунктах 2.7. и 2.8. настоящего заключения.

3.3.     Информацию о решении, принятом по результату настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты города в срок до 22.12.2014.

 

Инспектор отдела контроля
в сфере закупок                                                                          А.В. Рогаченко


[1] Целевые показатели результатов реализации мероприятий Программы: 1) Увеличение площади земельных участков, обеспеченных  магистральными инженерными сетями для создания условий для жилищного строительства, тыс. кв.м;2) Увеличение площади земельных участков, обеспеченных внутриквартальными объектами инженерной инфраструктуры, тыс. кв.м; 3) Проектный объем жилья на территориях с инженерной  подготовкой, тыс. кв.м

[2] Постановление Администрации г. Сургута от 27 августа 2014 г. № 5954 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 N 8973 «Об утверждении муниципальной программы «Проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории города Сургута в 2014 — 2020 годах»