ИНФОРМАЦИЯ

о результатах контрольного мероприятия

«Проверка использования средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидии МБУ ИКЦ «Старый Сургут» на выполнение муниципального задания и субсидии на иные цели за 2013 год и текущий период 2014 года. Проверка достижения показателей муниципального задания.

Проверка поступления и использования средств от приносящей доход деятельности за 2013 год и текущий период 2014 года»

Контрольное мероприятие проведено в соответствии с п. 2.11 плана работы Контрольно-счётной палаты города Сургута  (далее – КСП города) на 2014 год, утверждённого распоряжением Председателя КСП города от 27.12.2013 № 01-06-102/КСП (с изменениями).

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.

МБУ ИКЦ «Старый Сургут» создано в целях координации действий по созданию условий полноценного и содержательного досуга горожан, а также для организации конкретной практической деятельности по мобилизации имеющихся у города ресурсов для сохранения, изучения и популяризации историко-культурного наследия в его нематериальных формах, а именно духовных ценностей (устные традиции и формы выражения, обычаи, обряды, празднества.

Функции и полномочия учредителя МБУ ИКЦ «Старый Сургут» возложены на Администрацию города Сургута. Куратором Учреждения является департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города
(далее – ДКМПиС).

В соответствии с Реестром муниципальных услуг городского округа город Сургут утвержден Перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту культуры, молодёжной политики и спорта, согласно которому МБУ ИКЦ «Старый Сургут» оказывает следующие муниципальные услуги:

- организация культурного досуга на базе учреждений и организаций культуры;

- организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время.

Муниципальная услуга «Организация культурного досуга на базе учреждений и организаций культуры» в период с 11.05.2014 по 20.06.2014 и муниципальная услуга «Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время» в период с 11.05.2014 по 27.06.2014 оказывались Учреждением в отсутствие действующих стандартов.

Уставом МБУ ИКЦ «Старый Сургут» предусмотрена деятельность по изучению и популяризации исторических основ города и традиций, а также культурных ценностей прошлых поколений. Данная деятельность фактически осуществляется Учреждением и выражается в:

- исследовательской и культурно-просветительской деятельности в целях сохранения исторического облика города и поддержания традиций;

- экспозиционно-выставочной деятельности;

- экскурсионном сопровождении;

- обеспечении учреждений культуры и общественности информацией по истории города.

Указанная деятельность относится к музейно-выставочной деятельности, реализация которой предусмотрена муниципальной услугой «Сохранение и популяризация культурного наследия». Муниципальное задание на оказание данной услуги Учреждение от департамента культуры, молодежной политики и спорта не получало.

Кроме того, в муниципальные задания Учреждения включались не все виды уставной и фактически осуществляемой деятельности, в частности:

- экспозиционно-выставочная деятельность;

- издательская деятельность (издание буклетов, методических пособий по направлениям деятельности Учреждения).

 

Объем субсидии на выполнение муниципального задания МБУ ИКЦ «Старый Сургут» рассчитан в соответствии с Порядком формирования финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями и предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечения выполнения муниципального задания с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей платных услуг, оказываемых Учреждением.

Размер субсидии на выполнение муниципального задания в соответствии с условиями соглашений составил:

- 54 373 240,00 рублей на 2013 год;

- 54 656 655,00 рублей на 2014 год.

Размер субсидии на иные цели в соответствии с соглашениями составил:

- 3 951 400,00 рублей на 2013 год;

- 8 764 157,00 рублей на 2014 год.

При проверке порядка определения объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ ИКЦ «Старый Сургут» был представлен расчет нормативных затрат. Однако, в ходе контрольного мероприятия установлено, что фактически объем субсидии на выполнение муниципального задания определялся не по нормативным затратам на оказание муниципальных услуг, а методом «обратного счета», исходя из общей суммы планируемых Учреждением расходов, которые определены не по нормам, а в соответствии с коммерческими предложениями предполагаемых исполнителей работ (услуг). То есть сумма расходов не зависела от количества единиц услуги и при любом значении показателей оставалась неизменной. Следовательно, объем (сумма) финансового обеспечения оказания муниципальных услуг не ставился в зависимость от количества этих услуг, а формирование муниципального задания осуществлялось только лишь с целью формального соблюдения ст. 78.1 БК РФ.

24.01.2014 внесено изменение в муниципальное задание на 2013 год (позднее, чем утверждено муниципальное задание на 2014 год), в части выполненных в 2013 году следующих дополнительных работ:

- разработка дизайна логотипа «Год культуры»;

- разработка дизайна и изготовление настольного перекидного календаря, посвященного Году культуры (далее – Календарь).

Указанные работы были выполнены в декабре 2013 года. В связи с тем, что Годом культуры в России объявлен 2014 год, данные мероприятия по подготовке к нему могли быть проведены в 2013 году, но при своевременном внесении соответствующих изменений в муниципальное задание. Таким образом, изменение в муниципальное задание для МБУ ИКЦ «Старый Сургут» внесено в начале 2014 года с целью «узаконить» расходование средств субсидии на выполнение муниципального задания на указанные цели и действия Учреждения, выполненные в 2013 году в отсутствие муниципального правового акта.

 

Штатная численность учреждения по состоянию на 01.01.2014 составляла 95 единиц. По состоянию на 18.08.2014 в Учреждении имелись 14 вакансий. В штатном расписании МБУ ИКЦ «Старый Сургут» предусмотрены должности (ведущий бухгалтер и менеджер), которые с момента ввода их в штатное расписание не заняты, совмещаются лицами, для которых трудовые обязанности, предусмотренные по вакантным должностям, являются основными, не отличными от основных обязанностей (главный бухгалтер совмещает должность ведущего бухгалтера), либо являются несвойственными основной занимаемой должности (заведующий складом совмещает должность менеджера). Указанное вызывает сомнение в обоснованности и целесообразности их наличия в штатном расписании Учреждения.

 

По результатам аттестации рабочих мест в октябре 2012 года в МБУ ИКЦ «Старый Сургут» выявлены отдельные рабочие места с вредными условиями труда. По результатам аттестации рабочих мест, проведенной в декабре 2013 года, установлены те же вредные факторы (3 класс по травмоопасности (помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, отсутствуют заземляющие устройства) и вредные условия труда 1 степени (3.1, световая среда) на тех же рабочих местах (ведущий инженер по охране труда, старший научный сотрудник, методист 1 категории, заведующий сектором, ведущий методист (2 единицы), заведующий отделом (3 единицы), методист 2 категории, художник народных художественных промыслов), что и по результатам аттестации в 2012 году. Следовательно, Учреждением действия по улучшению условий труда на рабочих местах в период с ноября 2012 года по декабрь 2013 года не предпринимались. Соответственно, условия труда не изменились, что подтверждается результатами повторной аттестации рабочих мест, проведенной в декабре 2013 года. За выявленные аттестующей организацией вредные факторы условий труда 11 работникам по вышеуказанным должностям в 2014 году установлены следующие компенсации:

- повышение оплаты труда в размере 4 % от тарифной ставки (оклада);

- предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 7 календарных дней.

Указанное позволяет сделать вывод, что в МБУ ИКЦ «Старый Сургут» аттестация рабочих мест проводится с целью установления дополнительных компенсаций отдельным работникам, занимающим вышеуказанные должности, а не с целью приведения условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями по охране труда. По мнению КСП города, расходование средств в размере 16 619,00 рублей на проведение повторной аттестации рабочих мест в декабре 2013 года без улучшения условия труда за предшествующий аттестационный период является нерациональным и неэффективным.

 

В ходе проверки установлены нарушения финансовой дисциплины в части:

- систематического расхождения данных первичных документов и данных, отраженных в регистрах бухгалтерского учёта, а так же несвоевременного отражения хозяйственных операций в журналах операций;

- оплаты по принятым обязательствам (не соблюдались установленные договорами сроки оплаты);

-  установления и осуществления Учреждением выплат по заработной плате.

Установлены нарушения в части учета поступления средств от приносящей доход деятельности.

 

В ходе контрольного мероприятия проведена выборочная проверка на предмет использования муниципального имущества, закрепленного за МБУ ИКЦ «Старый Сургут» на праве оперативного управления. При осмотре выявлено имущество (здание закрытой стоянки «Таганай», оборудование, производственный инвентарь) балансовой стоимостью 4 712 671,58 рублей, которое используется неэффективно.

 

Сбор информации о количестве потребителей муниципальной услуги в
МБУ ИКЦ «Старый Сургут» осуществляется в Журналах учета платных услуг (Журналах учета посетителей) отдельно по каждому экспозиционному дому. Данные журналы должны заполняться в конце рабочего дня согласно реализованным билетам. В журналах вместе регистрируют количество потребителей, посетивших экспозиции, экскурсии, мастер-классы, игровые и познавательные программы, как на платной, так и на бесплатной основах. Форма Журнала учета посетителей не утверждена учетной политикой МБУ ИКЦ «Старый Сургут», поэтому каждый отдел Учреждения регистрирует количество потребителей по-разному, что может привести к некорректному отражению их количества в отчетности.

В Учреждении выявлены расхождения данных, отраженных в Отчете об исполнении муниципального задания МБУ ИКЦ «Старый Сургут» за 2013 год и фактически установленных при проверке Учреждения (Таблица 1):

- о количестве проведенных мероприятий на платной основе;

- о количестве клубных формирований;

- численности, занимающихся в клубных формирования.

Таблица 1

 

Наименование показателя

Ед. изм.

Значения показателей, установленные Учреждением

Значения фактических  показателей, установленные КСП города при проверке Учреждения

Муниципальное задание

на 2013 г.

Отчет о результатах деятельности
за 2013 г.

за

2013 г.

1. Количество проведенных мероприятий на платной основе

ед.

350

385

608*

2. Количество потребителей, занимающихся в клубных формированиях

чел.

435

454

69

3. Количество клубных формирований:

ед.

29

29

4

* — по данным первичных учетных документов, по которым поступила оплата за проведение мероприятий.

Из Таблицы 1 видно, что отчетные данные за 2013 год недостоверны.

В соответствии с показателями, предусмотренными в муниципальном задании для МБУ ИКЦ «Старый Сургут», рассчитывался объем финансирования оказания муниципальных услуг «Организация культурного досуга на базе учреждений и организаций культуры» и «Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время». Денежные средства из бюджета города выделялись Учреждению, в том числе и на организацию и работу клубных формирований в количестве 29 единиц. Фактически установлено, что в 2013 году работали 4 клубных формирования:

- Клуб любителей декоративно-прикладного искусства;

- Клуб «Нескучающие ручки»;

- «Этнический фольклорный коллектив «Аснэ»;

- Детский фольклорный коллектив «Луима ханса».

В ходе контрольного мероприятия к проверке представлены документы по работе в 2013 году 26 клубных формирований, которые являлись ветеранскими клубными формированиями самодеятельного народного творчества, созданные по инициативе граждан пожилого возраста, объединившихся для совместных занятий вокальным, инструментальным и хореографическим творчеством. Учитывая, что в муниципальном задании на 2013 год предусмотрен, в том числе показатель «Количество клубных формирований учреждения», предполагающий клубные формирования созданные самим МБУ ИКЦ «Старый Сургут», включение данных показателей в отчет об исполнении муниципального задания МБУ ИКЦ «Старый Сургут» является необоснованным.

 

В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому устав бюджетного учреждения должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, в п. 3.4. Устава МБУ ИКЦ «Старый Сургут» предусмотрено осуществление иной деятельности, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Пунктом 3.4 Устава Учреждения установлены отдельные виды предпринимательской деятельности, не соответствующие целям деятельности Учреждения, в частности:

- развитие сети торговли и общепита;

- организация и ведение гостиничного хозяйства;

- производство и реализация текстиля;

- производство и реализация изделий из дерева;

- маркетинговые услуги;

- оказание всех видов консультационных услуг;

Согласно поступившей от МБУ ИКЦ «Старый Сургут» информации начата работа по исключению из Устава Учреждения следующих видов предпринимательской деятельности:

- организация и ведение гостиничного бизнеса;

- иной деятельности, не противоречащей действующему законодательству РФ.

Меры, предпринимаемые ДКМПиС в рамках исполнения функции контроля за деятельностью подведомственного Учреждения, недостаточны, контроль осуществляется не в полной мере. На основании отчетов, предусмотренных в муниципальных заданиях и соглашениях о предоставлении субсидий МБУ ИКЦ «Старый Сургут», куратором оценивается деятельность Учреждения с целью стимулирования его руководителя, а не для принятия управленческих решений в соответствии с п. 5.1. Порядка осуществления контроля в части:

- соответствия результатов деятельности учреждения установленным показателям и отсутствия выявленных нарушений;

- сохранения (увеличения, уменьшения) показателей муниципального задания и других показателей.

Представление Учреждением документов по результатам платной деятельности носит для Департамента справочный характер. В связи, с чем ДКМПиС не оказывает влияния на принятие Учреждением решений о направлении расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности.

 

По результатам проверки Контрольно-счетной палатой города подготовлены и направлены следующие предложения.

I. Департаменту культуры, молодежной политики и спорта Администрации города:

1. Своевременно осуществлять разработку и утверждение документов, регламентирующих оказание муниципальных услуг.

2. Включать в муниципальное задание все виды деятельности, предусмотренные учредительными документами и фактически осуществляемые Учреждением с установлением качественных и количественных показателей оказания услуг.

3. Усилить контроль за достижением показателей муниципального задания.

4. Устанавливать ежеквартальные плановые значения количественных показателей в целях оперативного принятия управленческих решений, мониторинга и контроля за деятельностью Учреждения в течение года.

5. Усилить контроль за правильностью составления Планов ФХД.

6. Совместно с МБУ ИКЦ «Старый Сургут» оптимизировать структуру Учреждения, исходя из обоснованного и фактически необходимого числа работников.

7. Рационально использовать здание закрытой стоянки «Таганай» и сократить затраты на аренду мест стоянки автотранспортных средств подведомственных учреждений.

8. Определить степень ответственности должностных лиц Департамента, допустивших нарушения в части осуществления контроля за деятельностью МБУ ИКЦ «Старый Сургут».

 

II. МБУ ИКЦ «Старый Сургут»:

1. Устав МБУ ИКЦ «Старый Сургут» привести в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

  1. Все первичные учетные бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского учета и хозяйственные операции оформлять в соответствии с требованиями действующего законодательства.
  2. Планы ФХД формировать с соблюдением порядка их составления и утверждения.
  3. Разработать единый журнал учета посетителей с учетом требований к составу обязательных реквизитов и утвердить его в учетной политике.

5. В целях обеспечения прозрачности учета бланков строгой отчетности, предусмотреть составление билетными кассирами отчета о проведенных операциях по продаже билетов за каждый день.

6. Совместно с Департаментом оптимизировать структуру МБУ ИКЦ «Старый Сургут», исходя из обоснованного и фактически необходимого числа работников.

7. Привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями по охране труда и исключить из трудовых договоров условие о компенсации за вредные условия труда (по приведению условий труда на рабочих местах к нормативным).

8. Установить виновных лиц и определить степень их ответственности за выявленные в ходе проверки нарушения.

  1. Разработать план мероприятий по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и замечаний.

 

Для устранения выявленных нарушений и недостатков Коллегий Контрольно-счетной палаты города направлено представления МБУ ИКЦ «Старый Сургут».

О результатах контрольного мероприятия подготовлен Отчет от 31.12.2014 № 01-18-28/КСП, который направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города и Прокуратуры города Сургута.

 

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты города                                     И.И.Володина