Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ отдельных порядков предоставления субсидий, утверждённых в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и заключенных на их основании договоров (соглашений) на 2014 год»

ИНФОРМАЦИЯ

о результатах экспертно-аналитического мероприятия

«Анализ отдельных порядков предоставления субсидий, утверждённых в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и заключенных на их основании договоров (соглашений) на 2014 год»

Контрольно-счётной палатой города Сургута в соответствии с п. 1.13 плана работы на 2014 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ отдельных порядков предоставления субсидий, утверждённых в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и заключенных на их основании договоров (соглашений) на 2014 год».

В результате анализа действующего законодательства, нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регламентирующих предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, и заключенных на их основании соглашений на 2014 год установлено следующее.

1. Пункт 3 части 26 решения Думы города Сургута от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов» (далее – Решение № 455-V ДГ) не соответствует статьям 6, 152, 306.1, 306.2, 306.4 Бюджетного Кодекса РФ (далее – БК РФ) в части включения в соглашения о предоставлении субсидий ответственности их получателей за нецелевое использование бюджетных средств.

2. Наименование субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения населению, проживающему во временных посёлках, указанное в приложении 17 к Решению № 455-V ДГ, не соответствует цели её фактического предоставления.

3. В правовых актах Администрации города, регламентирующих порядки предоставления субсидий, выявлены различные трактовки понятия «субсидия».

4. В порядках предоставления субсидий не определены сроки утверждения перечня получателей и объёмов субсидий, а также сроки подписания соглашений о предоставлении субсидий.

5. В отдельных порядках предоставления субсидий, утверждённых правовыми актами Администрации города, выявлены нарушения пункта 5 части 3 статьи 78 БК РФ, выражающиеся в отсутствии положений об обязательной проверке ГРБС (РБС), предоставляющим субсидии, а также органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, либо в отражении неполного перечня органов, уполномоченных осуществлять указанные обязательные проверки.

6. В отдельных порядках предоставления субсидий, утверждённых правовыми актами Администрации города, выявлены несоответствия:

— статьям 6, 152, 306.1, 306.2, 306.4 БК РФ в части включения в соглашения о предоставлении субсидий ответственности получателя субсидии за нецелевое использование бюджетных средств;

— статье 78 БК РФ в отношении определения получателей субсидий;

— нормам главы 25 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в части определения перечня затрат, подлежащих возмещению за счёт средств субсидий;

— нормам главы 21 НК РФ в отношении обязанности составления счёта-фактуры при предоставлении субсидии её получателю.

7. В отдельных порядках предоставления субсидий:

— не отражён механизм расчёта объёма предоставляемых субсидий.

— не установлена ответственность за неверно произведённый расчёт объёма субсидии.

8. В отдельных порядках предоставления субсидий на возмещение затрат по содержанию объектов имущества, находящихся в муниципальной собственности, не конкретизирован перечень работ и услуг, включаемых в содержание таких объектов имущества.

9. Определение получателей субсидии в порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам противоречит пункту 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

10. Включение амортизации в качестве расходной статьи, возмещаемой за счёт средств субсидий, в отдельные порядки предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат является, по мнению КСП, неправомерным в тех случаях, когда суммы начисленной амортизации относятся к имуществу, приобретённому (созданному, построенному) за счёт средств бюджета.

11. В нарушение пункта 4.2 ПАГ № 3604[1] имеются случаи заключения соглашений о предоставлении субсидий с получателями, которые не включены в перечень получателей субсидий, утверждённых правовыми актами Администрации города.

12. В отдельных соглашениях о предоставлении субсидий, заключенных с их получателями, выявлены нарушения:

— части 5 статьи 78 БК РФ в части включения (не включения) согласия получателей субсидий на осуществление ГРБС (РБС) и органами муниципального финансового контроля обязательных проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий;

— пункта 5 части 3 статьи 78 БК РФ в отношении отражения перечня органов, уполномоченных осуществлять обязательные проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления;

— пункта 4 части 3 статьи 78 БК РФ в отношении отражения случаев возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году.

13. В отдельных соглашениях о предоставлении субсидий, заключенных с их получателями, выявлены несоответствия:

— статьям 6, 152, 306.1, 306.2, 306.4 БК РФ в части включения обязанности получателей субсидий по обеспечению целевого использования бюджетных средств;

— статье 78 БК РФ в части отражения случаев возврата субсидии в местный бюджет;

— статье 78 БК РФ и статье 146 НК РФ в отношении упоминания НДС при указании размера субсидии.

14. В нарушение норм Закона № 8-ФЗ[2] Администрацией города переданы в аренду земельные участки под размещение кладбищ и крематория Сургутскому городскому муниципальному унитарному коммунальному предприятию, в связи с чем, возмещение арендной платы земельных участков за счёт средств субсидий, по мнению КСП, является неправомерным.

15. Показатели результатов использования субсидии, включённые в соглашения о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам, ведущим семейный бизнес и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, не отражают достижение результата, а также не взаимоувязаны с формой отчёта о результатах деятельности организации, содержащейся в приложениях к указанным соглашениям.

По результатам проведённого экспертно-аналитического мероприятия в целях устранения выявленных нарушений и недостатков Контрольно-счётной палатой города Сургута для Администрации города сформированы следующие предложения (рекомендации).

Инициировать внесение в Решение № 636-V ДГ[3] следующих изменений:

— в пункте 3 части 25 заменить словосочетание «ответственность получателя субсидии за нецелевое использование бюджетных средств» на «ответственность получателя субсидии за нецелевое использование средств субсидии»;

— в приложении 12 наименование субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения населению, проживающему во временных посёлках, изменить в соответствии с целью её предоставления.

В Порядках предоставления субсидий:

— применять единое понятие субсидии;

— определение получателей субсидий привести в соответствие с нормами действующего законодательства;

— уточнить критерии и (или) категории отбора претендентов на получение субсидий;

— конкретизировать, что включается в содержание объектов муниципального имущества;

— перечень затрат, подлежащих возмещению за счёт средств субсидий, привести в соответствие с НК РФ;

— конкретизировать, какие налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления и в каких случаях включаются в прямые затраты и подлежат возмещению за счёт средств субсидий;

— отражать порядок расчёта объёма предоставляемых субсидий;

— расчёт объёма отдельных субсидий, связанных с содержанием муниципального имущества, производить исходя из расчёта нормативных затрат на содержание такого имущества;

— предусмотреть ответственность за неверно произведённый расчёт объёма субсидии;

— предусмотреть сроки утверждения перечня получателей и объёмов субсидий, а также сроки подписания соглашений о предоставлении субсидий;

— словосочетание «ответственность получателя субсидий за нецелевое использование бюджетных средств» заменить на «ответственность получателя субсидии за нецелевое использование средств субсидии»;

— предусмотреть положения о проведении ГРБС, РБС и органами финансового контроля обязательной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями;

— перечень органов, уполномоченных осуществлять обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, привести в соответствие с пунктом 5 части 3 статьи 78 БК РФ;

— из перечня документов, служащих основанием для предоставления субсидий, исключить счёт-фактуру;

— рассмотреть возможность исключения амортизации из перечня затрат, возмещаемых за счёт средств субсидий в случаях, когда используется имущество, приобретённое (созданное, построенное) за счёт средств бюджета.

В соглашениях о предоставлении субсидий, заключаемых с их получателями:

— в пункт, содержащий размер субсидии, не включать словосочетания, содержащие налог на добавленную стоимость;

— предусматривать случаи возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных получателями в отчётном финансовом году;

— вместо обязанности получателей субсидий по обеспечению целевого использования бюджетных средств указывать обязанность получателей субсидии по обеспечению целевого использования средств субсидии;

— при предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам, ведущим семейный бизнес и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, предусматривать отдельные для каждого вида деятельности показатели результатов использования субсидии;

— предусматривать согласие получателей субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на проведение ГРБС (РБС) и органами муниципального финансового контроля обязательных проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий;

— предусматривать в качестве органа, уполномоченного осуществлять обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, ГРБС (РБС), предоставляющих субсидии.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия подготовлен отчёт от 31.12.2014 №01-18-25/КСП, который направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города и в прокуратуру города Сургута.

Председатель

Контрольно-счётной палаты города Сургута                                   И.И. Володина


[1] Постановление Администрации города от 29.05.2014 № 3604 «О порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на приобретение и установку детских игровых площадок».

[2] Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

[3] Решение Думы города Сургута от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов».