Заключение на проект решения Думы города «О реализации права дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий»

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города

«О реализации права дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий»

«___»  апреля 2015 г.                                                  № 01-17-42/КСП

 

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 44 Устава города, частью 5 статьи 40 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденным решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведенной экспертизы представленного проекта решения Думы города «О реализации права дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий» (далее – проект решения).

Представленным проектом решения предполагается реализовать право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств, для осуществления переданных отдельных полномочий в сфере опеки и попечительства путем единовременного выделения средств городского бюджета для частичной оплаты 24 контрактов, заключенных на приобретение и оформление в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 3 326 152,80 рублей.

Согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случае превышения муниципальным образованием нормативов, используемых в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, может осуществляться за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 15 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 № 86-оз[1], пунктом 7 статьи 65 Устава городского округа город Сургут органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона ХМАО – Югры от 09.06.2009
№ 86-оз детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов и квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в котором они предоставляются, в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В случае, если общая площадь жилого помещения в силу его технических (конструктивных) особенностей превышает норму предоставления жилого помещения, жилое помещение предоставляется в размере не более 40 квадратных метров, с 01.01.2016 – не более 36 квадратных метров.

В пояснительной записке к проекту решения указано, что департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города 26.01.2015 заключены 24 контракта на приобретение и оформление в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (22 квартиры общей площадью 35,6 кв.метров, 2 квартиры -36,0 кв.метров), на общую сумму 45 008 320,80 рублей[2].

Согласно информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации города в строящихся домах города Сургута жилые помещения общей площадью 33 кв.метра проектом не предусмотрены (по итогам полученных сведений от 4 организаций-застройщиков).

В соответствии со статьей 11 Закона ХМАО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз финансирование расходов производится за счет средств бюджета автономного округа.

Статьей 14 Закона ХМАО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз регламентирован способ (методика) расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета автономного округа для осуществления органами местного самоуправления передаваемых отдельных государственных полномочий.

В соответствии с указанной методикой стоимость жилого помещения специализированного жилищного фонда в муниципальном образовании город Сургут не должна превышать 1 736 757,0 рублей (52 629,0[3]*33).

Таким образом, расчетная сумма субвенции из бюджета округа на приобретение 24 квартир, составляет 41 682 168,0 рублей (33*52 629,0*24).

Следовательно, для частичной оплаты 24 контрактов, заключенных на приобретение и оформление в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сумма недостающих средств, предлагаемых к возмещению из бюджета города, составляет 3 326 152,80 рублей (45 008 320,80 — 41 682 168,00).

Главой города направлялось обращение[4] в департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с просьбой об использовании субвенции из окружного бюджета для оплаты 24 заключенных контрактов в полном объеме. Обращение осталось без удовлетворения, при этом в письме Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[5] указано на недопустимость приобретения жилых помещений специализированного жилищного фонда по большей стоимости, так как это противоречит методике, утвержденной Законом ХМАО-Югры от 09.06.2009        № 86-оз.

Согласно информации департамента финансов, представленной к проекту решения Думы города, предложения о выделении средств в объеме 3 326 152,80 рублей включены в материалы по вопросу «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» и могут быть рассмотрены в случае принятия изменений в бюджет.

Необходимо отметить, что департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города заключены 24 контракта на приобретение и оформление в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отсутствие финансового обеспечения для исполнения обязательств в полном объеме, а также без соответствующего решения Думы города об утверждении бюджетных ассигнований на указанные цели.

Условиями заключенных контрактов предусмотрена ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, что влечет дополнительные риски применения штрафных санкций к Покупателю со стороны Продавца.

В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 15 Закона ХМАО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право вносить предложения в органы государственной власти автономного округа о внесении изменений в нормативные правовые акты автономного округа, связанные с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий.

Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города принять дополнительные меры, необходимые для обеспечения финансирования за счет средств бюджета округа, в том числе обратиться с предложением о внесении изменений в нормативные правовые акты автономного округа, связанные с исполнением отдельного государственного полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Обращаем внимание, что дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных отдельных полномочий в сфере опеки и попечительства является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Вместе с тем, отражение в проекте решения информации об уже заключенных Администрацией города контрактов на приобретение и оформление в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сути ставит Думу города в условия необходимости принятия рассматриваемого проекта решения. В связи с чем, предлагаем в части 1 проекта решения слова «для частичной оплаты заключенных 24 контрактов» заменить словами «для частичной оплаты контрактов».

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города считает возможным предложить Думе города принять к рассмотрению проект решения «О реализации права дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий» с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты города                                    И.И. Володина

 


[1] Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 № 86-оз « О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон ХМАО – Югры от 09.06.2009 № 86-оз).

 

[2] 45 008 320,80 рублей =52 629,0*35,6*22 + 52 629,0*36,0*2.

[3] 52 629, 0 рублей – норматив средней рыночной стоимости 1кв.метра общей площади жилого помещения в капитальном исполнении в муниципальном образовании городской округ город Сургут.

[4] Письмо Главы города от 18.02.2015 № 01-11-913/15-0-0.

[5] Письмо Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.03.2015 № 15-Исх-3947.