Информация о результатах контрольного мероприятия <Проверка использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидии на выполнение муниципального задания в рамках реализации муниципальной программы <Охрана окружающей среды города Сургута на 2014-2020 годы> за 2014 год и текущий период 2015 года>

Информация

о результатах контрольного мероприятия

«Проверка использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидии на выполнение муниципального задания в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Сургута

на 2014-2020 годы» за 2014 год и текущий период 2015 года»

 

В соответствии с пунктом пункт 2.5 плана работы Контрольно-счетной палаты города на 2015 год проведено контрольное мероприятие «Проверка использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидии на выполнение муниципального задания в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Сургута на 2014-2020 годы» за 2014 год и текущий период 2015 года» в муниципальном бюджетном учреждении «Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности» (далее – МБУ «УЛПХиЭБ», учреждение).

По результатам контрольного мероприятия установлено:

  1. В нарушение статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ:

— муниципальные задания для МБУ «УЛПХиЭБ» на 2014-2016 годы, 2015-2017 годы сформированы Администрацией города в отсутствие ведомственного перечня муниципальных услуг и работ;

— на муниципальном уровне отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий порядок формирования ведомственных перечней муниципальных услуг и работ.

2. Расчет нормативных затрат на выполнение муниципальных работ осуществлялся на основании расходов прошлых периодов с учетом периодичности их выполнения по Техническому заданию, отличающемуся от Стандартов качества[1], что является нарушением Порядка формирования нормативных затрат[2], Порядка № 4054[3], и в отдельных случаях влечет завышение объемов нормативных затрат на выполнение работ и, как следствие, объемов предоставляемой субсидии.

3. Необоснованное завышение нормативных затрат и объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципальной работы «Благоустройство рекреационных зон» в сумме 222 573,83 рублей, в том числе:

1) в сумме 47 502,33 рублей в связи с запланированным одновременным (в один и тот же день) проведением «разовой» и «ежедневной» санитарных очисток одной и той же территории, занятой зелеными насаждениями, общей площадью 1 387 172,30 м2, то есть в расчет нормативных затрат два раза включена одна и та же площадь.

Стандартом качества не утвержден перечень работ при проведении «разовой» и «ежедневной» санитарных очисток, а также их отличие по видам работ.

2) в сумме 175 071,5 рублей необоснованно включена завышенная сверх норматива площадь по объекту «Цветник на разделительной полосе по проспекту Мира» в размере 10 390 м2 для выполнения работ по созданию и содержанию цветников на территориях общего пользования города Сургута.

При расчете нормативных затрат учтена общая площадь по объекту в размере 14 669 м2, а в распоряжении Администрации города от 24.12.2013 № 4496[4] по данному объекту указана площадь 4 279 м2, следовательно, объемы работ завышены на 10 390 м2 (14 669 м2 — 4 279 м2).

4. Учреждением не выполнены работы по санитарному содержанию территорий, занятых зелеными насаждениями, на общую сумму 721 535 рублей, так как в нарушение утвержденной Техническим заданием периодичности выполнения работ в апреле и мае 2014 года работы выполнялись не 6 раз в неделю, а только 5 раз, что подтверждается табелями учета рабочего времени.

Обращаем внимание, что расчет нормативных затрат на выполнение муниципальной работы осуществлялся на основании Технического задания, а не на основании Стандартов качества. На основании данного расчета сформирован объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, который учреждением получен в 2014 году в полном объеме, то есть независимо от выполнения условий Стандартов качества и Технического задания. При этом возврат субсидии в данных случаях не предусмотрен ни Порядком № 7638[5], ни условиями заключенного с учреждением Соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

5. В нарушение статей 34, 86 Бюджетного кодекса РФ Администрацией города осуществлены неправомерные и неэффективные расходы бюджетных средств на предупреждение и тушение лесных пожаров в сумме 3 566 359,30 рублей.

В 2014 году Администрацией города (управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города) заключен муниципальный контракт от 02.06.2014 № 17-10-2969/4 с ООО «Защита-Югры» на предупреждение и тушение лесных пожаров, техническим заданием которого предусмотрено оказание следующих видов услуг:

1) организация круглосуточного дежурства численностью не менее 5 человек;

2) организация автомобильного патрулирования городских лесов согласно схеме маршрутов патрулирования при наступлении III, IV, V класса пожарной опасности, численностью не менее 4 человек;

3) тушение лесных пожаров в случае пожара численностью не менее 10 человек;

4) обустройство заградительных минерализованных полос при тушении пожара в случае необходимости численностью не менее 5 человек.

В ходе проверки установлено, что данный муниципальных контракт был заключен в отсутствие полномочий органов местного самоуправления на тушение пожаров.

Тушение пожаров в городских лесах не является полномочием органов местного самоуправления согласно статьям 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статье 84 Лесного кодекса РФ. В силу статьи 86 Бюджетного кодекса РФ тушение пожаров в городских лесах не может быть расходным обязательством муниципалитета.

Согласно статье 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» тушение пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, является полномочием федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке (ст.22 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). В городе Сургуте данные функции исполняет Федеральное Государственное казенное учреждение «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» (далее — ФГКУ «1 ОФПС по ХМАО-Югре»). В ходе проверки было установлено, что вне зависимости от наличия заключенного контракта с ООО «Защита Югры» ФГКУ «1 ОФПС по ХМАО-Югре» реагирует на сообщения о возгораниях (пожарах) и осуществляет тушение пожаров (информация от 26.03.2015 № 813-7-6-3).

В письме от 03.12.2014 01-11-7273/14 Администрация города сослалась на распоряжение Губернатора ХМАО-Югры от 11.03.2014 № 129-рг «О сводном плане тушения лесных пожаров Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2014 год», которым определено, что на территории городских лесов мониторинг и тушение лесных пожаров выполняется за счет средств муниципальных образований.

Согласно статье 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Распоряжение Губернатора ХМАО-Югры от 11.03.2014 № 129-рг «О сводном плане тушения лесных пожаров Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2014 год» в данном случае не применимо.

Письмо Главного управления МЧС по ХМАО-Югре (исх.№ 12701-4-2-4-11-1 от 06.11.2013) также не является основанием для наделения муниципального образования город Сургут государственным полномочием по охране и защите городских лесов. Согласно статье 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе тушение лесных пожаров) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Таким образом, тушение пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах – это государственные полномочия, которые ни федеральными законами, ни законами ХМАО-Югры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, тушения пожаров городу Сургуту не переданы.

По результатам анализа технического задания к муниципальному контракту с ООО «Защита Югры» в части организации круглосуточного дежурства, автомобильного патрулирования городских лесов при наступлении III, IV, V классов пожарной опасности, обустройства заградительных минерализованных полос при тушении пожара и его исполнению сделан вывод о нарушении принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, по следующим основаниям.

• Отсутствует целесообразность и необходимость содержания дополнительной организации, осуществляющей круглосуточное дежурство в пожароопасный период, так как для принятия сообщений о пожаре созданы и осуществляют деятельность на территории города Сургута 2 (два) учреждения:

— ФГКУ «1 ОФПС по ХМАО-Югре» по телефонному номеру «01»;

— МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба города Сургута» по телефонным номерам «112» и «050».

• Согласно представленным документам по фактически оказанным услугам ООО «Защита Югры» и дополнительной информации установлено, что:

— обустройство заградительных минерализованных полос в 2014 году данной организацией не проводилось по причине отсутствия лесных пожаров;

— из 116 дней срока оказания услуг по муниципальному контракту патрулирование городских лесов не осуществлялось в течение 111 дней (фактически патрулирование осуществлялось в течении 5 дней).

Маршруты патрулирования по контракту ООО «Защита Югры» протяженностью 184 км дублируют маршруты патрулирования МБУ «УЛПХиЭБ» протяженностью 323 км, которые осуществляются в рамках доведенного муниципального задания учреждением и является его основным видом деятельности.

Контрольно-счетная палата города неоднократно указывала в заключениях о дублировании мероприятий 2-х муниципальных программ, нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств, утвержденного статьей 34. Бюджетного кодекса РФ.

• В 2014 году в городских лесах III класс пожарной опасности устанавливался всего в течение 5 суток, а IV, V класс пожарной опасности вообще не устанавливался. О невысоком классе природной пожарной опасности городских лесов указано в Лесохозяйственном регламенте[6] (средний класс — 3,3), который обусловлен тем, что в составе покрытых лесной растительностью земель преобладают насаждения, произрастающие на слабо дренированных почвах. Обращаем внимание, что Лесохозяйственным регламентом не предусмотрено привлечение сторонних организаций с целью предупреждения и тушения пожаров в городских лесах.

Таким образом, расходы бюджета в сумме 3 566 359,30 рублей по муниципальному контракту от 02.06.2014 № 17-10-2969/4, заключенному Администрацией города с ООО «Защита-Югры», на предупреждение и тушение лесных пожаров являются неэффективными и неправомерными.

 6. В нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Администрацией города и МБУ «УЛПХиЭБ» в 2014 году приняты к учету первичные учетные документы, не отражающие в полном объеме содержание факта хозяйственной жизни, на общую сумму 5 994 468,3 рублей, в том числе:

— 2 428 109 рублей по санитарному содержанию зеленых зон активного отдыха населения на территории городских лесов;

— 3 566 359,30 рублей по муниципальному контракту от 02.06.2014 № 17-10-2969/4 на предупреждение и тушение лесных пожаров, заключенному с ООО «Защита-Югры».

О наличии подобных нарушений законодательства в 2013 году было указано в представлении прокуратуры города Сургута от 29.08.2013 № 07-02-2013 по контракту, заключенному с ООО «Защита-Югры». Данный факт в 2014 году свидетельствует о непринятии соответствующих мер Администрацией города для устранения этих нарушений.

7. Утвержденное директором учреждения Техническое задание на выполнение работ:

— по санитарному содержанию парков, скверов и набережных;

— по санитарному содержанию территорий, занятых зелеными насаждениями;

— по санитарному содержанию зеленых зон отдыха населения на территории городских лесов в части установленных периодов и периодичности выполнения работ не соответствует Стандарту качества, что является нарушением Порядка № 4054 и могло отразиться на качестве выполняемых работ и выполнении муниципального задания.

8. Разделом 2.16.1 «Требования к охране лесов от пожаров» Лесохозяйственного регламента в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах  предусмотрено проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов и тушение лесных пожаров, что противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Лесному кодексу РФ, пункту 15(6) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

9. Требования пункта 2 постановления Администрации города от 08.05.2014 № 3032 «О мерах по обеспечению охраны городских лесов от пожаров в 2014 году» в части санитарной очистки леса в границах 30 метров в случаях, когда участки городских лесов не граничат с земельными участками садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан и других организаций, не распространяется на МБУ «УЛПХиЭБ».

10. В Стандарте качества отсутствуют требования о периодах проведения работ по санитарным рубкам и рубкам леса по очистке от захламленности, что может отразиться на качестве и результатах выполнения работ.

11. Пунктом 8.4 приложения 3 к Реестру[7] по муниципальной работе «Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов» предусмотрена работа по организации школьных лесничеств. Фактически данная работа не включена в муниципальные задания МБУ «УЛПХиЭБ» на 2014-2016 и 2015-2017 годы, ранее данная работа учреждением не осуществлялась.

12. За 2014 год учреждением допущено невыполнение плановых показателей муниципального задания по общим требованиям к деятельности по выполнению муниципальных работ по следующим показателям:

— по количеству предписаний и санкций со стороны контрольных и надзорных органов исполнительной власти, вынесенных в отношении муниципального учреждения;

— по количеству выявленных нарушений в актах проверок.

Кроме того, выявленные отклонения от Стандарта качества и фактическое невыполнение работ по санитарному содержанию территорий зеленых насаждений по их периодичности в апреле и мае 2014 года указывает на недостаточное качество контроля, осуществляемого куратором в соответствии с требованиями Порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений, утвержденного постановлением Администрации города от 21.11.2013 № 8480.

Вывод куратора учреждения в аналитической справке от 06.03.2015 о выполнении муниципального задания в полном объеме и высоком уровне качества работ не соответствует фактическому исполнению за 2014 год.

13. В нарушение срока, установленного пунктом 15 статьи 11 главы 4 Регламента[8], Администрацией города согласован и утвержден представленный проект изменений в устав МБУ «УЛПХиЭБ». Учреждение проект изменений в устав направило 30.05.2014 года, а изменения утверждены 26.02.2015, то есть почти через 9 месяцев со дня их направления, при этом Регламентом установлен срок согласования не более 7(семи) рабочих дней одним согласующим.

14. Контрольно-счетная палата города обращает внимание Администрации города и подведомственных ей учреждений на отдельные моменты Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014: «Что касается бюджетных расходов, то ключевыми требованиями здесь должны стать бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации. На ближайшие три года мы должны поставить задачу ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на 5% от общих расходов в реальном выражении».

По результатам контрольного мероприятия Администрации города предложено:

1. В связи с заявленными ключевыми требованиями к бережливости и максимальной отдаче бюджетных расходов рекомендуем предложить МБУ «УЛПХиЭБ» в добровольном порядке возместить бюджетные средства, выделенные в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в 2014 году, в сумме 944 108,83 рублей.

2. В целях реализации требований статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 № 151[9] провести работу:

— по разработке и утверждению порядка формирования ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями;

— по формированию ведомственных перечней в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ;

— по внесению изменений в постановление Администрации города от 20.04.2012 № 2750 с учетом общих требований к порядку определения нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

3. Выполнить перерасчет нормативных затрат на выполнение муниципальных работ «Благоустройство рекреационных зон» и «Обустройство, использование, защиты и охрана городских лесов» на 2015 год в соответствии со Стандартами качества.

4. Подготовить и внести изменения в Лесохозяйственный регламент с целью устранения нарушений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Лесного кодекса РФ, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

5. Подготовить и внести изменения в постановление Администрации города от 18.01.2013 № 206 «Об утверждении отдельных стандартов качества муниципальных работ»:

— в приложение 1 стандарта качества муниципальной работы «Благоустройство рекреационных зон» в части определения сроков начала и окончания работ, установления перечня выполняемых работ;

— в приложение 2 стандарта качества муниципальной работы «Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов» в части установления требований по санитарным рубкам и рубкам леса по очистке от захламленности.

6. Подготовить и внести дополнения в Порядок № 7638 в части установления дополнительных условий возврата субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания при невыполнении стандарта качества оказания услуг (выполнения работ).

7. Принять меры по исключению из пункта 8.4 приложения 3 к Реестру по муниципальной работе «Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов» вид работы «Организация школьных лесничеств», либо с целью выполнения муниципальной работы в полном объеме включить ее в муниципальное задание МБУ «Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности».

8. Распространить в 2015 году требования к МБУ «УЛПХиЭБ» в части проведения санитарной очистки леса в границах 30 метров, в случаях, когда участки городских лесов не граничат с земельными участками садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан и других организаций, аналогично требованиям пункта 2 постановления Администрации города от 08.05.2014 № 3032 «О мерах по обеспечению охраны городских лесов от пожаров в 2014 году».

9. Определить меру и привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.

По результатам контрольного мероприятия подготовлен отчет от 14.04.2015 № 01-18-2/КСП, который направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города, Прокуратуры города Сургута.

Для устранения выявленных нарушений и недостатков Коллегий Контрольно-счетной палаты города принято решение о направлении представления МБУ «Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности» (протокол от 14.04.2014 № 30).

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                      И.И. Володина



[1]Постановление Администрации города от 18.01.2013 № 206 «Об утверждении отдельных стандартов качества муниципальных работ» (далее – Стандарт качества).

[2] Постановление Администрации города от 20.04.2012 № 2750 «Порядок определения нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями, находящимися в ведении главного распорядителя бюджетных средств Администрации города Сургута, муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества, муниципальных учреждений».

[3] Постановление Администрации города от 31.05.2012 № 4054 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и применения стандартов качества муниципальных услуг (работ) (далее – Порядок № 4054).

[4] Распоряжение Администрации города от 24.12.2013 № 4496«Об утверждении перечня зеленых насаждений, озелененных территорий общего пользования и элементов благоустройства на территории города Сургута».

[5] Постановление Администрации города от 22.10.2013 № 7638 «Об утверждении порядка формирования финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями и предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания» (далее – Порядок № 7638).

[6] Постановление Администрации города от 07.10.2010 № 5154 «Об утверждении лесохозяйственного регламента городских лесов города Сургута» (далее – Лесохозяйственный регламент).

[7] Постановление Администрации города от 24.02.2011 № 844 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа город Сургут».

[8] Распоряжение Администрации города от 30.12.2005 № 3686 «Об утверждении регламента Администрации города».

[9] Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)».