Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка правомерности начисления и своевременности поступления в бюджет города доходов в 2014 году от продажи муниципальных жилых помещений

Информация

о результатах контрольного мероприятия

«Проверка правомерности начисления и своевременности поступления в бюджет города доходов в 2014 году от продажи муниципальных жилых помещений»

В соответствии с пунктом пункт 2.1 плана работы Контрольно-счетной палаты города (далее – КСП) на 2015 год проведено контрольное мероприятие «Проверка правомерности начисления и своевременности поступления в бюджет города доходов в 2014 году от продажи муниципальных жилых помещений» в муниципальном казенном учреждении «Казна городского хозяйства» и управлении учета и распределения жилья Администрации города.

В результате проведенного контрольного мероприятия выявлено следующее.

1. Функции, указанные в Положении об управлении учета и распределения жилья Администрации города (далее – Управление), утвержденного распоряжением Администрации города от 16.11.2007 № 2496 (далее – Распоряжение № 2496), в части заключения договоров коммерческого найма и договоров купли-продажи не соответствуют целям[1] и не служат для их достижения. В Распоряжении № 2496 указаны недействующие в настоящее время три нормативных документа.

КСП рекомендовано Администрации города внести изменения в Положение и в Распоряжение № 2496, для приведения в соответствие цели и функции Управления, указания действующих нормативных документов.

2. В административном регламенте предоставления муниципальной услуги[2] (далее — Регламент № 1) имеют право на получение муниципальной услуги по заключению договоров купли-продажи граждане, проживающие в муниципальных жилых помещениях на условиях договора коммерческого найма или на условиях договора поднайма, заключенного государственными органами и государственными организациями в соответствии с договором аренды. Тогда как решением Сургутской городской Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД[3]  (далее — Решение Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД) установлены категории граждан, не имеющих право на покупку муниципальных жилых помещений, например, проживающих в домах деревянного исполнения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и т.д. В Регламенте № 1 не установлено никаких ограничений  категориям граждан.

КСП рекомендовано Администрации города привести категории граждан в Регламенте № 1 в соответствии с категориями граждан, утвержденных Решением Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД.

3. В Решении Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД не установлен минимальный срок предоставления жилых помещений в целях коммерческого использования, в результате чего возникает возможность заключения договора коммерческого найма или аренды, например, на один месяц, с последующим правом выкупа жилых помещений.

КСП рекомендовано Администрации города инициировать вопрос о внесении изменений в Решение Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД в части установления такого минимального срока аренды (поднайма) или коммерческого найма.

4. До исполнения покупателем в полном объеме обязательств по оплате за приобретенное жилое помещение, муниципалитет не застрахован от рисков утраты, связанных с потерей жилья в результате утраты права собственности, и от повреждения проданного жилого помещения.

КСП рекомендовано Администрации города инициировать вопрос о внесении изменений в Решение Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД, а также внести изменения в Регламент № 1, дополнив нормативно-правовые акты положениями о страховании таких рисков и их компенсаций виновной стороной.

5. В Решении Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД не установлен срок, по истечении которого покупатель обязан представить в Администрацию города или в муниципальное казенное учреждение «Казна городского хозяйство» (далее — МКУ «КГХ») договор купли-продажи и свидетельство о государственной регистрации права собственности.

КСП рекомендовано Администрации города инициировать вопрос о внесении изменений в Решение Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД, в части установления срока.

6. В нарушение пункта 3.2 Регламента № 1 после подачи гражданами заявлений установленного образца Управлением не были истребованы в департаменте городского хозяйства Администрации города сведения о включении жилых домов в список домов, подлежащих сносу, или жилых помещений, непригодных для проживания.  В результате чего Управлением в 2013-2014 годах заключены три договора купли-продажи жилых помещений с гражданами в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, что привело к нарушению Решения Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД (в редакциях, действующих до 01.04.2014), в соответствии с которым был установлен запрет на продажу таких жилых помещений.

КСП предложено Администрации города определить меру и привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.

 7. Решением Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД установлено, что договор купли-продажи жилого помещения в доме, подлежащим сносу в текущем году, заключается без рассрочки платежа. В домах, не подлежащих сносу, рассрочка предоставляется сроком до пяти лет. В течение этого времени дом может быть признан подлежащим сносу, что подтверждается практикой, а договор купли-продажи с рассрочкой платежа уже оформлен. При этом с покупателем, не исполнившим свои обязательства по оплате  в полном объеме,  договор купли-продажи должен быть расторгнут, а в случае сноса дома жилое помещение вернуть в муниципальную собственность не представится возможным. Аналогичная ситуация возможна при признании отдельного жилого помещения непригодным для проживания.

КСП рекомендовано Администрации города внести изменения в Регламент № 1, в части предоставления департаментом городского хозяйства Администрации города сведений о признании домов аварийными и подлежащими сносу, а также жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания, согласно заключений межведомственной комиссии.

8. Установлен случай, когда по отчетам, проведенным разными оценочными организациями, рыночная стоимость 1 кв. метра в одном и том же доме различна более чем в три раза. Но при этом, по меньшей стоимости Администрацией города продано жилое помещение, находящееся в коммерческом найме, а по большей стоимости – выкуплено у собственника, так как дом подлежит сносу.

9. В соглашениях о выкупной цене жилых помещений в домах, подлежащих сносу, установлено, что Администрация города определяет выкупную цену за жилое помещение. По факту стоимость жилых помещений определяется на основании рыночной оценки, заказчиками которой являются собственники выкупаемых помещений.

КСП рекомендовано Администрации города внести изменения в постановление Администрации города от 04.07.2014 № 4558[4], в соглашения о выкупной цене жилого помещения, в части устранения вышеуказанных неточностей.

10. В 2012 году в нарушение Решения Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД заключен договор коммерческого найма с гражданином, который на момент заключения договора работал в учреждении, финансируемом из средств окружного, а не местного бюджета,  что впоследствии повлекло отчуждение из муниципальной казны муниципального имущества с возможной вероятностью занижения выкупной стоимости имущества. Так как согласно данным мониторинговых цен рыночная стоимость подобной квартиры более чем в 2 раза выше, чем стоимость, по которой она была выкуплена гражданином.

11. Установлен случай, когда департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города (далее – ДИиЗО) неверно исчислена амортизация квартиры, находящейся в муниципальной собственности с 2004 года. Данный объект основного средства передан с баланса ДИиЗО на баланс МКУ «КГХ» с нулевой остаточной стоимостью в 2014 году. Так как объект относится к имуществу со сроком полезного использования свыше 30 лет, полностью амортизация должна быть исчислена только в 2034 году.

КСП рекомендовано МКУ «КГХ» произвести перерасчет амортизации по данному объекту основного средства и восстановить ее в бухгалтерском учете.

12. Установлены следующие нарушения своевременности и полноты поступления в бюджет города доходов от продажи жилых помещений:

— несвоевременное перечисление сумм по договорам купли-продажи согласно графикам погашения платежей (от 24 до 116 дней);

— оплата 30% от стоимости квартиры произведена позднее 20 рабочих дней с момента подписания договора купли-продажи;

— не в полном объеме перечислены суммы по состоянию на 31.12.2014 по срокам уплаты согласно графикам погашения задолженности,  в результате чего в бюджет города в 2014 году не поступили доходы от продажи муниципальных жилых помещений в размере 1 038 499,0 рублей.

КСП рекомендовано Администрации города и МКУ «КГХ» предпринять необходимые меры для погашения гражданами задолженности.

13. Решением Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД не конкретизирован порядок расторжения договоров купли-продажи, а именно: в какие сроки и каким образом МКУ «КГХ» должно сообщить Управлению о нарушениях условий оплаты для принятия дальнейших мер по расторжению договоров купли-продажи.

КСП рекомендовано Администрации города разработать нормативный документ, регламентирующий порядок взаимодействия структурных подразделений города по заключению или расторжению договоров купли-продажи.

14. В договорах купли-продажи не установлено каких-либо мер воздействия для недобросовестных плательщиков.

КСП рекомендовано внести в договоры купли-продажи штрафные санкции, установленные статьями 486 и 489 Гражданского кодекса РФ и предусматривающие меры ответственности покупателей за нарушение обязательств по оплате, связанные с возвратом товара, уплатой процентов и т.д.

По результатам проведения контрольного мероприятия:

— подготовлен Отчет от 05.05.2015 № 01-18-4/15, который направлен в адрес Думы города, Главы города и по соглашению о сотрудничестве — копия в Прокуратуру города;

— Администрации города, в целях устранения вышеуказанных нарушений и недостатков, сформулирован ряд предложений, отраженных в Отчете от 05.05.2015 № 01-18-4/15;

— в адрес МКУ «КГХ» направлено представление.

И. о. Председателя

Контрольно-счетной палаты                                                                              В.И. Жуков

 

С.А. Рассадкина

52-83-87


[1] В соответствии с Положением, Управление создано для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, а также предоставления субсидий для строительства или приобретения жилья.

[2] Постановление Администрации г. Сургута от 08.05.2013 № 3054 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров купли-продажи жилых помещений, занимаемых гражданами по договорам коммерческого найма, а также договорам поднайма, заключённым в соответствии с договорами аренды».

[3] Решение Сургутской городской Думы от 28.12.2005 № 553-III ГД  «Об утверждении Положения о порядке управления и содержания муниципального жилищного фонда (с нормами о порядке представления интересов муниципального образования на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах) в городе Сургуте».

[4] Постановление Администрации города от 04.07.2014 № 4558 «Об утверждении порядка реализации подпрограммы 1 «Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в аварийных, ветхих многоквартирных домах и в жилых помещениях, непригодных для проживания» муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014 — 2020 годы».