Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов муниципальных образований

Одобрен
на Общем собрании
членов Союза МКСО
10.06.2015 г.

  Кодекс
этики и служебного поведения работников
контрольно-счетных органов муниципальных образований

 Общее собрание членов Союза муниципальных контрольно-счетных органов (далее – Союз МКСО), признавая ответственность органов внешнего муниципального финансового контроля перед государством и обществом, принимает Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее — Кодекс).

Общее собрание членов Союза МКСО исходит из того, что поведение работников контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее — контрольно-счетные органы) всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам. Ничто не должно порочить деловую репутацию, авторитет работника органа внешнего муниципального финансового контроля.

Принимая данный Кодекс, Общее собрание членов Союза МКСО надеется обеспечить благоприятный морально-психологический климат в трудовых коллективах контрольно-счетных органов, повысить общественное доверие и уважение к профессиональной деятельности их работников.

 Статья 1. Основания разработки настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс основан на нормах поведения, изложенных в Лимской декларации руководящих принципов контроля, Этическом кодексе ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе, принятом XVI Конгрессом ИНТОСАИ в ноябре 1998 года, а также в нормативных правовых актах Российской Федерации.

2. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с Уставом Союза МКСО, утвержденным Общим собранием учредителей 16 апреля 2007 г. (протокол № 1) с изменениями, согласно которому одной их уставных целей и предметом деятельности Союза МКСО является содействие внедрению в практику деятельности муниципальных контрольно-счетных органов – членов Союза МКСО этических основ финансового контроля в соответствии с Этическим кодексом сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации и содействие созданию этических комиссий в контрольно-счетных органах.

 Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса

1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться все работники контрольно-счетных органов, представители которых входят в Союз МКСО.

2. Основные этические принципы и правила поведения, изложенные в настоящем Кодексе, распространяются на привлеченных к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по договорам гражданско-правового характера специалистов и независимых экспертов. Ссылка на настоящие требования делается в договоре с привлеченным специалистом, независимым экспертом.

3. Работники контрольно-счетных органов добровольно возлагают на себя обязательства неуклонно выполнять этические нормы и требования настоящего Кодекса.

4. Каждый гражданин, поступающий на службу либо назначаемый представительным органом на должность в контрольно-счетный орган, должен быть ознакомлен с настоящим Кодексом под роспись.

 Статья 3. Цель настоящего Кодекса

1. Цель настоящего Кодекса — установление этических норм и принципов, а также правил профессионального поведения и взаимоотношений работников контрольно-счетных органов для достойного выполнения ими своего профессионального долга и снижения коррупционных рисков.

2. Настоящий Кодекс определяет:

а) этические нормы, которыми должны руководствоваться в своей деятельности работники контрольно-счетных органов;

б) основные принципы взаимоотношений, которые должны соблюдать работники контрольно-счетных органов, независимо от занимаемой должности;

в) правила поведения работников контрольно-счетных органов в их профессиональной деятельности;

г) порядок разрешения этических конфликтов и меры ответственности за нарушение этических норм и требований.

Статья 4. Этические нормы и общие этические требования к работникам контрольно-счетных органов

1. Работник контрольно-счетного органа должен быть предан своему Отечеству, защищать его экономические интересы, неуклонно соблюдать Конституцию Российской Федерации и российское законодательство, быть верным профессиональному долгу, служить образцом исполнения своих должностных обязанностей, обладать безупречной репутацией.

2. Работники контрольно-счетных органов не должны допускать дискриминацию коллег, представителей объектов государственного и внешнего муниципального финансового контроля, иных лиц и граждан по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным или политическим основаниям и руководствоваться исключительно профессиональными критериями.

3. Работникам контрольно-счетных органов следует избегать демонстрации религиозной и политической символики, учитывая, что это может оскорбить чувства коллег.

4. При исполнении служебных обязанностей работник контрольно-счетного органа должен придерживаться делового стиля в одежде, который отличают официальность, сдержанность, традиционность и аккуратность.

5. Этические нормы для работников контрольно-счетных органов включают в себя как общие этические требования для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, так и особые требования, обусловленные спецификой их деятельности и профессиональными обязанностями.

Статья 5. Основные этические принципы деятельности работников контрольно-счетных органов, обусловленные спецификой их деятельности

Работники контрольно-счетных органов в своей деятельности должны соблюдать следующие принципы:

а) законности. Работник контрольно-счетного органа должен осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

б) честности и объективности. При выполнении служебных обязанностей работник контрольно-счетного органа обязан придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения и в отношениях с должностными лицами объектов государственного финансового контроля и внешнего муниципального финансового контроля не должен давать поводов для подозрений и упреков. Объективность требует, чтобы работник контрольно-счетного органа выполнял свою работу квалифицированно, добросовестно и был независим в своих выводах и решениях. Основанием для его выводов и заключений может быть только проверенная и объективная информация, но не предвзятость или оказываемое на него давление.

Работник контрольно-счетного органа должен соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений.

Работник контрольно-счетного органа должен оставаться нейтральным при конфликте интересов объектов государственного финансового контроля и внешнего муниципального финансового контроля, не может быть вовлечен в ненадлежащую деятельность, которая способна дискредитировать его самого или же представляемый им контрольно-счетный орган;

в) профессиональной компетентности. Данный принцип требует от работника контрольно-счетного органа постоянного повышения квалификации и качества его работы, знаний нормативных правовых актов и наличия необходимых практических навыков. Если работник считает, что он не обладает должной компетентностью для выполнения порученного задания, он обязан поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя;

г) безупречного поведения. Работник контрольно-счетного органа должен быть доброжелательным, вежливым и внимательным к людям, корректным и добросовестным при осуществлении своей профессиональной деятельности, должен всемерно содействовать созданию и укреплению хорошей репутации контрольно-счетного органа и воздерживаться от такого поведения, которое могло бы нанести ущерб данной репутации. Работник контрольно-счетного органа в служебном поведении должен воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, а также не допускать угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Авторитет занимаемой должности муниципального финансового контролера должен подкрепляться его личностным авторитетом;

д) конфиденциальности информации. Работник контрольно-счетного органа не должен раскрывать третьей стороне информацию, полученную в ходе проведения контрольного мероприятия, исключая случаи, предусмотренные законом. Работник контрольно-счетного органа не должен разглашать или использовать конфиденциальную информацию во внеслужебных целях и после увольнения из контрольно-счетного органа;

е) независимости. Является неотъемлемым требованием к работникам контрольно-счетных органов согласно положениям статьи 6 настоящего Кодекса.

Статья 6. Независимость работников контрольно-счетных органов

1. Принимая задание на проведение контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, работники контрольно-счетных органов должны быть свободными от какой-либо заинтересованности (прямой или косвенной), которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и порядочности, а также может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

2. Во всех вопросах, относящихся к профессиональной деятельности, ничто не должно вредить независимости работников контрольно-счетных органов, в том числе внешнее давление или влияние на работника контрольно-счетного органа, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, объекта муниципального финансового контроля, проекта или программы, предшествующая проверке работа на объекте муниципального финансового контроля и т.п. Работники контрольно-счетных органов при выполнении служебных обязанностей должны воздерживаться от вовлечения их в дела, которые вольно или невольно, прямо или косвенно могут повлиять на их независимость, а также вызвать конфликт интересов.

3. Работникам контрольно-счетных органов необходимо поддерживать политический нейтралитет контрольно-счетных органов и свою независимость от любого политического воздействия для того, чтобы беспристрастно выполнять свои обязанности.

4. Работники контрольно-счетных органов, заботясь о своей независимости, должны избегать любых конфликтов интересов, отказываться в связи с исполнением ими должностных обязанностей от вознаграждений от физических и юридических лиц (подарков, денежного вознаграждения, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений), которые могут оказать влияние на их независимость и честность.

5. Работникам контрольно-счетных органов не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками объекта муниципального финансового контроля, которые могут их скомпрометировать или повлиять на их способность действовать независимо.

6. Работники контрольно-счетных органов не могут использовать свой официальный статус в личных целях и должны избегать отношений, которые могут привести к коррупции или поставить под сомнение их объективность и независимость.

7. Председатель контрольно-счетного органа не должен допускать случаи принуждения работников контрольно-счетного органа к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

8. Работникам контрольно-счетных органов необходимо учитывать ограничения, которые могут влиять на их способность работать и делать выводы беспристрастно. Если на них оказывается неблагоприятное воздействие, и при этом источник такого воздействия не может быть устранен, им следует немедленно лично (либо посредством любого из доступных на момент оказания неблагоприятного воздействия видов связи) уведомить о данном факте непосредственного руководителя и после получения его согласия отказаться от участия в проведении данного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

9. Личные или семейные отношения работников контрольно-счетных органов не должны ставить под угрозу независимость их подхода к выполнению заданий. Работники контрольно-счетных органов, независимость которых подвержена обстоятельствам личного или семейного характера, не вправе принимать участие в соответствующих контрольных или экспертно-аналитических мероприятиях и обязаны заранее уведомить руководство о наличии таких обстоятельств.

10. Работник контрольно-счетного органа обязан сообщать в письменной форме своему руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

11. Работники контрольно-счетных органов обязаны уведомлять руководителя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Статья 7. Этика взаимоотношений работников контрольно-счетных органов с коллегами и подчиненными

1. Работники контрольно-счетных органов должны способствовать установлению деловых и товарищеских взаимоотношений как в своем коллективе, так и между контрольно-счетными органами. Профессионализм и конструктивное сотрудничество являются важными факторами эффективности деятельности контрольно-счетных органов.

2. Работник контрольно-счетного органа, наделенный большими полномочиями по отношению к своим коллегам, должен с пониманием относиться к праву своих коллег иметь собственное профессиональное суждение, особенно когда это суждение отличается от его собственного.

3. Работнику контрольно-счетного органа, занимающему руководящую должность, следует быть образцом профессионализма, иметь безупречную репутацию, служить примером справедливости, доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. Работник, занимающий руководящую должность, не вправе перекладывать свою ответственность на коллег и подчиненных.

Работники контрольно-счетного органа своим служебным поведением должны способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

Статья 8. Этика взаимоотношений работников контрольно-счетных органов с привлеченными специалистами и независимыми экспертами

1. Консультации с привлеченными специалистами и независимыми экспертами должны осуществляться при соблюдении конфиденциальности.

2. Привлеченный специалист, независимый эксперт, оказывающий консультационную помощь, обязан принимать разумные меры для поддержания профессионального имиджа работника, запросившего такую помощь, и не должен высказывать какой-либо критики по поводу его профессиональной компетенции.

3. Договор с привлеченным специалистом, независимым экспертом должен содержать условие, изложенное в пункте 2 настоящей статьи.

Статья 9. Гласность и предоставление информации

1. Гласность — одно из важнейших условий эффективной деятельности контрольно-счетных органов. Информация о деятельности контрольно-счетных органов может быть опубликована или передана средствам массовой информации в порядке, установленном внутренними документами контрольно-счетного органа с соблюдением требований действующего законодательства. Работники контрольно-счетного органа не могут предавать гласности свои выводы и промежуточные результаты контрольных мероприятий до их завершения и составления актов и отчетов.

2. При подготовке актов, отчетов и заключений о результатах контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, других материалов работник контрольно-счетного органа не должен делать следующего:

а) наносить ущерб репутации контрольно-счетного органа посредством использования непроверенной, необъективной или заведомо ложной информации;

б) преувеличенно рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;

в) пренебрежительно отзываться о работе коллег по профессии.

3. Работник контрольно-счетного органа должен с уважением и пониманием относиться к деятельности средств массовой информации по освещению работы контрольно-счетных органов и оказывать им необходимое содействие, если это не противоречит действующему законодательству и настоящему Кодексу.

4. Работник контрольно-счетного органа не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и учреждений (независимо от форм собственности), их руководителей, в том числе органа, в котором работает работник, если это не входит в его должностные обязанности.

Статья 10. Этические конфликты

1. Работник контрольно-счетного органа в ходе выполнения своих должностных обязанностей может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными следующими факторами:

а) давлением со стороны руководителя;

б) отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на служебную деятельность сотрудника;

в) просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы работник действовал вопреки своим должностным обязанностям;

г) воздействием на работника, осуществляемым в корыстных целях с помощью слухов, шантажа.

Во всех этих и подобных ситуациях работник контрольно-счетного органа должен вести себя достойно и действовать в строгом соответствии со своими служебными обязанностями, а также этическими принципами настоящего Кодекса.

2. Работник контрольно-счетного органа должен стремиться не быть вовлеченным в конфликтные ситуации, которые могут нанести ущерб его личному авторитету или деловой репутации.

3. Работник контрольно-счетного органа не должен прекращать исполнение должностных обязанностей при возникновении служебного спора, этического конфликта.

 Статья 11. Разрешение этических конфликтов

1. В случае если работнику контрольно-счетного органа не удалось избежать конфликтной ситуации, он должен уметь правильно разрешить ее, применяя с этой целью действия, предусмотренные его организацией.

2. Если в контрольно-счетном органе, в котором работает работник, не установлена система надлежащих мер по разрешению этических конфликтов, ему следует предпринять следующие последовательные шаги:

а) обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем;

б) если участие непосредственного руководителя не приводит к решению проблемы и работник контрольно-счетного органа решает обратиться к руководству более высокого звена, то непосредственный руководитель должен быть уведомлен об этом;

в) если руководитель определенного уровня не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, работнику контрольно-счетного органа следует обратиться к руководителю более высокого уровня;

г) если предпринимаемые меры не привели к желаемому результату, работник контрольно-счетного органа вправе обратиться за конфиденциальными консультациями и рекомендациями в соответствующую организацию, например, в Президиум Союза МКСО.

3. Председатели контрольно-счетных органов обязаны принять необходимые меры по установлению в своих организациях системы процедур и мер, направленных на правильное разрешение возможных этических конфликтов.

4. Контрольно-счетные органы должны обеспечить своим работникам возможность обращаться в Президиум Союза МКСО за необходимой для разрешения конфликтов помощью и конфиденциальными консультациями.

Статья 12. Ответственность за нарушение норм настоящего Кодекса

1. Соблюдение работником контрольно-счетного органа норм настоящего Кодекса является важным элементом для всесторонней и объективной оценки его личностных и профессионально-деловых качеств.

2. Нарушение работником контрольно-счетного органа требований настоящего Кодекса рассматривается на заседании специально созданной в его организации Этической комиссии.

3. Этическая комиссия может вынести нарушителю настоящего Кодекса моральное осуждение, дать рекомендацию по исправлению своего поведения, применить иные подобные меры. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство работника контрольно-счетного органа, подрывающего авторитет контрольно-счетного органа, Этическая комиссия может вынести заключение о несоответствии данного работника высокому статусу представителя органов муниципального финансового контроля и направить свое заключение в аттестационную комиссию контрольно-счетного органа.

4. По представлению руководителя контрольно-счетного органа рассмотрение случаев нарушения работником контрольно-счетного органа положений настоящего Кодекса и применению мер воздействия, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, может осуществляться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных  служащих и урегулированию конфликта интересов, созданной в контрольно-счетном органе в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

5. Соблюдение работниками контрольно-счетных органов положений настоящего Кодекса может учитываться при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва при назначении на должность в порядке должностного роста, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Статья 13. Заключительные положения

Для реализации положений настоящего Кодекса руководители контрольно-счетных органов разрабатывают и принимают необходимые меры, создающие достаточные условия для реального соблюдения работниками норм настоящего Кодекса.