Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 20.06.2013 № 347-V ДГ «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 на проект решения Думы города

 «О внесении изменения в решение Думы города от 20.06.2013 № 347-V ДГ «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния»

« 5 » ноября 2015 г.                                                      № 01-17-168/КСП

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 44 Устава города, статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы представленного проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 20.06.2013 № 347-V ДГ «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния» (далее – проект решения).

Представленным проектом решения предлагается дополнить часть 5 приложения к решению пунктом 6 следующего содержания «6) отчисления первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в случае, если такая обязанность работодателя предусмотрена коллективным договором. На использование собственных финансовых средств в соответствии с настоящим пунктом требования частей 2-4 настоящего Порядка не распространяются, бюджетные ассигнования предусматриваются за счет средств местного бюджета при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период». В случае принятия решение Думы города будет распространяться на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

В результате экспертизы установлено, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»  (далее — Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ) полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений) и финансирование осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (статья 84 Бюджетного кодекса РФ, статья 4 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ).

Органы местного самоуправления городской округ город Сургут наделены государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии со статьей 3 Закона ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 91-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния» (далее — Закон ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 91-оз). В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации. Данные расходные обязательства устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 Бюджетного кодекса РФ. В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Данные расходные обязательства муниципального образования, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса РФ. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Согласно статье 7 Закона ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 91-оз объем средств, направленных на реализацию отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, формируется за счет субвенции, выделяемой на эти цели из федерального бюджета, и собственных доходов бюджета автономного округа. При этом за счет средств бюджета ХМАО-Югры обеспечиваются расчетные расходы на содержание органа записи актов гражданского состояния i-го муниципального района или городского округа. Конкретные направления расходов муниципальных образования на реализацию переданного государственного полномочия Законом ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 91-оз не утверждены.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 30.04.2015 № 124-п утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемых из бюджета ХМАО-Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов ХМАО-Югры для осуществления отдельных переданных государственных полномочий ХМАО-Югры (далее – Порядок), в том числе и в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

На основании части 3 Порядка субвенции расходуются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н, по следующим направлениям:

— на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда специалистов, осуществляющих деятельность, связанную с выполнением переданных государственных полномочий (далее также — специалистов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, трудовым законодательством и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, нормативными правовыми актами муниципальных образований, регулирующими оплату труда работников органов местного самоуправления;

— на оплату работ, услуг;

— на пособия по социальной помощи населению (при увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата);

— на прочие расходы;

— на увеличение стоимости основных средств, за исключением приобретения автотранспорта;

— на увеличение стоимости материальных запасов.

Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» по статье 290 КОСГУ «Прочие расходы» относятся в том числе расходы на отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу. Исключений в части данных видов расходов Порядком не предусмотрено.

Следовательно, исходя из Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ, Закона ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 91-оз, постановления Правительства ХМАО-Югры от 30.04.2015 № 124-п за счет субвенций из федерального бюджета и бюджета автономного округа предусматривается обеспечение расходов муниципального образования на исполнение отдельных государственных полномочий по вышеперечисленным в Порядке направлениям за исключением приобретения автотранспорта.

Согласно статье 377 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.  В соответствии с пунктом 10.1.8 коллективного договора, заключенного между профсоюзным комитетом и органами местного самоуправления, работодатель обязан ежемесячно отчислять денежные средства в размере 0,5% от фонда оплаты труда структурных подразделений органов местного самоуправления на развитие культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иной деятельности профсоюзного комитета. Согласно статье 86 Бюджетного кодекса РФ заключение подобного договора влечет возникновение расходных обязательств муниципального образования. Расчет размера обязательств должен осуществляться с фонда оплаты труда всех работников органов местного самоуправления независимо от источника финансирования их содержания.

Поскольку в соответствии со статьей 7 Закона ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 91-оз обеспечиваются расчетные расходы на содержание органа записи актов гражданского состояния i-го муниципального района или городского округа за счет средств бюджета ХМАО-Югры, то и отчисления профсоюзным комитетам тоже должны быть обеспечены в составе расходов на содержание, то есть за счет средств окружного бюджета.

В соответствии со статьей 5 Закона ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 91-оз, статьей 65 Устава муниципального образования городской округ город Сургут решением Думы города от 20.06.2013 № 347-V ДГ утвержден Порядок использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, согласно которому выделение средств местного бюджета на осуществление переданных государственных полномочий осуществляется после выполнения определенных условий.

Учитывая изложенное, предлагаем Администрации города:

— повторно проработать вопрос с Правительством ХМАО-Югра о направлении субвенций, переданных на исполнение государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, на отчисления денежных средств в размере 0,5% от фонда оплаты труда структурных подразделений органов местного самоуправления на развитие культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иной деятельности профсоюзного комитета, так как ни Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ, ни Закон ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 91-оз, ни Порядок не исключают возможности расходования субвенций на эти цели;

— исключить из части 1 проекта решения слова «На использование собственных финансовых средств в соответствии с настоящим пунктом требования частей 2-4 настоящего Порядка не распространяются, бюджетные ассигнования предусматриваются за счет средств местного бюджета при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период».

Статьей 83 Бюджетного кодекса РФ установлено, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Представленный проект решения содержит источники и порядок исполнения расходных обязательств и предполагает распространить свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015. Согласно пояснительной записке разработчика проекта выделение дополнительных финансовых средств в 2015 году не потребуется, расходные обязательства будут обеспечены за счет перераспределения средств бюджетной сметы Администрации города в сумме 91 783 рублей (расчет по управлению ЗАГС Администрации города представлен в приложении к пояснительной записке). Обращаем внимание, что установление и исполнение данных расходных обязательств за счет средств местного бюджета влечет дополнительную нагрузку на бюджет не только в 2015 году, но и в последующие годы. Вместе с тем, в материалах к проекту решения отсутствует информация о том, по каким статьям бюджетной сметы Администрации города планируется сокращение бюджетных ассигнований с целью направления их на обеспечение расходных обязательств в сумме 91 783 рублей.

Контрольно-счетная палата города Сургута считает возможным предложить Думе города рассмотреть проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 20.06.2013 № 347-V ДГ «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния» с учётом настоящего заключения.

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты                                                   И.И. Володина