Заключение № 01-17-202/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-202/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута
«Об утверждении муниципальной программы
«Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы»

 1.Общие положения

Контрольно-счетной палатой города в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате (далее – КСП города), утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013
№ 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы»
(далее – Проект постановления, Программа) на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Выводы по результатам настоящей экспертизы сформированы на основании представленных информации и документов.

 2.Анализ Программы

2.1. Согласно паспорту муниципальной программы «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы» (далее – паспорт программы, паспорт), утверждённому распоряжением Администрации города от 28.08.2015
№ 2139[1], администратором Программы является департамент по экономической политике Администрации города (далее – ДЭП).

В соответствии с пояснительной запиской[2], представленной к Проекту постановления, Программа разработана в целях реализации Стратегии СЭР города Сургута[3] в части осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В 2014 – 2015 годах мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда, были включены в состав муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014 – 2020 годы»[4].

2.2. В ходе экспертизы Проекта постановления установлено следующее.

Цели, задачи, ожидаемые результаты реализации Программы, соответствуют данным, отраженным в её паспорте.

Период действия Программы (с 2016 года по 2030 год) соответствует периоду, указанному в паспорте программы и Стратегии СЭР города Сургута, и не превышает период, установленный в пункте 1.8. Порядка № 5159.

В нарушение пункта 5.4 Порядка № 5159 информация, отражённая в приложении к Программе, не соответствует её паспорту, а именно, в паспорте программы указан не весь перечень соадминистраторов. Так, например, в приложении к Программе по мероприятию 2.1.3[5] ответственными соадминистраторами являются все структурные подразделения Администрации города без образования юридического лица, а в её паспорте в качестве соадминистраторов отражены лишь два структурных подразделения Администрации города без образования юридического лица (департамент городского хозяйства, управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).

Кроме того, в паспорт программы включены не все нормативные правовые акты, явившиеся основанием для разработки Программы, например, не включён Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», на основании которого формировался перечень мероприятий Программы по задаче 2 «Организация мероприятий, направленных на улучшение условий труда, профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости».

Предлагаем привести во взаимное соответствие паспорт программы и информацию, отражённую в её разделах.

2.3. Структура Программы содержит все необходимые разделы, указанные в п. 5.4. Порядка № 5159:

— характеристику текущего состояния;

— цели и задачи муниципальной программы;

— программные мероприятия, объем ассигнований и показатели результатов реализации муниципальной программы;

— механизм реализации муниципальной программы, систему организации контроля за исполнением муниципальной программы.

2.4. В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» Программы указывается, что реализация её мероприятий соответствует направлению «Предпринимательство» вектора «Промышленность» Стратегии СЭР города Сургута. Однако в данном разделе не отражаются проблемы, на решение которых направлена Программа, не приводится анализ причин их возникновения, отсутствует их характеристика, в связи с чем, не в полной мере отражается её связь с приоритетами социально-экономического развития города, указанными в документе стратегического планирования.

Предлагаем раздел 1 Программы дополнить характеристикой проблем, на решение которых она направлена, тем самым обеспечить её связь с приоритетами социально-экономического развития города.

Согласно пункту 5.5 Порядка № 5159 в муниципальной программе должна отражаться динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы (далее – динамика). Динамика может отражать изменения значений целевых показателей результатов реализации муниципальной программы и иных показателей, необходимых для характеристики предшествующих двух лет, текущего года (года составления программы), исходя из сложности решаемых в рамках программы задач и поставленных целей.

В Проекте постановления отражена динамика изменения значений только целевых показателей. С целью более полного отражения информации о текущем состоянии реализации Программы, предлагаем динамику дополнить значениями иных показателей.

2.5. Основной целью Программы является улучшение условий и охраны труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организациях города Сургута.

Проектом постановления предусмотрены следующие целевые показатели результатов реализации Программы:

— количество методических рекомендаций, материалов справочно-информационного содержания, подготовленных для обеспечения методического руководства работой служб охраны труда в организациях города Сургута, ед.;

— количество проведенных мероприятий (семинаров, совещаний, смотров-конкурсов, месячников, выставок, конференций) по вопросам трудового законодательства и законодательства об охране труда, распространению передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда для работодателей города, ед.;

— обеспечение работников организаций города Сургута безопасными условиями и охраной труда, да/нет.

Считаем, что целевые показатели результатов реализации Программы не в полной мере характеризируют основную цель Программы и не отражают динамику её достижения.

Например, целевой показатель «Обеспечение работников организаций города Сургута безопасными условиями и охраной труда» со значением «да» / «нет» не имеет количественного выражения. Из информации, отраженной в представленном к пояснительной записке расчёте показателей результатов реализации Программы в графе «Расчётная формула, описание расчета» следует, что при определении значения показателя учитываются 4 составляющих (без описания расчёта):

— приобретение и выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

— проведение в организациях города специальной оценки условий труда;

— обучение по безопасности труда работников;

— организация медицинских осмотров некоторых категорий работников.

При этом, в случае если не все составляющие данного показателя будут исполнены на 100%, как будет отражаться его значение в Программе не указано.

Считаем целесообразным предложить вместо данного показателя предусмотреть несколько показателей, характеризующих каждую из составных частей. Например:

— количество работников организаций города Сургута, обеспеченных специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, чел.;

— количество организаций города Сургута, в которых проведена специальная оценка условий труда, ед. или количество рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, ед. и т.д.

Кроме того, предлагаем в Проекте постановления также предусмотреть дополнительные целевые показатели в виде абсолютных величин, имеющих количественные значения, которые будут обеспечивать полное отражение результатов расходования бюджетных средств, например «Количество учреждений и организаций, охваченных мероприятиями по улучшению условий и охраны труда, ед.», либо разработать иные более наглядные показатели.

2.6. Целевые показатели результатов реализации Программы на 2016 год соответствуют целевым показателям, указанным в Проекте решения Думы города
«О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее – проект бюджета).

Общий объем финансирования по программе с 2016 по 2030 год, указанный в приложении к Программе, составляет 369 108 890,5 рублей (без учёта средств внебюджетных источников[6]), в том числе:

— на 2016 год в размере 23 907 849,00 рублей, что соответствует объему бюджетных ассигнований, указанному в Проекте решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» по данной Программе;

— на период с 2017 по 2030 годы в сумме 345 201 041,5 рубль.

Объем финансирования с 2017 года по 2030 год меняется за счет увеличения (уменьшения) средств местного бюджета. Наименьший объем финансирования на реализацию Программы запланирован на 2017 год в сумме 22 317 456,00 рублей, наибольшая сумма запланирована на 2030 год в сумме 27 593 742,6 рубля.

Каких-либо пояснений о том, как был произведён расчёт сумм на период с
2017 года по 2030 год к Проекту постановления не представлено, ссылка на методику расчёта отсутствует.

Информация об основных мероприятиях, объеме финансирования (в разрезе источников), предусмотренных Программой на 2016 год, представлена в Таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Муниципальная программа

«Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016 — 2030 годы»

Объём финансирования, предусмотренный Проектом постановления на

2016 год, руб.

1

2

1.1

Мероприятие «Подготовка проектов муниципальных правовых актов»

1.2 Мероприятие «Осуществление полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда»

8 046 744,00

Расходы за счёт субвенции из бюджета автономного округа на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда в рамках подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» государственной программы «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014 — 2020 годы»

8 024 600,00

Расходы местного бюджета на реализацию переданного государственного полномочия на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда

22 144,00

2.1 Мероприятие «Реализация организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий охраны труда»

15 861 105,00

Расходы местного бюджета на реализацию организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий охраны труда

15 861 105,00

3. Всего, в том числе:

23 907 849,00

3.1 за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

8 024 600,00

3.2 за счёт местного бюджета

15 883 249,00

Администратор / Соадминистратор

1) Департамент по экономической политике

7 746 321,00

2) Структурные подразделения Администрации города безобразования юридического лица

3 258 300,00

3) Департамент архитектуры и градостроительства

408 821,00

4) Департамент образования

1 521 500,00

5) Департамент городского хозяйства

78 309,00

6) Департамент культуры, молодежной политики и спорта

9 160 404,00

7) МКУ «УИТС» города Сургута

528 448,00

8) МКУ «ХЭУ»

732 715,00

9) МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута»

264 000,00

10) МКУ «Дворец торжеств»

0,00

11) МКУ «Наш город»

9 250,00

12) Контрольно-счетная палата города Сургута

56 936,00

13) Дума города Сургута

142 845,00

Как видно из Таблицы 1 Проектом постановления предусмотрена реализация
двух основных мероприятий:

— «Осуществление полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда»;

— «Реализация организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий охраны труда».

2.6.1 На мероприятие «Осуществление полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда» Проектом постановления в 2016 году запланирована сумма в размере 8 046 744,00 рубля. Источником финансирования основной части указанной суммы в размере 8 024 600,00 рублей будут являться межбюджетные трансферты, выделяемые их окружного бюджета в рамках подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» государственной программы «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014 — 2020 годы» (далее – государственная программа).

Остальная сумма в размере 22 144,00 рубля будет направлена на отчисления первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в отношении работников, осуществляющих государственные полномочия. В качестве источников финансирования запланированы средства местного бюджета.

На основании пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с пунктом
7 статьи 65 Устава городского округа город Сургут органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в порядке и случаях, определенных нормативными правовыми актами Думы города.

Однако, вопрос использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда в настоящий момент не урегулирован и не закреплен нормативно-правовым актом Думы города Сургута, что не позволяет в настоящем заключении однозначно говорить о правомерности включения в расходы средств местного бюджета отчислений первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в отношении работников, осуществляющих государственные полномочия. Указанный вопрос будет рассмотрен 25.11.2015 на 45-ом заседании Думы города Сургута. В случае отклонения данного проекта решения Думы города Сургута, включение в Программу и дальнейшее использование средств местного бюджета на указанные цели будет являться не правомерным.

2.6.2 На мероприятие «Реализация организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий охраны труда» Проектом постановления в 2016 году запланирована сумма в размере 15 861 105,00 рублей. Источником финансирования по реализации указанного мероприятия предусмотрены средства местного бюджета.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования (далее – ФЭО) к Проекту постановления представлены в составе материалов к проекту бюджета, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении КСП на проект бюджета.

2.7. В нарушение абзаца 16 пункта 5.7 Порядка № 5159 наименование мероприятия 1.2[7] Программы не соответствует наименованию мероприятия, предусмотренного государственной программой. Поэтому с целью соблюдения требований пункта 5.7 Порядка № 5159 предлагаем наименование мероприятия 1.2 изложить в следующей редакции: «Осуществление отдельных государственных полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труд».

2.8. В соответствии с пунктом 5.8 Порядка № 5159 раздел 4 муниципальной программы должен содержать:

— систему организации контроля за исполнением муниципальной программы, с учетом разграничения ответственности куратора, администратора и соадминистратора(ов).

В пунктах 4.3, 4.4, 4.5 раздела 4 Программы ответственность куратора, администратора и соадминистраторов не разграничена, что свидетельствует о нарушении требований пункта 5.8 Порядка № 5159.

На основании вышеизложенного, предлагаем доработать раздел 4 Программы в соответствии с требованиями пункта 5.8 Порядка.

2.9.  В Приложении к Проекту постановления в графе «В том числе по годам»:

— «2020 год», «2021 год», «2022 год», «2023 год», «2024 год», «2025 год»,
«2026 год», «2027 год», «2028 год», «2029 год», «2030 год» в строке «Итого по
задаче 1» допущена техническая ошибка. Сумма объёмов финансирования в разрезе источников не соответствует объёму финансирования по всем источникам в целом (итоговая строка);

— «2016 год», «2017 год», «2018 год», «2019 год» в строке мероприятия 2.1.6[8] допущена техническая ошибка. Сумма объёмов финансирования в разрезе источников не соответствует объёму финансирования по всем источникам в целом (итоговая строка).

В Приложении к Программе в графе «Объем финансирования (всего, руб.)» в строке мероприятия 2.1.2[9] допущена техническая ошибка. Суммарное значение указанной графы по годам отражено в размере 39 233 011,6 рублей вместо необходимых 40 628 811,6 рублей.

Указанные технические ошибки не повлияли на параметры финансирования Программы в целом.

В целях приведения данных во взаимное соответствие предлагаем устранить Администратору данные технические ошибки.

 3.Заключительные положения

На основании вышеизложенного предлагаем Администрации города:

3.1.           Устранить нарушения и технические ошибки, изложенные в п. 2.2, п. 2.7, п. 2.8, п. 2.9 настоящего заключения.

3.2.           Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в п. 2.2, п. 2.4, п. 2.6 настоящего заключения.

3.3.           Рассмотреть предложения, изложенные в п. 2.4, п. 2.5, настоящего заключения.

3.4.           Представить информацию о принятых мерах в КСП города не позднее 21.12.2015 года.

Инспектор отдела контроля

расходов на социальную сферу                                                                              А.Г. Балуева

Согласовано

Заместитель Председателя

Контрольно-счетной палаты

города Сургута                                                                                                                                        В.И. Жуков

Аудитор                                                                                                         И.А. Дубровина


[1]Распоряжение Администрации города Сургута от 28.08.2015 № 2139 «О разработке муниципальной программы «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы» (далее – Распоряжение Администрации города от 28.08.2015 № 2139).

[2]Пояснительная записка от 31.08.2015 за подписью директора ДЭП к Проекту постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на 2016-2030 годы» (далее – пояснительная записка).

[3]Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее – Стратегия СЭР города Сургута).

[4]Постановление Администрации города Сургута от 13.12.2013 № 8982 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014-2020 годы».

[5]Мероприятие 2.1.3 «Организация проведения специальной оценки условий труда» (далее – Мероприятие 2.1.3).

[6] В качестве средств внебюджетных источников выступают средства предприятий города Сургута.

[7]Мероприятие 1.2 «Осуществление полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда» (далее – мероприятие 1.2)

[8]Мероприятие 2.1.6 «Организация медицинского обеспечения работников» (далее – мероприятие 2.1.6).

[9]Мероприятие 2.1.2 «Обучение работников по безопасности труда» (далее – мероприятие 2.1.2).