Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия <<Анализ организационной структуры и штатного расписания учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодежной политики и спорта>

Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ организационной структуры и штатного расписания учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодежной политики и спорта» проведено в соответствии с п. 1.13 плана работы Контрольно-счетной палаты города (далее – КСП города) на 2015 год, утверждённого распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 26.12.2014 № 01-06-139/КСП (с изменениями).

По результатам настоящего экспертно-аналитического мероприятия установлено, что общая штатная численность работников муниципальных учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодежной политики и спорта Администрации города (далее – ДКМПиС), по состоянию на 01.01.2014 составляла 3 336,21 штатных единиц, на 01.01.2015 — 3 143,65 штатных единиц. Расходы на оплату труда работников данных учреждений финансируются из двух источников, а именно:

— средств местного бюджета – 3 022,65 штатных единиц или 96,2%;

— за счет средств от приносящей доход деятельности – 121 штатная единица или 3,8%.

В целом в организационной структуре учреждений, подведомственных ДКМПиС, по состоянию на 01.01.2014 доля административно-управленческого персонала составляла 19,5% в общей численности или 649,75 штатных единиц. По состоянию на 01.01.2015 доля административно-управленческого персонала составила 20,5% от общей численности или 643,5 штатных единиц (увеличилась на 1%).

Доля основного персонала, непосредственно участвующего в оказании муниципальных услуг, по состоянию на 01.01.2015 в сравнении с началом 2014 года увеличилась на 1,4% и составила 57,4% от общей численности. Однако, в абсолютном выражении количество основного персонала в данных учреждениях по состоянию на 01.01.2015 в сравнении с 01.01.2014 сократилось на 62,56 штатных единиц и составило 1 804,4 штатные единицы.

Доля вспомогательного персонала учреждений по состоянию на 01.01.2014 составляла 24,6% от общей численности или 819,5 штатных единиц, а к началу 2015 года сократилась на 2,4% и составила 22,1% от общей численности или 695,75 штатных единиц.

По состоянию на 01.01.2015 в сравнении с началом 2014 года штатная численность учреждений, подведомственных ДКМПиС, сократилась на 192,56 штатных единиц. По результатам настоящего мероприятия установлено, что при оптимизации штатной численности учреждений сокращается основной и вспомогательный персонал. Сокращение численности основного персонала, который принимает непосредственное участие в оказании муниципальных услуг, содержит риск снижения удовлетворенности потребителей качеством их предоставления. При сокращении основного и вспомогательного персонала снижается нагрузка на административно-управленческий персонал (далее – АУП), при этом численность работников АУП не сокращается. Указанное свидетельствует о риске снижения эффективности использования трудового потенциала административно-управленческого персонала. Оптимизация численности должна способствовать выравниванию нагрузки на работников АУП и увеличению производительности их труда.

Несмотря на сокращение штатной численности работников учреждений, подведомственных ДКМПиС, имеет место следующее.

1. Длительное время (до 6 лет) не замещенные вакансии в количестве 16,5 штатных единиц. Незамещенные длительное время вакансии вызывают сомнение в необходимости их наличия в штатном расписании.

2. Дублирование трудовых функций, предусмотренных в должностных инструкциях работников учреждений, подведомственных ДКМПиС. Перераспределение должностных обязанностей путём исключения дублирования функций конкретных работников и, как следствие, повышение производительности и эффективности труда позволит высвободить избыточные должности (профессии) и в результате сократить расходы бюджета.

3. Установление доплаты за совмещение с целью стимулирования работников при выполнении ими одного и того же функционала как по основной, так и по дополнительно замещаемой должности (профессии). При этом учреждениями не учитывается, что понятия «доплаты, стимулирующего характера» и «компенсационные доплаты» не являются равнозначными. Доплаты за совмещение не могут применяться для стимулирования работников, так как относятся к выплатам компенсационного характера, связанным с режимом работы и условиями труда. Совмещение – это выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) в течение рабочего дня наряду с основной работой. Дополнительной является только та работа, которая не предусмотрена трудовым договором с конкретным работником.

В результате проведения мероприятий по оптимизации штатной численности учреждений, подведомственных ДКМПиС, возможно снизить нагрузку на бюджет в размере порядка 15,1 млн. рублей в год, в том числе:

— 3,5 млн. рублей за счет сокращения не замещенных длительное время вакансий;

— 6,0 млн. рублей за счет исключения штатных единиц, трудовые функции которых согласно должностных инструкций дублируются с должностными обязанностями других работников по другим должностям;

— 5,6 млн. рублей за счет проведения иных мероприятий по оптимизации численности учреждений.

Целью оптимизации численности учреждений является, в том числе сокращение расходов, что для текущей экономической ситуации в стране в целом и в городе в частности является обоснованным. При этом необходимо учитывать, что оптимизация численности персонала должна проходить как минимум без снижения качества оказания муниципальных услуг.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия ДКМПиС предложено провести мероприятия по оптимизации штатной численности, а также привести должностные инструкции в соответствии с квалификационными требованиями и фактически выполняемыми работами. Кроме того, в целях обеспечения эффективных изменений организационных структур подведомственных учреждений разработать методику определения нормативов штатной численности в отношении различных категорий и должностных групп персонала в зависимости от специфики деятельности учреждений с учетом существующих муниципальных практик других регионов.

Следует отметить, что в целях совершенствования управленческих процессов, повышения качества выполнения возложенных функций, а также оптимизации штатной численности, на 48-м заседании Думы города рассмотрен вопрос об изменении организационной структуры Администрации города, в том числе и департамента культуры, молодежной политики и спорта.

О результатах экспертно-аналитического мероприятия подготовлен Отчет от 20.02.2016 № 01-18-1/КСП, который направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города и копия — в Прокуратуру города Сургута.

 

 

Председателя
Контрольно-счетной палаты                                                 И.И. Володина