Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в соответствии с пунктом 1.20 плана работы Контрольно-счетной палаты города на 2016 год, утвержденного распоряжением Председателя от 25.12.2015 № 01-06-166/КСП, по результатам которого установлено следующее.
1. Администрацией города ежегодно утверждаются реестры с целью учета всего аварийного, ветхого и непригодного для проживания жилищного фонда. Согласно реестрам по состоянию на 01.01.2016 количество непригодного жилья в городе по сравнению 2015 годом уменьшилось в абсолютном значении на 47 ед. (или на 10,6 %) и составило 396 ед. (Таблица 1).
Таблица 1
№ п/п |
Наименование реестра |
Количество жилищного фонда по состоянию, ед. |
Динамика (+/-) на 01.01.2016 по сравнению с данными на 01.01.2014/ 01.01.2015[1] |
|||
на 01.01.2014 |
на 01.01.2015 |
на 01.01.2016 |
абсолютное значение, ед. |
относитель-ное значение, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Реестр аварийного жилищного фонда |
253 |
277 |
256 |
+3 / — 21 |
+1,2 / — 7,5 |
2. |
Реестр ветхого жилищного фонда |
235 |
154 |
102 |
-133 / — 52 |
-56,6 / -33,8 |
3. |
Реестр непригодного для проживания жилищного фонда |
0 |
12 |
38 |
38 / 26 |
— / 216,7 |
Всего: |
488 |
443 |
396 |
-92 / — 47 |
-18,8 / -10,6 |
2. Переселение граждан, проживающих в аварийном, ветхом и непригодном для проживания жилищном фонде, производилось в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан» (далее – Подпрограмма 1) и подпрограммы «Адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» (далее – Подпрограмма 2) муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2030 годы».
Приобретение жилых помещений в рамках Подпрограммы 1 финансировалось за счет средств местного бюджета и субсидии из бюджета автономного округа. Правила и условия предоставления субсидии утверждены Постановлением Правительства ХМАО № 408-п[2].
Переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и включенных в Адресную программу ХМАО-Югры[3], финансировалось в рамках Подпрограммы 2 за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, окружного и местного бюджетов.
Информация об объемах бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограмм 1 и 2 представлена в Таблице 2.
Таблица 2
(рублей)
№ п/п |
Подпрограмма, источники финансирования |
Кассовое исполнение |
Плановые бюджетные ассигнования |
|
2014 год[4] |
2015 год[5] |
2016 год [6] |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Подпрограмма 1 |
663 404 523 |
941 599 502 |
1 321 120 075,18 |
2. |
Подпрограмма 2 |
120 600 932 |
529 357 264 |
19 263 300,0 |
3. |
Всего по подпрограммам, в т. ч. по источникам финансирования: |
784 005 455 |
1 470 956 766 |
1 340 383 375,18 |
3.1 |
федеральный бюджет |
14 345 160 |
20 719 779 |
19 263 300,0 |
3.2 |
окружной бюджет |
680 072 605 |
1 311 160 159 |
1 163 853 615 |
3.3 |
местный бюджет |
89 587 690 |
139 076 828 |
157 266 460,18 |
3. Для переселения граждан в рамках реализации Подпрограммы 1 в 2014 году приобретено 214 квартир, в 2015 году — 314, а по Подпрограмме 2, соответственно по годам, 41 и 173 квартиры.
4. В рамках Подпрограммы 1 в 2016 году для создания наемного дома социального использования приобретено[7] 512 квартир по адресу: г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 12, общей стоимостью 1 184 531 428,8 рублей. Вместе с тем, по информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации города в данном доме помимо жилых помещений имеются встроенные нежилые помещения общей площадью 1 670 кв. м. Соответственно, для достижения цели «создание наемного дома» и соблюдения требований статьи 91.16 Жилищного кодекса РФ[8] муниципалитету необходимо будет приобрести и встроенные нежилые помещения в данном доме. Стоимость одного квадратного метра нежилых помещений 45 тыс. рублей, таким образом, расходы местного бюджета на их приобретение могут составить ориентировочно 75 150 тыс. рублей[9]. При этом, в соответствии с требованиями статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ[10] данное имущество необходимо использовать для решения вопросов местного значения.
Выявлены отдельные замечания к муниципальным правовым актам, регулирующим порядок реализации программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2030 годы».
По результатам экспертно-аналитического мероприятия предложено принять ряд соответствующих мер.
Отчет от 16.09.2016 № 01-18-35/КСП о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города, копия — в Прокуратуру города.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города И.И. Володина
[1] По сравнению с данными на 01.01.2014 абсолютное значение = гр. 5 – гр. 3, относительное = (гр. 5 – гр. 3)/ 100 – 100. По сравнению с данными на 01.01.2015 абсолютное значение = гр. 5 – гр. 4, относительное = (гр. 5 – гр. 4)/ 100 – 100.
[2] Постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2014 – 2020 годах».
[3] Постановления Правительства ХМАО — Югры от 30.05.2013 № 211-п «Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы» (далее – Адресная программа ХМАО-Югры).
[4] Решение Думы города от 02.06.2015 № 711-V ДГ «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2014 год».
[5] Решение Думы города от 01.06.2016 № 884-V ДГ «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2015 год».
[6] Решение Думы города от 01.07.2016 № 916-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 22.12.2015 № 820-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год».
[7] Два муниципальных контракта от 11.02.2016 на общую сумму 1 184 531 428,8 рублей, в том числе: № 1/2016 на сумму 392 654 443,2 рублей и № 2/2016 на сумму 791 876 985,6 рублей.
[8] В соответствии с частью 1 статьи 91.16 Жилищного кодекса РФ «Предназначенным для найма домом — наемным домом признается здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания».
[9] 1 670 кв. м * 45 тыс. рублей = 75 150 тыс. рублей.
[10] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».