МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ
«О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма»
« 07 » сентября 2017 г. № 01-17-46/КСП
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со ст. 44 Устава города, ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма» (далее – проект решения).
По результатам экспертизы установлено следующее.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 131-ФЗ[1] органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание условий для развития туризма.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 20 Закона № 131-ФЗ «органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий».
Решением Думы города № 375-V ДГ[2] за Администрацией города закреплено право на создание условий для развития туризма на территории городского округа город Сургут за счёт средств бюджета городского округа путём:
1) издания муниципальных правовых актов;
2) организации проведения мероприятий, семинаров, форумов, тренингов, практикумов, круглых столов;
3) участия в межмуниципальном сотрудничестве;
4) участия в реализации государственных и муниципальных программ;
5) участия в разработке презентационных материалов.
Законом № 49-ФЗ[3] Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) дополнен ст. 3.3 следующего содержания (вступила в силу с 01.01.2017):
«Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма.
К правам органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма относятся:
1) реализация мер по развитию приоритетных направлений развития туризма на территориях муниципальных образований, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;
2) содействие созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях муниципальных образований, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
3) организация и проведение мероприятий в сфере туризма на муниципальном уровне;
4) участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне;
5) содействие в создании и функционировании туристских информационных центров на территориях муниципальных образований».
Проектом решения предлагается уточнить права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с Законом № 49-ФЗ.
Необходимо отметить, что организация и проведение всероссийских и межрегиональных мероприятий, а также участие в организации международных мероприятий в сфере туризма относятся к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере туризма (ст. 3.1 Закона № 132-ФЗ).
Организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне относятся к полномочиям государственной власти субъектов РФ по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах РФ (ст. 3.2 Закона № 132-ФЗ, п. 11 ч. 2 ст. 2 Закона № 102-оз[4]).
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ «органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами». Однако, финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.
В бюджете города на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов по статье «Создание условий для развития туризма» (КБК 040 08 01 04 5 00 00000) предусмотрены средства в объёме 600 000,00 рублей.
Согласно муниципальной программе «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014–2030 годы» (утверждена постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8976) данные средства в 2017 году планируется использовать на следующие цели:
— организация мероприятий (выставок, конференций, совещаний, ознакомительных поездок и другие);
— участие в выездных мероприятиях, направленных на продвижение туристского потенциала города Сургута;
— производство печатной информационной продукции о туристической привлекательности города Сургута.
Проектом решения предлагается расширить перечень направлений расходования средств местного бюджета по статье «Создание условий для развития туризма». В том числе, предлагается за счёт средств бюджета города участвовать в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, а также мероприятий всероссийского, межрегионального, регионального и межмуниципального уровней. Ранее участие в организации и проведении подобных мероприятий не осуществлялось. Из материалов, представленных к проекту решения, непонятно каким образом (то есть в какой форме (организационной, финансовой или какой-то другой) и в каких объёмах) органы местного самоуправления предполагают участвовать в организации и проведении указанных мероприятий, а также увеличатся или нет расходы местного бюджета по статье «Создание условий для развития туризма». В связи с чем, проанализировать проект решения на соответствие ст. 83[5] Бюджетного кодекса РФ не представляется возможным.
Обращаем внимание, что принятие проекта решения будет являться основанием для планирования бюджетных ассигнований на очередной 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту решения не представлено, что не соответствует требованиям п. 10 ст. 39 Регламента Думы города Сургута (утверждён решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ).
Контрольно-счетная палата города считает возможным предложить Думе города рассмотреть проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма» с учётом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты В.И. Жуков
[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями, далее – Закон № 131-ФЗ).
[2] Решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма»
(далее – Решение Думы города № 375-V ДГ).
[3] Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» (далее – Закон № 49-ФЗ).
[4] Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 28.09.2012 № 102-оз «О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями, далее – Закон № 102-оз).
[5] Статья 83 «Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом».