Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ
«О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма»

« 07 » сентября 2017 г.                                              № 01-17-46/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со ст. 44 Устава города, ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма» (далее – проект решения).

По результатам экспертизы установлено следующее.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 131-ФЗ[1] органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание условий для развития туризма.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 20 Закона № 131-ФЗ «органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий».

Решением Думы города № 375-V ДГ[2] за Администрацией города закреплено право на создание условий для развития туризма на территории городского округа город Сургут за счёт средств бюджета городского округа путём:

1) издания муниципальных правовых актов;

2) организации проведения мероприятий, семинаров, форумов, тренингов, практикумов, круглых столов;

3) участия в межмуниципальном сотрудничестве;

4) участия в реализации государственных и муниципальных программ;

5) участия в разработке презентационных материалов.

Законом № 49-ФЗ[3] Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) дополнен ст. 3.3 следующего содержания (вступила в силу с 01.01.2017):

«Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма.

К правам органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма относятся:

1) реализация мер по развитию приоритетных направлений развития туризма на территориях муниципальных образований, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;

2) содействие созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях муниципальных образований, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;

3) организация и проведение мероприятий в сфере туризма на муниципальном уровне;

4) участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне;

5) содействие в создании и функционировании туристских информационных центров на территориях муниципальных образований».

Проектом решения предлагается уточнить права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с Законом № 49-ФЗ.

Необходимо отметить, что организация и проведение всероссийских и межрегиональных мероприятий, а также участие в организации международных мероприятий в сфере туризма относятся к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере туризма (ст. 3.1 Закона № 132-ФЗ).

Организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне относятся к полномочиям государственной власти субъектов РФ по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах РФ (ст. 3.2 Закона № 132-ФЗ, п. 11 ч. 2 ст. 2 Закона № 102-оз[4]).

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ «органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами». Однако, финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.

В бюджете города на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов по статье «Создание условий для развития туризма» (КБК 040 08 01 04 5 00 00000) предусмотрены средства в объёме 600 000,00 рублей.

Согласно муниципальной программе «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014–2030 годы» (утверждена постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8976) данные средства в 2017 году планируется использовать на следующие цели:

— организация мероприятий (выставок, конференций, совещаний, ознакомительных поездок и другие);

— участие в выездных мероприятиях, направленных на продвижение туристского потенциала города Сургута;

— производство печатной информационной продукции о туристической привлекательности города Сургута.

Проектом решения предлагается расширить перечень направлений расходования средств местного бюджета по статье «Создание условий для развития туризма». В том числе, предлагается за счёт средств бюджета города участвовать в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, а также мероприятий всероссийского, межрегионального, регионального и межмуниципального уровней. Ранее участие в организации и проведении подобных мероприятий не осуществлялось. Из материалов, представленных к проекту решения, непонятно каким образом (то есть в какой форме (организационной, финансовой или какой-то другой) и в каких объёмах) органы местного самоуправления предполагают участвовать в организации и проведении указанных мероприятий, а также увеличатся или нет расходы местного бюджета по статье «Создание условий для развития туризма». В связи с чем, проанализировать проект решения на соответствие ст. 83[5] Бюджетного кодекса РФ не представляется возможным.

Обращаем внимание, что принятие проекта решения будет являться основанием для планирования бюджетных ассигнований на очередной 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.

Финансово-экономическое обоснование к проекту решения не представлено, что не соответствует требованиям п. 10 ст. 39 Регламента Думы города Сургута (утверждён решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ).

Контрольно-счетная палата города считает возможным предложить Думе города рассмотреть проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма» с учётом замечаний, изложенных в настоящем заключении.

И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты                                                    В.И. Жуков

 


[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями, далее – Закон № 131-ФЗ).

[2] Решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма»
(далее – Решение Думы города № 375-V ДГ).

[3] Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» (далее – Закон № 49-ФЗ).

[4] Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 28.09.2012 № 102-оз «О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями, далее – Закон № 102-оз).

[5] Статья 83 «Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом».