Заключение контрольно-счетной палаты от 07.10.2011 №03-10-92/11(07) на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут на 2012 – 2014 годы»

Заключение

на проект постановления Администрации города Сургута

«Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут на 2012-2014 годы»

 1.        Общие положения

Настоящее Заключение подготовлено главным специалистом экспертно-аналитической службы Контрольно-счетной палаты города Сургута Л.И. Юхта в соответствии со статьёй 157 Бюджетного кодекса РФ, п. 6.1 статьи 6 «Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ городского округа город Сургут» (далее – Порядок), утвержденного постановлением Администрации города Сургута от 01.03.2011 №970 «О долгосрочных целевых программах городского округа город Сургут», статьёй 15 «Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута», утверждённого решением Думы города от 01.07.2010 №775-IV ДГ, и на основании представленного Администрацией города Сургута проекта постановления Администрации города Сургута «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут на 2012-2014 годы» (далее – Проект).

При проведении экспертизы Проекта, долгосрочная целевая программа (далее – ДЦП) рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ, постановлению Администрации города Сургута от 01.03.2010 № 970 «О ДЦП городского округа город Сургут».

2.        Анализ долгосрочной целевой программы

2.1.  В результате анализа установлено  неполное соответствие содержания разделов 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9 ДЦП требованиям, предусмотренным пп.5.4-5.13 Порядка. Замечания к содержанию программы отражены в приложении к настоящему заключению.

2.2.  Оценка Проекта на соответствие требованиям, установленным п.6.1 Порядка невозможна в связи с отсутствием в представленных материалах результатов экспертиз.

2.3.  Анализ ДЦП в соответствии с требованиями  п.6.6 Порядка, показал следующее.

2.3.1. При оценке приоритетности проблемы, предлагаемой для программного решения, установлено:

— постановлением Главы города от 26.11.2009 № 85 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития городского округа город Сургут на период до 2020 года» одним из направлений в составе новых технологий управления определено повышение эффективности муниципальных услуг, предусматривающее повышение качества управления и аудит эффективности государственного управления. Повышение эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих, являющееся целью ДЦП, способствует реализации указанного направления;

— решением Думы города от 30.09.2010 №780-IVДГ в области бюджетной политики предусмотрен приоритет «применение на практике инструментов повышения эффективности бюджетных расходов и развития системы оценки их реализации». Повышение эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих (цель анализируемой программы) является частью системы управления эффективностью бюджетных расходов.

2.3.2. При оценке комплексности программных мероприятий установлено:

— раздел 2 программы  характеризует 4 проблемы, негативно влияющие на уровень и эффективность развития муниципальной службы. Для решения 3-х из них разработаны и включены в приложение к ДЦП соответствующие мероприятия; для решения проблемы отсутствия обмена опытом по решению вопросов прохождения муниципальной службы между муниципальными образованиями  программные мероприятия не предусмотрены;

— раздел 2 содержит информацию о необходимости координации и методического сопровождения деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления по кадровым вопросам в части проверки достоверности представляемых сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, при этом каких-либо мероприятий указанной направленности программа не содержит;

— деятельность в рамках отдельных мероприятий не конкретизирована, что затруднит оценку их исполнения: в рамках мероприятия 10 предполагается «проведение мероприятий по оптимизации структуры и штатной численности…», конкретные действия при этом не уточнены; в рамках мероприятия 14 запланирована «деятельность по соблюдению запретов…», краткое описание её содержания не приведено, и т.д.

2.3.3. Оценка ресурсной обеспеченности программы невозможна в связи с отсутствием:

— информации о предлагаемой разработчиками ДЦП корректировке сложившихся приоритетов в расходовании средств, доведённых предельными объёмами бюджетных ассигнований на 2012-2014 годы, для обеспечения финансирования ДЦП;

— информации о планируемом распределении средств в разрезе мероприятий между соадминистраторами программы;

— информации, обосновывающей плановые бюджетные расходы по каждому мероприятию ДЦП. Требование к разработчикам ДЦП по предоставлению указанной информации не установлено Порядком, что делает невозможным корректное исполнение п.6.6.3 статьи 6 Порядка при проведении экспертизы.

2.3.4. Привлечение средств федерального, окружного бюджета и внебюджетных источников для софинансирования данной ДЦП не предусмотрено.

2.4. Статьёй 185 Бюджетного кодекса РФ, статьёй 11 Положения о бюджетном процессе в городе Сургуте, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 №358-IV ДГ, установлен срок внесения на рассмотрение проекта решения о местном бюджете не позднее 15 ноября текущего года. Требования, установленные статьёй 179.2 Бюджетного кодекса РФ в части сроков утверждения ДЦП, предлагаемых к финансированию начиная с очередного финансового года (не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете на рассмотрение представительному органу), не нарушены.

3.        Заключительные положения

На основе представленного проекта постановления Администрации города Сургута «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут на 2012-2014 годы» Контрольно-счетная палата считает целесообразным рекомендовать Администрации города:

3.1.      Доработать Проект для приведения разделов 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9 ДЦП в соответствие с требованиями, предусмотренными статьёй 5 порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ городского округа город Сургут, утвержденного постановлением Администрации города Сургута от 01.03.2011 № 970.

3.2.      Провести процедуру экспертизы долгосрочной целевой программы в полном объёме, установленном статьёй 6 Порядка.

 

Главный специалист
экспертно-аналитической службы
Л.И. Юхта

Приложение
к заключению КСП города от «07» октября 2011

Анализ соответствия проекта долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной службы в городе Сургуте на 2012-2014 годы» требованиям, установленным Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ

Наименование раздела Требования, установленные порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации ДЦП Выявленные в ходе анализа замечания к содержанию программы
статья, пункт Порядка содержание требований
Раздел 1 «Паспорт программы» п.5.5 статьи 5 1. Унифицированная форма приложения 1 к Порядку.
2.Наличие информации о наименовании ДЦП, основаниях для разработки, кураторе, администраторах и соадминистраторе, целях, задачах, сроке и этапах реализации, объёме бюджетных ассигнований и источниках финансирования, ожидаемых результатах, механизме реализации и системе организации контроля за исполнением ДЦП.
1.   «Подраздел «Ожидаемые результаты…»:
все 8 ожидаемых результатов не имеют количественных параметров, в т.ч. 7 из них сформулированы в неизмеримой форме;
— содержание подраздела не соответствует содержанию разделов 6, 7 ДЦП.
2. В подразделе «Система организации контроля…»  не установлена ответственность за достижение запланированных  результатов.
Раздел 2 «Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом» п.5.6 статьи 5 1. п.5.6.1 — выбор конкретной приоритетной проблемы развития города;
2. п.5.6.2
— правовое обснование решения проблемы;
— характеристика решаемых проблем, целесообразность и необходимость их решения программно-целевым методом;
— динамика изменения целевых индикаторов за годы  n (год составления ДЦП),(n-1),(n-2),(n-3) в соответствии с унифицированной формой приложения2 к Порядку.
1. В разделе не показана взаимосвязь  проблем развития муниципалитета и приоритетов бюджетных расходов, которые определены в стратегических документах перспективного развития города, с проблемами, на решение которых направлена  данная ДЦП.
2. Информация о внедрении в 2009 критериев оценки эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих не сопровождается фактическими данными, отражающими применение указанной системы оценки на практике и её действенность (достигнутые результаты). С учётом включения в  региональную программу данной направленности мероприятий по экспериментальному внедрению аналогичной системы оценки, цифровой материал о фактических результатах необходим для оценки достаточности перечня мероприятий.
3. Описание содержания проблемы не аргументировано отчётными данными(количеством мест с недостаточной технической оснащённостью и уточнением, по каким параметрам эти места недостаточно оснащены; в чём выражаются недостатки консервативной системы переподготовки и т.д.), вместо характеристики проблемы раздел акцентирован на достижениях, с подкреплением цифровым материалом, что создаёт впечатление полного благополучия и ставит под сомнение необходимость ДЦП.
3.  При обосновании необходимости решения  проблемы недостаточной эффективности развития муниципальной службы в городе программно-целевым способом, целесообразна ссылка на ст.35 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ.
3. Динамика изменения значений целевых индикаторов за 2008-2010 годы не представлена, унифицированная таблица не применена. 
Раздел 5 «Объём бюджетных ассигнований и источники финансирования ДЦП» п.5.9 статьи 5 1.Информация об объёме бюджетных ассигнований  на каждый год реализации ДЦП и источниках финансирования представляется в унифицированной форме приложения 3 к Порядку.
2.При определении объёмов бюджетных ассигнований применяется методика планирования, утверждённая департаментом финансов Администрации города.
3. Средства софинансирования учитываются как прогноз.
4.При необходимости в раздел включается информация о потребности в финансировании ДЦП в соответствии с унифицированной формой приложения 6 к Порядку.
1. Установить соответствие содержания приложения 1 данным приложения 2 в разрезе отдельных соадминистраторов не представляется возможным, т.к. распределение объёмов финансирования между соадминистраторами  ДЦП в приложении 2 отсутствует (объёмы финансирования в приложении показаны с формулировкой «структурные подразделения ОМС»; в общем объёме ассигнований плановые расходы МКУ «КМЦ» в представленной редакции приложения 1  не выделены).
2. По строке 1.2 приложения 1 показаны ассигнования администратора в сумме 7330 тыс.руб.,  при этом сумма ассигнований по строкам 1.2.1-1.2.26, показанных с примечанием «в том числе», фактически составляет 7390 тыс.руб. Кроме того, примечание «в том числе» в данном случае некорректно: ассигнования соадминистраторов не могут отражаться в т.ч. в составе ассигнований администратора. Возможно, при оформлении приложения 1 допущена техническая ошибка.
Общий объём бюджетных ассигнований  (18630 тыс.руб.) не соответствует объёму ассигнований в том числе (7330 тыс.руб.). Исходя из некорректной нумерации, при оформлении пропущена строка 1.1, в результате которой нарушена балансовая увязка показателей таблицы.
Раздел 6 «Целевые показатели реализации ДЦП» п.5.10 статьи 5 1.п.5.10.1 — в случаях, когда ДЦП является формой реализации региональных и федеральных программ, возможно применение индикаторов, установленных в указанных программах.
2.п.5.10.2 — однозначные формулировки индикаторов, количественная измеримость, при необходимости — формула расчёта.
3. п.5.10.2 — 3 вида целевых индикаторов:
— показатель результата достижения цели на каждом году её реализации;
— показатели результативности отдельных мероприятий программы;
— конечные результаты реализации.
4.п.5.10.3 — при наличии 2-3 целей — определение не менее одного индикатора для каждой цели ДЦП.
5. п.5.10.4 — показатели устанавливаются с учётом предельного объёма бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП на очередной финансовый год и на плановый период.
1. Перечень показателей раздела не соответствует перечню ожидаемых результатов раздела 7.
Раздел 7 «Ожидаемые результаты реализации ДЦП» п.5.11, пп.5.10.2 статьи 5 1. Ожидаемые результаты представляют собой целевые показатели, являющиеся конечными результатами реализации ДЦП.
2. Требования к целевым индикаторам — см. в требованиях к разделу 6, пп.2-3,5 (однозначность формулировки и количественная измеримость).
1. Содержание раздела  не соответствует требованиям Порядка: установленные ожидаемые результаты не являются целевыми индикаторами конечного результата, не имеют установленных количественных характеристик.
Раздел 8 «Программные мероприятия реализации ДЦП» п.5.12 статьи 5 1. Применение унифицированной таблицы приложения 4 к Порядку.
2.Перечень мероприятий отражается в увязке с задачами, направленными на достижение целей, с показателями результативности мероприятий, увязанных с установленными результатами на каждый год  реализации ДЦП.
1.Плановые количественные параметры результативности мероприятий на каждый год реализации:
— показатель, установленный для оценки исполнения мероприятия 2, некорректен: в % могут быть измерены доли(части) величин либо соотношение величин, но не действие, как это запланировано в ДЦП;
— для показателей, отражающих какие-либо доли, необходимо указать формулы расчёта; например, в показателе  результативности 1 мероприятия 14 необходимо уточнить, рассчитывается доля выявленных нарушителей от общей численности работников Администрации или от количества проверенных работников.
2.Объём ассигнований в рамках мероприятия 13 в разрезе видов переподготовки (семинары, курсы и т.д.) в сумме 10910 тыс.руб. не соответствует общему объёму ассигнований на реализацию данного мероприятия 10310 тыс.руб.; аналогично — на каждый год реализации ДЦП.
3. Деятельность в рамках отдельных мероприятий не конкретизирована:
— в рамках мероприятия 10 предполагается «проведение мероприятий по оптимизации структуры и штатной численности…», при этом отсутствуют уточнения, что является мероприятием  (подготовка и утверждение МПА об изменении штатного расписания или утверждении нового,  пересмотр должностных обязанностей либо какие-то иные действия);
— в рамках мероприятия 14 планируется «деятельность по соблюдению запретов…», содержание которой не пояснено (проведение проверок, проведение служебных совещаний или что-либо иное)        и т.д.
4. Неоднозначно соотношение мероприятий 8 и 8.1:
— если анализ работы с кадровым резервом является частью мероприятий в составе мероприятия 8, то целесообразно уточнить формулировку мероприятия 8 (перечислить предполагаемые виды деятельности) и установить для их оценки 3 показателя результативности, исключив мероприятие 8.1;
— если содержание мероприятия 8.1 не имеет отношения к деятельности в рамках мероприятия 8, то необходимо уточнение нумерации.
При этом в любом случае деятельность в составе мероприятия 8 необходимо конкретизировать.
5. Таблица приложения не содержит показателей результата достижения цели.
Раздел 9 «Механизм реализации ДЦП, система организации контроля за исполнением ДЦП» п.5.13 статьи 5,  статья 10, п.11.1,11.2,11.3 статьи 11 1.Наличие описания порядка координации деятельности администратора, соадминистраторов ДЦП.
2.Наличие системы организации контроля за исполнением ДЦП, с разграничением ответственности куратора, администратора, соадминистраторов в соответствии со статьёй 10 Порядка.
3.п.10.2 статьи 10 — ответственность за соблюдение сроков и качество подготовки отчётности.
4.п.11.1-11.3 статьи 11 — требования к отчётности.
1.  Не установлена ответственность за достижение ожидаемых результатов реализации ДЦП.