МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
ДУМА ГОРОДА СУРГУТА
РЕШЕНИЕ
Принято на заседании Думы 22 мая 2014 года
№ 506-V ДГ
Об отчёте Контрольно-счётной палаты города Сургута за 2013 год
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в редакции от 04.03.2014), рассмотрев представленный Контрольно-счётной палатой города отчёт за 2013 год, Дума города РЕШИЛА:
Принять к сведению отчёт Контрольно-счётной палаты города Сургута за 2013 год согласно приложению.
Председатель Думы города С.А. Бондаренко
«23» мая 2014 г.
Приложение
к решению Думы города
от 23.05.2014 № 506-V ДГ
ОТЧЁТ
Контрольно-счётной палаты города Сургута за 2013 год
Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Сургута (далее – Контрольно-счётная палата) за 2013 год подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), Положением о Контрольно-счётной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (далее – Положение о Контрольно-счётной палате).
Глава 1. Задачи и функции Контрольно-счётной палаты
Контрольно-счётная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Основные задачи Контрольно-счётной палаты в отчётном периоде заключались в контроле за исполнением бюджета городского округа город Сургут (далее – местный бюджет, бюджет города), а также за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении, в проверке законности и результативности использования средств местного бюджета и муниципальной собственности. Деятельность Контрольно-счётной палаты направлена на предотвращение и предупреждение выявляемых нарушений в финансовой и имущественной сферах.
Глава 2. Основные направления деятельности
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона № 6-ФЗ, статьёй 10 Положения о Контрольно-счётной палате внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В числе основных задач, на решении которых были сконцентрированы внимание и усилия Контрольно-счётной палаты в 2013 году, – обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета города, контроль в сферах жилищно-коммунального хозяйства и размещения муниципального заказа.
В отчётном периоде контрольные мероприятия осуществлялись в Администрации города и её структурных подразделениях, а также
3
в учреждениях и организациях, получивших средства бюджета города или использующих имущество, находящееся в муниципальной собственности.
Глава 3. Основные итоги работы Контрольно-счётной палаты в 2013 году
Контрольно-счётной палатой в 2013 году проведено:
1) 10 контрольных мероприятий в соответствии с утверждённым планом работы на 2013 год (с учётом внесённых изменений), в том числе 3 – совместно с прокуратурой города Сургута (далее – прокуратурой города);
2) 4 контрольных мероприятия, утверждённых в плане работы на 2012 год (в том числе 1 – совместно с прокуратурой города), начатых в 2012 году и перешедших на 2013 год в связи с большим объёмом информации, документов и материалов, требующих детального изучения в ходе проведения проверок. Переходящие 4 проверки вошли в количество контрольных мероприятий 2012 года (см. таблицу 1), но их результаты не учтены в отчёте Контрольно-счётной палаты за 2012 год, в связи с чем подлежат отражению в настоящем отчёте;
3) 236 экспертно-аналитических мероприятий;
4) 2 проверки, проведённые по заданию прокуратуры города.
Основные показатели, характеризующие деятельность Контрольно-счётной палаты за 2011 – 2013 годы, приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п
|
Показатели |
В том числе по годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
1. |
Штатная численность, утверждённая/факт |
20/18 |
24/22 |
24/22 |
2. |
Количество структурных подразделений |
5 |
4 |
4 |
3. |
Количество сотрудников, участвующих в проведении контрольных и экспертноаналитических мероприятий |
16 |
20 |
20 |
4. |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий |
103 |
138 |
236 |
5. |
Проведено контрольных мероприятий без учёта проверок, проведённых по заданию
прокуратуры города |
32 |
29 |
10 |
6. |
Объём средств, охваченных проверками (тыс. рублей), в том числе: |
20 622 083,6 |
23 463 936,9 |
35 770 816,7 |
|
объём средств, проверенных в рамках контрольных мероприятий, без учёта внешних проверок годовых отчётов об исполнении бюджета (тыс. рублей) |
4 296 049,6 |
4 599 509,9 |
16 149 277,9 |
7. |
Количество направленных представлений и предписаний |
24 |
27 |
12 |
Объём средств, охваченных проверками в 2013 году, составил 35 770 816,7 тыс. рублей, в том числе:
в рамках проверки отчёта об исполнении бюджета за 2012 год – 19 621 538,8 тыс. рублей (расходная часть бюджета города за 2012 год);
бюджетных средств, охваченных контрольными мероприятиями в 2013 году, – 1 987 764,9 тыс. рублей;
внебюджетных средств (фонд обязательного медицинского страхования), охваченных в рамках контрольных мероприятий по соблюдению Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), – 56 303,7 тыс. рублей;
иных, охваченных контрольными мероприятиями средств, – 14 105 209,3 тыс. рублей, в том числе доходов от предпринимательской деятельности бюджетных и автономных учреждений, охваченных в рамках контрольных мероприятий по соблюдению Федерального закона № 94-ФЗ, а также собственных средств муниципальных унитарных предприятий в рамках проверок реализации муниципальных программ в сфере коммунального хозяйства, финансирование которых осуществляется из нескольких источников, и другое.
Объём охваченных контрольными мероприятиями средств не учитывает балансовую стоимость объектов основных средств, бухгалтерский учёт которых проверен, так как формирование их стоимости не входило в вопросы контрольных мероприятий. Балансовая стоимость такого имущества составила 9 929 755,7 тыс. рублей.
Кроме того, в объём средств, охваченных контрольными мероприятиями, не включены средства, проверенные в рамках проверок прокуратуры города с привлечением инспекторов Контрольно-счётной палаты, в сумме 59 260,8 тыс. рублей.
Объём выявленных в 2013 году нарушений и недостатков различного вида, в том числе связанных с неправомерным (нормативно необоснованным) использованием бюджетных средств, нарушением порядка управления и распоряжения имуществом, порядков предоставления субсидий, упущенной возможностью пополнения бюджета, неэффективным использованием бюджетных средств и другое, составил в сумме 677 715,4 тыс. рублей.
Из них выявлено:
по результатам внешней проверки годового отчёта «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2012 год» – 291 681,2 тыс. рублей;
по результатам проверок использования средств местного бюджета и использования муниципального имущества за различные проверяемые периоды – 386 034,2 тыс. рублей.
В общем объёме выявленных в 2013 году нарушений и недостатков основная доля (36,3 %) приходится на неправомерное (нормативно необоснованное) использование бюджетных средств – 246 072,6 тыс. рублей. Из них наибольшая сумма 229 018,7 тыс. рублей – предоставление Сургутскому городскому муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Северное» (далее – СГМУСП «Северное») субсидий на возмещение затрат по производству и реализации сельскохозяйственной продукции с нарушением условий, предусмотренных утверждёнными на региональном и муниципальном уровнях порядками по субсидиям.
Данные нарушения по предприятию возникли вследствие следующих причин:
сельхозпроизводителем (СГМУСП «Северное») предоставлялась недостоверная информация об отсутствии просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные государственные фонды с января 2011 года по апрель 2013 года, а также об объёмах реализованной сельхозпродукции, изготовленной из собственного сырья;
отсутствовали оформленные в соответствии с требованиями законодательства документы, подтверждающие качество отдельных видов производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции;
в конце 2010 года не был осуществлён возврат субсидии, неиспользованной в течение календарного года;
в отсутствие нормативного закрепления на муниципальном уровне возможности предоставления сельхозпроизводителям субсидии в форме авансовых платежей в 2013 году департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города произведена предоплата.
Из общей суммы нарушений и недостатков в 2013 году:
1) на сумму 644 078,1 тыс. рублей выявлены нарушения, устранение которых впоследствии не предполагает возмещение в бюджет города;
2) на сумму 33 637,3 тыс. рублей выявлены нарушения, по которым условно возможно восстановление в бюджет города, из них возмещено в 2013 году – 19 448,4 тыс. рублей или почти 58 %, в том числе:
19 395,8 тыс. рублей – возврат в бюджет города возмещённого налога на добавленную стоимость, предоставленного в составе субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры и содержанию линий уличного освещения (Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети» – 12 180,7 тыс. рублей, Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Тепловик» (далее – СГМУП «Тепловик») – 1 715,1 тыс. рублей, Сургутское городское муниципальное унитарное энергетическое предприятие «Горсвет» – 5 500,0 тыс. рублей);
52,6 тыс. рублей – муниципальным казённым учреждением «Дирекция эксплуатации административных зданий и инженерных систем» восстановлены субвенции из федерального бюджета в местный бюджет в целях устранения нарушений статей 84, 86 Бюджетного кодекса Российской федерации (далее – БК РФ) в связи с неправильным учётом долей площадей, занимаемых муниципальным бюджетным учреждением «Дворец торжеств» и управлением записи актов гражданского состояния Администрации города.
Кроме того, по результатам контрольных мероприятий, проведённых в предшествующих периодах, возмещено в бюджет в 2013 году – 7 333,0 тыс. рублей, из них:
4 000,0 тыс. рублей – необоснованно предъявленные ООО «Автоэкспресс» к возмещению расходы в рамках субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам;
3 333,0 тыс. рублей – необоснованно (в нарушение целей предоставления субсидии) полученные СГМУП «Тепловик» бюджетные средства за расчётные (плановые), а не фактические объёмы услуг по подвозу воды.
Всего по результатам контрольной деятельности возвращено в бюджет города в 2013 году – 26 781,4 тыс. рублей.
Кроме того, по результатам контрольных мероприятий проверяемыми объектами устранено нарушений на сумму 52 572,49 тыс. рублей.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в адрес Главы города, в Думу города и в прокуратуру города направлены 250 заключений и отчётов с приложенными актами.
По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой направлено 10 представлений и 2 предписания, одно из которых снято с контроля в связи с его исполнением.
В соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона № 94-ФЗ по результатам контрольных мероприятий направлены информация и материалы, указывающие на наличие признаков административных правонарушений по 32 случаям, в том числе:
по 6 нарушениям – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, – Службу контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
по 26 нарушениям – в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, – Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
Согласно представленной данными органами информации, по результатам рассмотрения предложений Контрольно-счётной палаты привлечено к дисциплинарной ответственности 4 человека. По 16 случаям к административной ответственности привлечено 9 человек, в отношении 7 лиц применены меры материального наказания, выразившиеся в уменьшении размера ежемесячного денежного поощрения.
Одним из важных аспектов деятельности Контрольно-счётной палаты в 2013 году является конструктивная работа с Администрацией города по оптимизации размеров субсидий на возмещение затрат, предоставляемых в рамках статьи 78 БК РФ. В результате объём бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в проекте бюджета на 2014 год уже не учитывал сумму НДС в размере 17 848,6 тыс. рублей. Высвободившиеся средства были направлены на увеличение объёмов работ.
Информация об объёмах субсидий, из состава которых на 2014 год исключен НДС, представлена в таблице 2.
Таблица 2
(руб.)
№ п/п |
Наименование субсидии |
Объём бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в соответствии с решением Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ |
Размер НДС, исключённый из состава субсидий на 2014 год |
1. |
Субсидия на возмещение затрат по содержанию сетей газоснабжения
и газового оборудования |
3 632 719,0 |
653 889,0 |
2. |
Субсидия на возмещение затрат по отлову и содержанию безнадзорных животных |
8 962 414,0 |
1 613 235,0 |
3. |
Субсидия на возмещение затрат по сносу домов и строений |
12 138 487,0 |
2 184 928,0 |
4. |
Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов |
5 743 222,0 |
1 033 780,0 |
5. |
Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по содержанию линий уличного освещения |
129 304 804,7 |
12 362 780,0 |
Итого |
159 781 646,7 |
17 848 612,0 |
Глава 4. Контроль формирования и исполнения бюджета городского округа город Сургут
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённым решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (далее – Положение о бюджетном процессе), Контрольно-счётная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями.
Контрольно-счётная палата проводит экспертизу проекта бюджета города и проектов решений Думы города о внесении изменений в бюджет города, осуществляет внешнюю проверку бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств и внешнюю проверку годового отчёта об исполнении бюджета города, по результатам которых подготавливает заключения.
Контрольно-счётная палата как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджета города.
В рамках предварительного контроля проведена экспертиза проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2014
8
год и плановый период 2015 – 2016 годов» (далее – проект бюджета). В ходе экспертизы проанализирована реалистичность бюджетных назначений по доходным источникам и по основным разделам классификации расходов, а также по главным распорядителям бюджетных средств, проверено наличие и состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей бюджета, проанализированы предварительные итоги социально-экономического развития города за 9 месяцев 2013 года и ожидаемое исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в 2013 году. В период подготовки заключения на проект бюджета выполнены экспертизы проектов 32 муниципальных программ.
В рамках текущего контроля подготовлено 4 заключения на проекты решений Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 25. 12.2012 № 273-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2013 год и плановый период 2014 – 2015 годов» (далее – проекты решений). При проведении экспертизы проектов решений и представленных материалов на соответствие БК РФ, Положению о бюджетном процессе дополнительно рассмотрены экономические обоснования, подтверждающие целесообразность внесения изменений в бюджет города.
В рамках внешней проверки отчёта об исполнении бюджета города за 2012 год, обязательность осуществления которой закреплена нормами статьи 264.4 БК РФ, проведена в том числе проверка бюджетной отчётности 9 главных распорядителей бюджетных средств, утверждённых решением о бюджете города.
Глава 5. Характерные нарушения, выявленные Контрольно-счётной палатой при проведении проверок в 2013 году
В 2013 году Контрольно-счётной палатой при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля выявлены следующие виды основных нарушений и недостатков:
1) неэффективное использование бюджетных средств вследствие увеличения размера субсидий на возмещение затрат на сумму НДС;
2) упущенная возможность пополнения местного бюджета:
отсутствие или несвоевременное проведение претензионной работы в рамках исполнения муниципальных контрактов или гражданско-правовых договоров;
отсутствие надлежащего контроля со стороны собственника за использованием земельных участков, при отсутствии у предприятий правоустанавливающих документов земельные участки передаются в аренду третьим лицам, не заключаются новые договоры субаренды на фактически используемые участки по истечении срока действия предыдущих договоров;
бездействие заказчика в части взыскания в бюджет денежных средств, являющихся обеспечением исполнения обязательств по муниципальным контрактам, гражданско-правовым договорам, в случае их неисполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
3) несоблюдение порядка (условий) предоставления и использования средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидий;
4) отсутствие в муниципальных правовых актах, регламентирующих порядок предоставления и использования субсидий (в редакциях, действующих в проверяемом периоде), требований о возврате бюджетных средств в случае несоблюдения условий их предоставления или предоставления получателями субсидии недостоверной информации. Например, в Порядке предоставления субсидии на возмещение затрат по производству и реализации продукции животноводства и растениеводства, утверждённом постановлением Администрации города от 16.02.2010 № 587 (период действия с 01.01.2010 по 31.12.2012);
5) нарушение бухгалтерского учёта и отчётности:
несвоевременное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учёте;
отсутствие первичных документов либо их некорректное заполнение (отсутствие реквизитов);
6) нарушение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности:
несвоевременное закрепление муниципального имущества в хозяйственное ведение;
несвоевременное и ненадлежащее оформление государственной регистрации на право собственности;
несоответствие данных о стоимости и количестве имущества:
а) отражённого в реестре муниципального имущества;
б) закреплённого за предприятиями на праве хозяйственного ведения;
в) фактически используемого предприятиями в хозяйственной деятельности и подлежащего закреплению;
отсутствие согласования собственника на передачу имущества (в том числе земельных участков) в аренду, в субаренду;
неэффективное использование муниципального имущества.
7) нарушения в сфере размещения муниципального заказа:
утверждение документации о торгах и запросов котировок, не соответствующих требованиям Федерального закона № 94-ФЗ;
заключение муниципальных контрактов по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме с изменением объявленных условий торгов (предоставление ненадлежащего обеспечения контракта, установление дополнительных требований и ограничений, например, о наличии лицензии на выполнение работ);
несоблюдение порядка заключения контракта (заполнение ведомостей на выполнение работ не в полном объёме (без указания стоимости за единицу услуги и объёмов в количественном выражении), отсутствие лицензии у исполнителя или субподрядчика);
несоблюдение срока направления сведений о заключении, об исполнении (о прекращении действия) контракта либо непредставление сведений о принятых заказчиком решениях о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в Федеральное казначейство для размещения в реестре государственных и муниципальных контрактов на официальном сайте Российской Федерации;
принятие заказчиком решения о способе размещения заказа с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов, в том числе при размещении заказов у единственного поставщика в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ.
Глава 6. Судебные разбирательства
В течение 2013 года представители Контрольно-счётной палаты принимали участие в судебных заседаниях Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Арбитражный суд) по 8 исковым заявлениям СГМУП «Тепловик» к Администрации города, в том числе по 6 судебным делам – в качестве третьего лица, по 2 – в качестве ответчика.
Причиной возникновения судебных дел явился вопрос о правомерности включения амортизационных отчислений по объектам газоснабжения в расчёт субсидий на возмещение затрат из средств местного бюджета.
По 6 судебным делам Арбитражным судом вынесены определения о прекращении производства по делу либо об оставлении исковых заявлений без рассмотрений по процессуальным основаниям в связи с отказом от иска или несоблюдением СГМУП «Тепловик» досудебного порядка урегулирования спора.
В качестве ответчика представители Контрольно-счётной палаты города принимали участие в следующих судебных делах: 1) в 4-м квартале 2013 года состоялось рассмотрение дела № А75-7893/2013 об оспаривании заключения от 22.04.2011 № 37 по результатам совместной проверки контрольно-ревизионным управлением Администрации города и прокуратурой города. Судом указано, что заключение от 22.04.2011 № 37 носит информационно-рекомендательный характер, не является ненормативным правовым актом и не может быть обжаловано в Арбитражном суде. Заключение не нарушает законные права и обязанности предприятия (СГМУП «Тепловик»). Определением Арбитражного суда от 27.11.2013 производство по указанному делу прекращено по процессуальным основаниям. Данный судебный акт в апелляционной инстанции не обжаловался.
2) СГМУП «Тепловик» к Контрольно-счётной палате по делу № А75-9422/2013 о признании незаконными действия Контрольно-счётной палаты, на основании которых было вынесено заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 29.12.2011 № 127-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов» от 16.10.2012 № 03-10-102. По данному делу представители Контрольно-счётной палаты города трижды участвовали в судебных разбирательствах с предоставлением дополнительных доказательств и документов.
Решением Арбитражного суда от 11.02.2014 в удовлетворении исковых требований СГМУП «Тепловик» отказано в полном объёме. Арбитражный суд указал, что подготовленное по результатам проведения экспертизы заключение Контрольно-счётной палаты города не устанавливает, не изменяет и не отменяет права и обязанности предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает права и законные интересы СГМУП «Тепловик». Заключение не содержит каких-либо требований, возлагающих на предприятие не предусмотренные законом обязанности.
Судом действия Контрольно-счётной палаты признаны законными и обоснованными. Данный судебный акт в апелляционной инстанции не обжаловался.
Глава 7. Экспертно-аналитическая деятельность
Важным направлением в работе Контрольно-счётной палаты является экспертно-аналитическая деятельность, в рамках которой проводятся экспертизы (в том числе финансовые) поступивших проектов решений Думы города, проектов распоряжений и постановлений Главы города и Администрации города, а также отдельные экспертно-аналитические мероприятия.
В 2013 году Контрольно-счётной палатой проведено 236 экспертно-аналитических мероприятий, из них:
1) 229 экспертиз муниципальных правовых актов, в том числе:
1 проекта решения Думы города о бюджете города;
4 проектов решений Думы города о внесении изменений в утверждённый бюджет города;
14 проектов решений Думы города по вопросам бюджетного процесса в городе Сургуте;
48 проектов решений Думы города, затрагивающих вопросы управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
18 проектов решений Думы города по вопросам, предусматривающим расходы, покрываемые за счёт средств местного бюджета;
33 проектов постановлений Администрации города по долгосрочным целевым программам;
79 проектов постановлений Администрации города по ведомственным целевым программам;
32 проектов постановлений Администрации города по муниципальным программам.
2) 4 мониторинга реализации приоритетных национальных проектов в сферах: образование, современное здравоохранение, доступное и комфортное жилье, развитие агропромышленного комплекса. Результаты мониторингов рассмотрены на заседаниях рабочей группы по контролю за ходом реализации на территории города приоритетных национальных проектов;
3) 3 тематических экспертно-аналитических мероприятия:
«Анализ отдельных статей расходов органов местного самоуправления за 2012 год»;
«Проверка и анализ эффективности использования средств местного бюджета на капитальное строительство объектов города Сургута, за период с 01.01.2008 по 31.12.2012»;
«Анализ расходов по отдельным направлениям деятельности департамента образования и подведомственных ему муниципальных учреждений в 2012 году и 9 месяцах 2013 года».
В порядке реализации экспертно-аналитических мероприятий были подготовлены соответствующие заключения (отчёты), которые направлены в адрес Главы города, Думы города, прокуратуры города.
По проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям подготовлено 583 предложения, из которых принято 296 или 51 % от общего количества направленных предложений. В том числе по проведённым экспертизам проектов муниципальных правовых актов подготовлено 556 предложений, из которых Администрацией города при принятии муниципальных правовых актов учтено 289 или 52 %.
Кроме того, проведены экспертизы и согласования 26 проектов постановлений и распоряжений Главы города, по результатам которых подготовлено 18 предложений, из них Администрацией города принято 12 предложений.
Согласно распоряжению Председателя Контрольно-счётной палаты от 26.09.2012 № 03-06-48/1 утверждён Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов Контрольно-счётной палаты города. В отчётном периоде проведены антикоррупционные экспертизы в отношении 4 проектов нормативных правовых актов – коррупциогенные факторы не выявлены.
Глава 8. Обеспечение деятельности Контрольно-счётной палаты
§1. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти, правоохранительными и надзорными органами
В отчётном периоде продолжалось взаимодействие Контрольно-счётной палаты с федеральными органами исполнительной власти,правоохранительными и другими органами. Взаимодействие Контрольно-счётной палаты с указанными органами строится на основе взаимных соглашений.
В соответствии со статьёй 21 Положения о Контрольно-счётной палате в 2013 году заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с Отделом экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сургуту, Межрайонным отделом № 2 Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
На основании заключённых соглашений Контрольно-счётной палатой проводятся совместные контрольные мероприятия с правоохранительными и иными государственными органами, что повышает эффективность контрольных мероприятий.
В 2013 году на основании соглашения о взаимодействии Контрольно-счётной палатой совместно с прокуратурой города было проведено 6 контрольных мероприятий, в том числе 2 проверки по заданию прокуратуры города. В соответствии с соглашением о взаимодействии в адрес прокуратуры города направлено 250 материалов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Председатель, иные должностные лица Контрольно-счётной палаты принимали участие в заседаниях Думы города, её комитетов, иных координационных, консультационных заседаниях комиссий и иных совещательных органов при Главе города и в Администрации города.
§2. Взаимодействие с контрольно-счётными органами Российской Федерации
В целях укрепления и развития единой системы внешнего финансового контроля, в соответствии со статьёй 18 Федерального закона № 6-ФЗ и статьёй 21 Положения о Контрольно-счётной палате осуществляется взаимодействие Контрольно-счётной палаты с контрольно-счётными органами других муниципальных образований, Счётной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Счётной палатой Российской Федерации в виде двустороннего и многостороннего сотрудничества.
Двустороннее взаимодействие осуществляется в соответствии с подписанным соглашением о сотрудничестве между Контрольно-счётной палатой и Счётной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, что способствует организации и проведению совместных или аналогичных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, совершенствованию методического обеспечения деятельности Контрольно-счётной палаты и повышению квалификации сотрудников.
Многостороннее сотрудничество осуществляется в рамках деятельности Союза муниципальных контрольно-счётных органов Российской Федерации (далее – Союз МКСО). На основании решения Президиума Союза МКСО от 27.09.2010, Контрольно-счётная палата является членом Союза МКСО (свидетельство от 27.09.2010 № 285). Работа в рамках Союза МКСО позволяет Контрольно-счётной палате и контрольно-счётным органам Российской Федерации обобщать накопленный опыт и координировать совместные усилия по развитию и совершенствованию внешнего муниципального финансового контроля.
В отчётном периоде Союзом МКСО основное внимание было уделено анализу правоприменительной практики Федерального закона № 6-ФЗ, организации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, совершенствованию методологического обеспечения деятельности контрольно-счётных органов Российской Федерации, оказанию практической помощи по повышению квалификации их руководителей и сотрудников.
Отдельные вопросы организации взаимодействия между муниципальными контрольно-счётными органами рассматривались на Общем собрании Союза МКСО, проходившем в мае 2013 года в г. Санкт-Петербурге, на заседаниях Совета органов внешнего финансового контроля, проходивших в городах Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Тюмени, в которых принимала участие Председатель Контрольно-счётной палаты.
§3. Информирование общественности
Обеспечение доступа к информации о своей деятельности – одно из направлений работы Контрольно-счётной палаты. На официальном сайте Администрации города в разделе Контрольно-счётная палата размещены планы работы и отчёты о деятельности по годам, информация о проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, информация об антикоррупционной деятельности.
Во исполнение статьи 19 Федерального закона № 6-ФЗ в качестве средства массовой информации разработан и зарегистрирован 26 декабря 2013 года официальный интернет-сайт Контрольно-счётной палаты.
С 2014 года информирование общественности о деятельности Контрольно-счётной палаты осуществляется путём размещения соответствующей информации на сайте http://kspsurgut.ru.
§4. Организационное обеспечение деятельности Контрольно-счётной палаты и работа с обращениями граждан
В рамках организационного обеспечения деятельности Контрольно-счётной палаты были приняты решения Думы города о внесении изменений в Положение о Контрольно-счётной палате от 31.05.2013 № 343-V ДГ, от 20.06.2013 № 352-V ДГ, от 27.12.2013 № 457-V ДГ, о внесении изменений в Положение о Коллегии Контрольно-счётной палаты от 20.06.2013 № 353-V ДГ.
В 2013 году разработан и утверждён Регламент Контрольно-счётной палаты, который определяет:
1) порядок направления запросов о предоставлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, органами, организациями и их должностными лицами, в отношении которых осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль;
2) процедуру размещения в сети Интернет информации о деятельности Контрольно-счётной палаты.
В 2013 году проводилась работа по установке и внедрению прикладных программных комплексов средств автоматизации государственной информационно-аналитической системы контрольно-счётных органов (далее – ГИАС КСО). Указанное оборудование получено от Счётной палаты Российской Федерации, проведены мероприятия по его вводу в эксплуатацию, а также обучению сотрудника Контрольно-счётной палаты для работы с прикладными программными комплексами ГИАС КСО.
В 2013 году на официальном сайте Администрации города в разделе «Контрольно-счётная палата» содержался раздел «Обращения граждан», где был размещён порядок рассмотрения обращений граждан, дни и часы их приёма. С 2014 года размещение соответствующей информации осуществляется на сайте http://kspsurgut.ru.
В 2013 году в Контрольно-счётную палату от Думы города, Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поступило для рассмотрения 2 обращения от граждан. Обращения рассмотрены, в установленном порядке подготовлены и направлены ответы заявителям. Обращения граждан касались инициирования проведения проверок по вопросам, относящимся к деятельности Контрольно-счётной палаты.
§5. Деятельность Коллегии Контрольно-счётной палаты
В соответствии с Положением о Коллегии Контрольно-счётной палаты города Сургута, утверждённым решением Думы города от 29.11.2012 № 270-V ДГ (в редакции от 20.06.2013 № 353-V ДГ), на заседаниях Коллегии Контрольно-счётной палаты в 2013 году рассматривались следующие вопросы:
1) проекты планов работы Контрольно-счётной палаты, вносимых в них изменений;
2) проекты стандартов внешнего муниципального финансового контроля;
3) проект годового отчёта о деятельности Контрольно-счётной палаты;
4) проекты отчётов о проведении контрольных мероприятий;
5) проекты представлений и предписаний Контрольно-счётной палаты;
6) проекты программ проведения контрольных мероприятий в соответствии с планом работы и другое.
В 2013 году состоялось 13 заседаний Коллегии. Информация о повестке заседаний направлялась в Думу города и Главе города. При рассмотрении отдельных вопросов в заседаниях Коллегии принимали участие представители Думы города, Администрации города.
§6. Кадровое обеспечение Контрольно-счётной палаты и её деятельность по противодействию коррупции
В 2013 году в рамках утверждённой структуры происходило движение кадров, необходимое для замещения должностей муниципальной службы Контрольно-счётной палаты. Принято 2 человека, уволено 3 человека, из них по собственному желанию – 1, в связи с переводом на другую работу – 1, в связи с сокращением штата – 1.
Штатная численность составляет 24 единицы, замещено – 22.
К претендентам на замещение вакантных должностей предъявляются высокие квалификационные требования к уровню образования, опыту работы и профессиональным навыкам. Все муниципальные служащие Контрольно-счётной палаты имеют высшее профессиональное образование, соответствующее специфике и направлениям деятельности.
Сформирован кадровый резерв на замещение 3 должностей главной группы из числа специалистов Контрольно-счётной палаты. Проводится работа с лицами, включёнными в кадровый резерв.
Большое внимание уделяется повышению квалификации работников. В 2013 году сотрудники Контрольно-счётной палаты 10 раз направлялись на обучение по программам повышения квалификации, в том числе 3 раза – по квоте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за счёт средств окружного бюджета, 7 раз – за счёт средств местного бюджета. Обучение проходило в учебно-образовательных центрах в городах Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Сургуте. Программы повышения квалификации сотрудников подбирались с учётом полномочий и специфики деятельности Контрольно-счётной палаты как органа внешнего финансового контроля. В рамках реализации плана по противодействию коррупции в 2013 году проведены мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе:
1) проверка сведений, указанных в справках о доходах муниципальных служащих, на предмет отсутствия нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции; 2) сведения о доходах сотрудников Контрольно-счётной палаты и членов их семей, предоставленные в 2013 году, размещены на официальном сайте Администрации города на странице Контрольно-счётной палаты в разделе «Антикоррупционная деятельность»; 3) в течение всего года проводилась работа по разъяснению муниципальным служащим Контрольно-счётной палаты требований антикоррупционного законодательства по следующим вопросам: необходимости уведомления работодателя при возникновении конфликта интересов, о фактах обращения к муниципальным служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; обсуждения практики применения антикоррупционного законодательства с муниципальными служащими Контрольно-счётной палаты; 4) проводились консультации по вопросам противодействия коррупции для вновь принятых на муниципальную службу и для лиц, увольняющихся с муниципальной службы; 5) разработаны, утверждены и размещены на официальном сайте рекомендации по антикоррупционному поведению муниципальных служащих Контрольно-счётной палаты; 6) информация о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Контрольно-счётной палате за 2013 год рассматривалась на заседании межведомственного Совета по противодействию коррупции при Главе города. Данная информация размещена на официальном сайте Контрольно-счётной палаты в разделе «Антикоррупционная деятельность».
Актов прокурорского реагирования, жалоб, сообщений граждан и организаций о случаях нарушений требований к служебному поведению и наличии конфликта интересов в отношении муниципальных служащих Контрольно-счётной палаты в 2013 году не поступало.
§7. Стандартизация деятельности Контрольно-счётной палаты
В отчётном году Контрольно-счётной палатой проведена значительная работа по реализации норм Федерального закона № 6-ФЗ в части стандартизации деятельности Контрольно-счётной палаты города и совершенствования методического обеспечения.
В 2012 году Счётной палатой Российской Федерации утверждены общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля. На их основе в течение 2013 года Контрольно-счётной палатой были разработаны и утверждены 4 Стандарта муниципального финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия», «Экспертиза проекта бюджета города Сургута на очередной финансовый год и плановый период», «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», «Экспертиза проектов муниципальных правовых актов города Сургута». Кроме того, внесены актуальные изменения в Стандарт муниципального финансового контроля «Проведение контрольного мероприятия», утверждённый в 2012 году. Работа по стандартизации деятельности Контрольно-счётной палаты продолжается.
§8. Выводы и предложения
Контрольно-счётной палатой в 2013 году проведено 236 экспертно-аналитических мероприятий, 14 контрольных мероприятий, в том числе 4 – переходящие с 2012 года. Кроме того, 2 проверки проведены по заданию прокуратуры города.
Всего проверен объём средств на общую сумму 35 770 816,7 тыс. рублей, в том числе в рамках внешней проверки годового отчёта «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2012 год» – 19 621 538,8 тыс. рублей.
Кроме того, объём средств, охваченных в рамках проверок прокуратуры города с привлечением инспекторов Контрольно-счётной палаты, – 59 260,8 тысяч рублей.
Общий объём выявленных в 2013 году нарушений и недостатков составил в сумме 677 715,4 тыс. рублей, в том числе нарушения, устранение которых впоследствии не предполагает возмещение в бюджет города составили 644 078,1 тыс. рублей, условно возможно к возмещению в бюджет города – 33 637,3 тыс. рублей, из которых уже возмещено в 2013 году – 19 448,4 тыс. рублей или почти 58 %.
Кроме того, по результатам контрольных мероприятий, проведённых в предшествующих периодах, возмещено в бюджет в 2013 году – 7 333,0 тыс. рублей.
Всего по результатам контрольной деятельности возвращено в бюджет города в 2013 году – 26 781,4 тыс. рублей.
Кроме того, по результатам проведения контрольных мероприятий в 2013 году устранено проверяемыми объектами нарушений и недостатков на сумму 52 572,5 тыс. рублей.
По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой направлено 10 представлений и 2 предписания, одно из которых снято с контроля в связи с его исполнением.
Согласно представленной информации по результатам рассмотрения предложений Контрольно-счётной палаты привлечено к дисциплинарной ответственности 4 человека. По 16 случаям к административной ответственности привлечено 9 человек, в отношении 7 лиц применены меры материального наказания, выразившиеся в уменьшении размера ежемесячного денежного поощрения.
По проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям подготовлено 583 предложения, из которых принято 296 или 51 % от общего количества направленных предложений. В том числе по проведённым экспертизам проектов муниципальных правовых актов подготовлено 556 предложений, из которых учтено Администрацией города при принятии муниципальных правовых актов – 289 или 52 %.
Кроме того, проведены экспертизы и согласования 26 проектов постановлений и распоряжений Главы города, по результатам которых подготовлено 18 предложений, из них принято 12 предложений.
Контрольно-счётная палата систематически анализирует итоги проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, контролирует выполнение направленных по результатам проверок предложений, принимает участие в судебных разбирательствах. Судебными органами действия Контрольно-счётной палаты признаны законными и обоснованными.
В 2013 году в результате конструктивной работы с Администрацией города по оптимизации размеров предоставляемых субсидий на возмещение затрат в рамках статьи 78 БК РФ, объём бюджетных ассигнований на данные цели в 2014 году уменьшен на сумму НДС в размере 17 848,612 тыс. рублей. Высвободившиеся средства были направлены на увеличение объёмов работ.
В результате совместной работы и обсуждения с Администрацией города вопросов совершенствования бюджетного процесса, предложения Контрольно-счётной палаты нашли отражение в 2 проектах решений Думы города о внесении изменений в Положение о бюджетном процессе.
В отчётном периоде осуществлялось взаимодействие Контрольно-счётной палаты с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными и другими органами на основе взаимных соглашений.
Приоритетными направлениями деятельности, как и в предыдущие периоды, являются концентрация внимания на анализе результативности использования бюджетных средств и муниципальной собственности, а также контроль исполнения представлений и предписаний об устранении выявленных нарушений и недостатков, направленных в адрес руководителей проверяемых объектов.