МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов»
«13» сентября 2024 г.
№ КСП-01-17-47
1. Общие положения
Контрольно-счетная палата города на основании статей 157, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации[1], статей 6, 11 Положения о бюджетном процессе в городском округе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, утвержденного решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (далее – Положение о бюджетном процессе), статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007
№ 170-IV ДГ, рассмотрела проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов» (далее – проект решения), который в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Положения о бюджетном процессе направлен Думой города[2] в Контрольно-счетную палату города для проведения экспертизы.
Одновременно с проектом решения представлены документы и материалы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Положения о бюджетном процессе, в которых содержится информация об изменениях параметров бюджета города[3], отдельных частей решения Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов» (далее – решение Думы города № 485-VII ДГ, действующее решение о бюджете) и приложений к нему.
В ходе экспертизы проект решения и представленные материалы рассмотрены на соответствие Бюджетному кодексу РФ, Положению о бюджетном процессе и иным правовым актам.
Выводы и предложения по результатам настоящей экспертизы сформированы Контрольно-счетной палатой города на основании представленных документов и информации, в том числе находящихся в открытом доступе на официальном портале Администрации города (http://admsurgut.ru), в справочных правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант», иных официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
2. Анализ проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период
2025 — 2026 годов»
Информация об изменении характеристик бюджета города на 2024-2026 годы, составленная на основании проекта решения, представлена в таблице 1.
Проектом решения на 2024 год предлагается:
— утвердить доходы бюджета в сумме 42 930 903,1 тыс. рублей[4], что больше на (+) 1 553 124,9 тыс. рублей или на (+) 3,75% по сравнению с действующим решением о бюджете;
— увеличить расходы бюджета на (+) 1 264 768,6 тыс. рублей и утвердить бюджетные ассигнования в сумме 45 344 390,8 тыс. рублей;
— сократить размер дефицита бюджета города на сумму
(-) 288 356,3 тыс. рублей.
таблица 1
Изменение характеристик бюджета города Сургута на 2024-2026 годы
(рублей)
Характеристики бюджета | Решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ (в редакции от 03.09.2024) | Проект решения | Отклонение | Отклонение | |
сумма (гр.3 — гр.2) | % (гр.4 / гр.2 * 100) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2024 год | |||||
Доходы | 41 377 778,2 | 42 930 903,1 | +1 553 124,9 | +3,75% | |
Расходы, из них: | 44 079 622,2 | 45 344 390,8 | +1 264 768,6 | +2,87% | |
Дефицит (-) | -2 701 844,0 | -2 413 487,7 | +288 356,3 | -10,67% | |
Верхний предел муниципального долга на 01.01.2025 | 2 480 585,1 | 2 480 585,1 | 0,0 | 0,00% | |
2025 год | |||||
Доходы | 39 630 188,0 | 39 630 188,0 | 0,0 | 0,00% | |
Расходы | 41 059 068,3 | 41 059 068,3 | 0,0 | 0,00% | |
Дефицит (-) | -1 428 880,3 | -1 428 880,3 | 0,0 | 0,00% | |
Верхний предел муниципального долга на 01.01.2026 | 3 909 465,4 | 3 909 465,4 | 0,0 | 0,00% | |
2026 год | |||||
Доходы | 38 872 865,0 | 38 872 865,0 | 0,0 | 0,00% | |
Расходы | 40 138 037,3 | 40 138 037,3 | 0,0 | 0,00% | |
Дефицит (-) | -1 265 172,3 | -1 265 172,3 | 0,0 | 0,00% | |
Верхний предел муниципального долга на 01.01.2027 | 5 174 637,8 | 5 174 637,8 | 0,0 | 0,00% |
Изменение параметров бюджета города в 2024-2026 годах, а также верхнего предела муниципального долга по состоянию на 01.01.2025, на 01.01.2026, на 01.01.2027 проектом решения не предусмотрено.
2.1. Информация об изменении бюджетных назначений по доходам бюджета города представлена в таблице 2.
таблица 2
Информация об изменении доходов бюджета города в 2024 году
(тыс. рублей)
№ п/п | Наименование статьи дохода | Решение Думы города от 03.09.2024 № 651-VII ДГ | Проект решения | Отклонение | |
Сумма (гр.3 — гр.2) | % (гр.4 / гр.2 * 100) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Налоговые доходы | 15 385 274,2 | 15 962 968,2 | +577 694,0 | +3,8% |
2. | Неналоговые доходы | 1 172 957,6 | 1 267 627,6 | +94 670,0 | +8,1% |
3. | Дотации | 848 298,0 | 1 027 412,6 | +179 114,6 | +21,1% |
4. | Субсидии | 6 000 446,4 | 6 002 136,9 | +1 690,5 | +0,0% |
5. | Субвенции | 17 485 734,1 | 18 163 699,1 | +677 965,0 | +3,9% |
6. | Иные межбюджетные трансферты | 461 399,1 | 483 389,9 | +21 990,8 | +4,8% |
7. | Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций | 15 668,1 | 15 668,1 | 0,0 | 0,0% |
8. | Прочие безвозмездные поступления | 0,0 | 0,0 | 0,0 | — |
9. | Доходы бюджета от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет | 18 897,8 | 18 897,8 | 0,0 | 0,0% |
10. | Возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | -10 897,1 | -10 897,1 | 0,0 | 0,0% |
Итого | 41 377 778,2 | 42 930 903,1 | 1 553 124,9 | 3,8% |
Проектом решения предлагается увеличить доходы бюджета на 2024 год на общую сумму (+) 1 553 124,9 тыс. рублей, в том числе за счет увеличения:
1) налоговых доходов на (+) 577 694,0 тыс. рублей по причине роста суммы налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исходя из положительной динамики поступлений налога за 8 месяцев 2024 года, обусловленной ростом количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы отдельных налогоплательщиков;
2) неналоговых доходов на (+) 94 670,0 тыс. рублей, из них:
— 50 587,9 тыс. рублей – плата за негативное воздействие на окружающую среду, в основном в связи с фактическим поступлением доходов от СГМУП «Горводоканал» за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
— 44 082,1 тыс. рублей – уточнение доходов от компенсации затрат государства и сумм штрафов, неустоек, пеней, в основном в связи с фактическим поступлением доходов вследствие неисполнения исполнителями условий муниципальных контрактов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений;
3) межбюджетных трансфертов по уведомлениям финансового органа автономного округа на сумму (+) 880 760,9 тыс. рублей, из них:
3.1) увеличение дотаций на (+) 179 114,6 тыс. рублей или на (+) 21,1%, в основном за счет роста на (+) 165 814,6 тыс. рублей дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (дотации направлены на оплату труда отдельных категорий работников в целях достижения установленных автономным округом уровней заработной платы работников культуры, педагогических работников в сфере дополнительного образования детей и на доплату до минимального размера оплаты труда низкооплачиваемой категории работников муниципальных учреждений);
3.2) рост субсидий на (+) 1 690,5 тыс. рублей, в основном направленных на реализацию полномочий в области градостроительной деятельности, на организацию деятельности молодежных трудовых отрядов;
3.3) увеличение субвенций на (+) 677 965,0 тыс. рублей, в основном предоставленных для обеспечения государственных гарантий на получение образования и осуществления переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельных государственных полномочий в области образования на (+) 676 415,7 тыс. рублей;
3.4) рост иных межбюджетных трансфертов на (+) 21 990,8 тыс. рублей, в основном в связи с увеличением на
(+) 20 040,8 тыс. рублей трансфертов за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на возмещение расходов, понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами на размещение и питание граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, а также на территориях субъектов Российской Федерации, на которых введены максимальный и средний уровни реагирования, вынужденно покинувших жилые помещения и находившихся в пунктах временного размещения и питания на территории Российской Федерации.
В связи с изменением объёма межбюджетных трансфертов проектом решения вносятся изменения в часть 5 действующего решения о бюджете, что соответствует положениям бюджетного законодательства.
Кроме того, с целью уточнения доходной части бюджета города на 2024-2026 годы проектом решения предлагается изложить приложение 1 к решению Думы города № 485-VII ДГ в новой редакции.
2.2. Проектом решения предлагается утвердить расходы бюджета на 2024 год в сумме 45 344 390,8 тыс. рублей, что по сравнению с действующим решением о бюджете больше на (+) 1 264 768,6 тыс. рублей или на (+) 2,87%.
Основными статьями увеличения расходов в 2024 году являются:
— 953 817,5 тыс. рублей за счет межбюджетных трансфертов и перемещения средств, зарезервированных в бюджетной росписи департамента финансов Администрации города – оплата труда отдельных категорий работников в целях достижения установленных автономным округом уровней заработной платы работников культуры, педагогических работников в сфере дополнительного образования детей, доплата до минимального размера оплаты труда низкооплачиваемой категории работников муниципальных учреждений;
— 222 843,0 тыс. рублей — изъятие недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях строительства объекта: «Объездная автомобильная дорога г. Сургута (Восточная объездная дорога. 2 очередь). Съезд на Нижневартовское шоссе»;
— 141 381,8 тыс. рублей — расходы на оплату коммунальных услуг муниципальных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города, запланированных при проектировании бюджета в неполном объеме.
По результатам анализа изменения расходов бюджета установлено, что из всей совокупности вносимых изменений в отдельных случаях представлены приказы финансового органа[5], изданные в ходе исполнения бюджета города в 2024 году.
Кроме того, проектом решения предлагается уточнить коды бюджетной классификации, а также внести изменения в расходную часть бюджета путем перемещения бюджетных ассигнований внутри и между главными распорядителями бюджетных средств в 2024-2026 годах без изменения параметров бюджета города.
Также проектом решения предлагается:
- увеличить в 2024 году на (+) 14 016,0 тыс. рублей объём бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, утверждённый частью 12 действующего решения о бюджете, в связи с увеличением количества получателей дополнительных мер социальной поддержки гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы на специальной военной операции, а также членам их семей;
- увеличить в 2024 году на (+) 222 827,3 тыс. рублей объём бюджетных ассигнований дорожного фонда, утверждённый частью 14 решения о бюджете, в основном в связи с ростом расходов на выкуп 4 земельных участков для строительства автомобильной дороги;
- сократить объем расходов на обслуживание муниципального долга на
(-) 296 730,5 тыс. рублей в 2025 году, на (-) 200 514,1 тыс. рублей в 2026 году в связи с уточнением сроков привлечения кредитных ресурсов; - уточнить объём и состав зарезервированных бюджетных ассигнований, утверждённый частью 22 действующего решения о бюджете;
- сократить на (-) 128,6 тыс. рублей объем предоставления в 2024 году грантов в форме субсидий из бюджета города в соответствии со статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ, исходя из поступивших заявок.
C целью уточнения расходной части бюджета города на 2024-2026 годы проектом решения предлагается изложить приложения 3-8 к решению Думы города № 485-VII ДГ в новой редакции.
2.3. В связи с ростом доходов бюджета, превалирующим над увеличением расходов, дефицит бюджета сократится на (-) 288 356,3 тыс. рублей и составит 2 413 487,7 тыс. рублей или 16,4% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Согласно пункту 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ превышение установленного 10% предела ограничений обеспечивается за счёт снижения остатков средств на счетах по учёту средств местного бюджета на сумму 1 044 159,6 тыс. рублей и поступлений от продажи акций в сумме 103 400,8 тыс. рублей.
По сравнению с действующим решением о бюджете объем источников финансирования дефицита бюджета в 2024 году предлагается сократить на
(-) 288 356,3 тыс. рублей в части планируемых сумм поступлений от продажи акций, в том числе:
(-) 290 402,8 тыс. рублей – в связи с переносом срока продажи акций ПАО «Сургутнефтегаз» на 2025 год;
(+) 2 046,5 тыс. рублей – исходя из фактического поступления средств от продажи пакета акций АО «Югорская лизинговая компания».
Отмечаем, что корректировка источников финансирования дефицита бюджета города в части средств от продажи акций ПАО «Сургутнефтегаз» планируется в отсутствие принятого решения Думы города о внесении соответствующих изменений в прогнозный план приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности (проект решения о переносе сроков приватизации внесен в Думу города и будет рассматриваться на предстоящем заседании Думы города 25.09.2024).
Кроме того, поступления от продажи акций ПАО «Сургутнефтегаз» исключаются из источников финансирования дефицита бюджета города в 2024 году, однако не учтены в их составе в 2025 году.
Следует обратить внимание, что методикой прогнозирования поступлений источников финансирования дефицита бюджета ДИЗО[6], являющегося главным администратором этих поступлений, а также Общими требованиями[7] не предусмотрена возможность планирования поступлений от продажи акций в отсутствие принятого решения об их приватизации.
2.4. Проектом решения предлагается внести изменения в программу муниципальных внутренних заимствований городского округа на 2024 год в части сокращения на (-) 1 520 000,0 тыс. рублей объёмов привлечения и погашения кредитов кредитных организаций. Указанные изменения соответствуют положениям статей 106, 110.1 Бюджетного кодекса РФ.
3. Заключительные положения
По результатам экспертизы полагаем, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 20.12.2023 № 485-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2024 год и плановый период 2025 — 2026 годов» может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции с учётом информации, изложенной в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута
В.И. Жуков
[1] Далее по тексту Бюджетный кодекс РФ.
[2] Письма от 05.09.2024 исх. № 18-02-1377/4, от 06.09.2024 № 18-02-1381/4.
[3] Здесь и далее по тексту под «бюджетом», «бюджетом города», «бюджетом города Сургута» понимается бюджет городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
[4] Здесь и далее по тексту информация о характеристиках бюджета в целях облегчения её восприятия представлена в единицах измерения «тыс. рублей».
[5] В ходе настоящей экспертизы проверка правомерности и обоснованности издания приказов финансового органа о внесении изменений в сводную бюджетную роспись не проводилась, поскольку издание приказов осуществлялось при исполнении бюджета городского округа в 2024 году и, следовательно, проверка соответствия действий финансового органа бюджетному законодательству и иным актам, регулирующим бюджетные правоотношения, может быть проведена в рамках отдельных мероприятий, касающихся проверки хода исполнения бюджета городского округа, в том числе при осуществлении контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета.
[6] Приказ ДИЗО от 29.08.2022 № 129 «Об утверждении методики прогнозирования поступлений неналоговых доходов и источников финансирования дефицита бюджета главного администратора доходов и источников финансирования дефицита бюджета департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута».
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 469 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета».