МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«Об условиях приватизации муниципального имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (нежилое здание, расположенное по адресу: г. Сургут, ул. Сибирская, д. 14, с земельным участком)»
«19» февраля 2025 г. № КСП-01-17-2
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведённой экспертизы представленного проекта решения Думы города «Об условиях приватизации муниципального имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (нежилое здание, расположенное по адресу: г. Сургут, ул. Сибирская, д. 14, с земельным участком)» (далее – проект решения).
1. Проектом решения предлагается утвердить условия приватизации муниципального имущества:
1.1. Одноэтажное нежилое здание (назначение: нежилое), расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Сибирская, д. 14, общей площадью 475 кв.м., кадастровый номер 86:10:0101031:243 (далее – Объект, здание). Объект обременён договором аренды муниципального имущества от 16.06.2022 № 14. Срок аренды установлен с 16.06.2022 по 15.06.2027.
1.2. Земельный участок (категория земель: земли населённых пунктов), расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Сибирская, д. 14, микрорайон, 19, общей площадью 1 715 кв.м., кадастровый номер 86:10:0101031:205, вид разрешённого использования: под магазин «Книга» (далее – земельный участок). Земельный участок обременён договором аренды земельного участка от 01.09.2022 № 68. Срок аренды установлен с 16.06.2022 по 15.06.2027.
Арендатор Объекта и земельного участка – Общество с ограниченной ответственностью «Основа».
Общая рыночная стоимость муниципального имущества, согласно отчёту об оценке[1], составила 46 495 000,00 рублей (в т.ч. НДС 20 % — 4 774 166,67 рублей), в том числе: 28 645 000,00 рублей (в т.ч. НДС 20 % — 4 774 166,67 рублей) – здание; 17 850 000,00 рублей (НДС не облагается)[2] – земельный участок. Размер оценочной стоимости предлагаемых к приватизации Объекта и земельного участка не рассматривается при подготовке настоящего заключения в силу отсутствия соответствующих полномочий у Контрольно-счетной палаты города.
Согласно материалам, представленным к проекту решения, цена продажи муниципального имущества определена в размере 41 720 833,33 рублей (без НДС), в том числе: 23 870 833,33 рублей (без НДС)[3] – здание; 17 850 000,00 рублей – земельный участок.
2. Предлагаемые проектом решения условия приватизации подготовлены на основании заявления Общества с ограниченной ответственностью «Основа» (далее — ООО «Основа») о реализации преимущественного права выкупа арендуемого здания субъектом малого предпринимательства.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости при соблюдении условий, предусмотренных указанной статьёй Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
Потенциальный покупатель ООО «Основа» является субъектом малого предпринимательства и не имеет ограничений на реализацию преимущественного права на приобретение арендуемого Объекта (одноэтажное нежилое здание (назначение: нежилое), расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Сибирская, д. 14, общей площадью 475 кв.м., кадастровый номер 86:10:0101031:243), так как соответствует условиям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, а именно:
— муниципальное имущество на день подачи заявления[4] находится в аренде у ООО «Основа» непрерывно в течение одного года и более (с 16.06.2022 – 2 г. 8 мес.);
— отсутствует задолженность по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления;
— сведения об ООО «Основа», как субъекте малого и среднего предпринимательства, не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства[5].
3. Отметим, что действие Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации[6], в том числе при приобретении в собственность указанными субъектами арендованных отдельно стоящих зданий и сооружений в порядке Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ одновременно с земельными участками, на которых такие объекты расположены[7].
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация здания осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельного участка, занимаемого таким Объектом и необходимым для его использования.
Таким образом, приобретение арендуемого отдельно стоящего здания одновременно с земельным участком (категория земель: земли населённых пунктов), расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Сибирская, д. 14, микрорайон, 19, общей площадью 1 715 кв.м., кадастровый номер 86:10:0101031:205, вид разрешённого использования: под магазин «Книга») не противоречит действующему законодательству.
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города Сургута полагает, что проект решения «Об условиях приватизации муниципального имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (нежилое здание, расположенное по адресу: г. Сургут, ул. Сибирская, д. 14, с земельным участком)» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.
Председатель Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Галицкая Евгения Сергеевна
52-82-00
[1] Отчёт Союза «Сургутская промышленная палата» от 06.02.2025 № 116/03-00030.
[2] В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации «операции по реализации земельных участков (долей в них)» не признаются объектом налогообложения».
[3] В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации «операции по реализации (передаче)…муниципального имущества, не закреплённого за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего…муниципального образования,… выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ…» не признаются объектом налогообложения.
[4] Заявление ООО «Основа» подано 10.09.2024.
[5] По состоянию на 12.02.2025, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства за № ЮЭ9965-25-30561742, ООО «Основа» относится к категории «Микропредприятие» (https://rmsp.nalog.ru/).
[6] Абз. 5 части 4 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[7] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 25.11.2024 № 301-ЭС24-12888.