МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«Об условиях приватизации муниципального имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сургут, бульв. Свободы, д. 8)»
«20» февраля 2025 г. № КСП-01-17-3
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города Сургута «Об условиях приватизации муниципального имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сургут, бульв. Свободы, д. 8)» (далее — проект решения).
При проведении экспертизы проекта решения установлено следующее.
Проектом решения к приватизации предлагается муниципальное имущество, расположенное по адресу: г. Сургут, бульвар Свободы, дом 8, обременённое договором аренды от 24.08.2020 № 8[2], заключенным между муниципальным образованием городской округ Сургут и обществом с ограниченной ответственностью «Сургутлифтремонт»[3] (ИНН 8602086747, ОГРН 1028600596727), сроком действия с 10.03.2020 по 09.03.2025.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»[4] приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого муниципального недвижимого имущества устанавливаются федеральным законом на основании пункта 5 статьи 3 Федерального № 178-ФЗ.
Так, Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[5] регулируются отношения, возникающие в связи с отчуждением из муниципальной собственности движимого и недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации такого имущества.
При проведении экспертизы проекта решения установлено, что:
1. Объект недвижимого имущества, предлагаемый к приватизации, включен в Перечень муниципального имущества[6], утвержденный постановлением Администрации города Сургута от 05.05.2009 № 1594[7], более пяти лет до дня подачи заявления арендатором ООО «Сургутлифтремонт». Заявление арендатора от 12.11.2024 № 351 зарегистрировано в ДИиЗО Администрации города Сургута 14.11.2024 № 38-01-18578/4. Порядковый номер объекта в перечне — 29 (в редакции ПАГ от 29.10.2024 № 5547[8]).
2. ООО «Сургутлифтремонт», не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, указанным в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[9], а также осуществляющим добычу и переработку полезных ископаемых, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.02.2025 № ЮЭ9965-25-16956812.
Таким образом, ООО «Сургутлифтремонт» не осуществляет виды деятельности, препятствующие реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
3. Планируемый к приватизации объект недвижимого имущества находится в пользовании ООО «Сургутлифтремонт» непрерывно с 24.08.2020 на основании договора аренды от 24.08.2020 № 8, то есть более четырех лет.
4. Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Сургутлифтремонт» относится к категории «Малое предприятие» (https://rmsp.nalog.ru/).
В силу части 2.1 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, если:
1) арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и пользовании или временном пользовании непрерывно в течение двух лет и более для недвижимого имущества и в течение одного года и более для движимого имущества в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления в отношении недвижимого имущества и в течение трех лет до дня подачи этого заявления в отношении движимого имущества.
Проект решения содержит условия приватизации встроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г.Сургут, бульв.Свободы, д.8, площадью 16,2 кв.м., в том числе критерии предоставления преимущественного права выкупа арендуемого имущества, такие как:
— арендуемое недвижимое имущество на день подачи арендатором заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества находится во временном пользовании арендатора непрерывно в течение одного года и более;
— задолженность по арендной плате за арендуемое недвижимое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи арендатором заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества отсутствует;
— сведения об арендаторе на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перечисленные в пункте 4 условия приватизации муниципального имущества критерии относятся к муниципальному имуществу, если бы оно не было включено в перечень имущества, предназначенный для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ.
Поскольку планируемое к приватизации недвижимое имущество включено в перечень имущества, утвержденный постановлением Администрации города № 1594, следовательно, ООО «Сургутлифтремонт» подпадает под категорию заявителей, для которых установлены условия (критерии) приватизации муниципального имущества, перечисленные в пункте 2.1 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в условия приватизации муниципального имущества (приложение к решению Думы города) проекта решения необходимо внести изменения в части критериев предоставления преимущественного права выкупа арендуемого имущества, путем приведения их в соответствие с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ, а именно изложить в следующей редакции:
«1. Арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и пользовании или временном пользовании непрерывно в течение двух лет и более.
2. Арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.».
На основании статьи 3 Федерального закона 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом № 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11.3 отчета об оценке[10] муниципального имущества площадью 16,2 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г.Сургут, бульв. Свободы, д.8, его рыночная стоимость составляет 2 190 700 рубля, в том числе НДС 20% — 365 116,67 рубля. Рыночная стоимость объекта без учета НДС 20% — 1 825 583,33 рубля.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[11] рыночная стоимость объекта оценки, определенная в отчете об оценке, является рекомендуемой для целей совершения сделки (в данном случае – сделки приватизации) в течение шести месяцев с даты составления отчета, то есть до 22.07.2025.
По результатам экспертизы отчета об оценке некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией «Деловой Союз Оценщиков» в порядке статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ выдано заключение № 28518 от 07.02.2025, согласно которому, расчет стоимости объекта оценки, проведенный оценщиком, соответствует выбранным и обоснованным подходам и методам. Замечаний по обоснованию и произведенным расчетам нет. Расчет стоимости объекта оценки подтвердил величину стоимости объекта оценки.
Обоснованность установленной оценщиком рыночной стоимости имущества, подлежащего приватизации, Контрольно-счетной палатой города не анализировалась, в связи с отсутствием соответствующих полномочий, предусмотренных Федеральными законами № 135-ФЗ, от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований».
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города Сургута «Об условиях приватизации муниципального имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сургут, бульв. Свободы, д. 8)» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута В.И. Жуков
Исп. Ванеева Елена Викторовна
тел. (3462) 52-83-60
[1] Письмо Думы города от 18.02.2025 исх.№ 18-02-160/5.
[2] Далее – объект недвижимого имущества, объект приватизации, муниципальное имущество.
[3] Далее – арендатор.
[4] Далее – Федеральный закон № 178-ФЗ.
[5] Далее – Федеральный закон № 159-ФЗ.
[6] Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход (далее – перечень, постановление Администрации города от 05.05.2009 № 1594).
[7] Далее – перечень имущества, утвержденный постановлением Администрации города № 1594.
[8] Постановление Администрации города от 29.10.2024 № 5573 «О внесении изменения в постановление Администрации города от 05.05.2009 № 1594».
[9] Далее – Федеральный закон № 209 –ФЗ.
[10] Отчет об оценке от 22.01.2025 № 04/5 (далее – отчет об оценке), составленный ООО «Стандарт оценки» (далее – оценщик).
[11] Далее – Федеральный закон № 135-ФЗ.