Общие положения.
Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), Стандартом экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута, утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 №01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города (далее – проект Постановления) «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8981 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2020 годы» (с изменениями от 26.09.2014) (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее – ДГХ, Департамент, Администратор программы). Соадминистраторы — департамент архитектуры и градостроительства Администрации города (далее – ДАиГ), департамент имущественных и земельных отношений Администрации города (далее – ДИиЗО).
Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному Кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта Программы сформированы на основании представленных документов и информации.
- Анализ Программы
2.1. Проектом Постановления предлагается изложить Программу в новой редакции. Действие проекта Постановления предлагается установить с 01.01.2015 года.
2.2. Внесение изменений обусловлено подготовкой проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – Проект бюджета), принятием решения Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение № 565) и изменением Порядка № 5159.
2.3. Паспорт Программы утвержден распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3094 (с изменениями от 13.11.2013 № 3951). В Паспорте отражена недействующая редакция постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159, так как в данное постановление неоднократно вносились изменения[1]. последнее — 01.10.2014.
2.4. Отметим, что в Паспорте Программы наименование отдельных задач[2] и ожидаемых результатов реализации программы совпадают, что по мнению КСП недопустимо, так как задачи — это проблемные ситуации с явно заданной целью, которую необходимо достичь, а результаты реализации Программы характеризуют объем и качество реализации задач, направленных на достижение конечной цели Программы.
Например, ремонт автомобильных дорог является одной из задач, решаемой в ходе реализации Программы и ожидаемым результатом реализации этой Программы, что не дает возможности произвести оценку полноты и качества выполнения поставленной задачи, а также дает возможность усомниться в корректности формулировки цели программы (ремонт ради ремонта).
2.5. Также отметим, что в текстовой части раздела 2 Программы, отражено, что «Субсидия на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам позволяет обеспечивать надежность и безопасность перевозки, а также ценовую доступность услуг транспорта на социально значимых маршрутах в границах городского округа». По мнению КСП термин «социально значимый маршрут» отражен некорректно, так как в городе Сургуте отсутствуют (не определены) социально значимые маршруты, а согласно представленной ДГХ информации (письмо от 27.11.2013 № 09-02-6685/13-0-0) «в действующем законодательстве отсутствует понятие «социально значимый маршрут». На основании вышеизложенного, рекомендуем исключить данный термин из Программы.
Замечания, отраженные в пунктах 2.3 и 2.5 указаны в заключении на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2020 годы» от 02.12.2013 № 01-17-195/КСП и во вносимых изменениях в Программу не были учтены Администратором.
2.6. По сравнению с решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение № 565) объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы увеличен в 2015 году — на 189 338 639 рублей и составляет 2 437 398 246 рублей, а в 2016 году — на 238 505 514 рублей и составляет 2 718 295 391 рубль.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году соответствует объёму финансирования Программы, предусмотренному Решением № 565 и составляет 2 274 313 403 рубля.
В нарушение п. 5.11. Порядка в пояснительной записке не отражен полный перечень вносимых изменений.
2.7. По мероприятию 10.1 «Осуществление городских пассажирских регулярных перевозок (Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение затрат) в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам)» на 2014 год отражена сумма 718 546 778 рублей, включающая субсидию 718 512 498 рублей и 34 280 рублей – расходы Администрации города по уплате государственной пошлины по исполнительному листу от 21.12.2013 № А75-9034/2013 о взыскании задолженности в пользу ООО ТК «Призвание», которые фактически не относятся к субсидии на финансовое обеспечение (возмещение затрат) в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам. Таким образом, предлагаем сумму в размере –34 280 рублей исключить из мероприятия 10.1 и включить в соответствующие программные расходы на обеспечение деятельности ДГХ в сфере дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса.
2.8. Раздел I Программы «Характеристика текущего состояния» (далее – раздел 1) дополнен текстом об ожидаемом исполнении за 2014 год с оценочными значениями показателей за 2014 год по выполнению проектно-изыскательских работ по строительству дорог, выполнению дорожно-ремонтных работ. Однако в нарушение пункта 5.5 (абзац 6) Порядка данные по объему перевозок пассажиров и пассажиро-километров, а также по среднему износу автобусов не актуализированы, а отражены по итогам 2012 года.
2.9. В Таблице 1 «Динамика изменения значений показателей» раздела 1 добавлен столбец 7 «2014 год (оценка)», в котором отсутствует значение показателя «Протяженность автомобильных дорог, в отношении которых выполнен капитальный ремонт», в то время как в Приложении 1 к Программе значение данного показателя составляет 2,621 км. Рекомендуем ДГХ привести во взаимное соответствие Приложение 1 и Таблицу 1.
2.10. В раздел 3 внесены изменения в части бюджетных ассигнований и показателей 2014 года для приведения в соответствие с решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов», в том числе:
2.10.1. По администратору Программы — ДГХ:
Уменьшение бюджетных ассигнований на 2014 год в размере 1 967 589 рублей по мероприятию 7.1. «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог» с 617 556 257 рублей до 615 588 668 рублей, в том числе:
— на 1 214 828 рублей — в связи с уточнением сметной стоимости и объемов работ;
— на 667 761 рублей — по результатам проведенных аукционов;
— на 50 000 рублей — по результатам аукциона на услуги по корректировке рабочего проекта «Ремонт ливневого коллектора по ул. Маяковского от пр. Мира до Нефтеюганского шоссе»;
— на 35 000 рублей – по результатам аукциона на услуги по корректировке рабочего проекта «Ремонт путепровода «Нефтеюганское шоссе — ул. Грибоедова» («Грибоедовская развязка»). Изменения не повлекли корректировку показателя мероприятия.
Изменение бюджетных ассигнований на 2014 год в сумме 2 444 471 рублей по мероприятию 9.1. «Обеспечение комплексного содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» с 860 708 469 рублей до 858 263 998 рублей, в том числе:
Уменьшение бюджетных ассигнований:
— на 457 924 рублей — по результатам размещения муниципального заказа по содержанию тротуаров;
— на 8 077 рублей — по результатам размещения муниципального заказа по обследованию моста «Улица Энгельса (Университетская), через правый рукав протоки Сайма»;
— на 2 361 570 рублей, в том числе:
— 65 134,29 рублей — по результатам аукциона на услуги по отбору и анализу проб сточных вод в выпусках коллекторов дождевой канализации, попадающих в бассейн реки Обь;
— 5 416,15 рублей — уточнение начальной цены услуг по отбору и анализу проб сточных вод в выпусках коллекторов дождевой канализации, попадающих в бассейн реки Обь;
— 1 940 634 рублей — по результатам аукциона на проведение инвентаризации и паспортизации объектов дорожного хозяйства и линий уличного освещения;
— 110 103,65 рублей — уточнение начальной цены по проведению инвентаризации и паспортизации объектов;
— 55 884,91 рублей — экономия по фактическим расходам на оплату гидрометеорологической информации;
— 184 397 рублей — уточнение начальной цены по отбору проб и анализу фоновой концентрации загрязняющих веществ в водном объекте река Сайма.
— на 76 464 рублей — в связи с исключением расходов по абонентской плате контракт по техническому обслуживанию системы контроля по транспортному потоку («Навигация») заключен на меньшую сумму;
— на 724 062 рубля, в том числе:
— 502 рубля — уточнение начальной цены в ходе формирования
конкурсной документации по инвентаризации и паспортизации
объектов по содержанию линий уличного освещения;
— 723 560 рубля — экономия по результатам аукциона на проведение инвентаризации и паспортизации объектов дорожного хозяйства и линий уличного освещения.
— Увеличение бюджетных средств на 1 183 626 рублей — в связи с недостатком ассигнований для оплаты сбора за загрязнение окружающей среды за 3-4 кварталы 2014 года. Вопрос в части целесообразности включения платы за загрязнение окружающей среды в данное мероприятие будет рассмотрен в ходе проведения экспертизы проекта бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
Изменения не влекут корректировку показателя мероприятия.
2.10.2. По соадминистратору Программы — ДАиГ.
— Уменьшение бюджетных ассигнований на 2014 год на сумму 483 335 рублей по мероприятию 1.1.1. «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2» с 17 967 082 рублей до 17 489 077 рублей, в связи со сложившейся экономией по результатам конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ. Изменения не влекут корректировку показателя мероприятия.
— Увеличение бюджетных ассигнований на 2014 год по мероприятию 1.1.4. «Автомобильная дорога к новому кладбищу» с 4 125 295 рублей до 4 130 625 рублей на сумму 5 330 рублей произведено в целях оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям. Корректировка не повлечет за собой изменение показателя.
— Увеличение бюджетных ассигнований на 2014 год по мероприятию 2.1. «Выкуп объектов недвижимости для муниципальных нужд (компенсация) для последующего сноса» с 0 рублей до 3 950 000 рублей произведено в целях выкупа квартиры по адресу г. Сургут, ул. Нагорная, д.25 в соответствии с решением суда от 24.06.2014, вследствие чего показатель результата реализации муниципальной программы скорректирован с 0 до 1. Ранее расходы по данному мероприятию не планировались.
— Увеличение бюджетных ассигнований на 2014 год по мероприятию 5.1.1. «Внутриквартальные проезды для обеспечения подъезда к общеобразовательным учреждениям в микрорайоне 24 в г. Сургуте» с 0 рублей до 545 рублей в целях оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям, вследствие чего показатель результата реализации муниципальной программы скорректирован с 0 до 1. Также по задаче 5 включено мероприятие 5.1.2. по выполнению работ в 2015 году по строительству объекта «Внутриквартальные проезды в микрорайоне 31 г. Сургута» на сумму — 39 225 880 рублей.
2.11. В Приложение 1 к Программе[3] также внесены следующие изменения:
2.11.1. По задаче 1 исключены мероприятия 1.5-1.37 по выполнению проектно-изыскательских работ на строительство дорог и линий уличного освещения в 2015 и 2017-2019 годах на общую сумму 109 391 950 рублей (в том числе: 2015 год – 5 098 950 рублей, 2017 год – 58 336 700 рублей, 2018 год – 27 150 000 рублей, 2019 год – 18 806 300 рублей), в 2016 году расходы на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство дорог и линий уличного освещения предусмотрены не были. Более подробная информация отражена в пункте 1 приложения 1 к настоящему заключению.
По задаче 3 исключены мероприятия 3.3 — 3.11 по выполнению работ по строительству дорог в 2017-2020 годах на общую сумму 3 596 329 710 рублей (в том числе: 2017 год – 617 929 710 рублей, 2018 год – 903 700 000 рублей, 2019 год – 1 095 700 000 рублей, 2020 год – 979 000 000 рублей), более подробная информация отражена в пункте 2 приложения 1 к настоящему заключению.
По задаче 4 исключены все мероприятия 4.1 — 4.21 по выполнению работ по строительству линий уличного освещения в 2018-2020 годах на общую сумму 75 655 500 рублей (в том числе: 2018 год – 14 531 250 рублей, 2019 год – 11 625 000 рублей, 2020 год – 49 499 250 рублей) более подробная информация отражена в пункте 3 приложения 1 к настоящему заключению.
По задаче 5 исключены мероприятия 5.2 – 5.5 по выполнению работ по строительству внутриквартальных проездов в 2019-2020 годах на общую сумму 43 100 000 рублей (в том числе: 2019 год – 23 100 000 рублей, 2020 год – 20 000 000 рублей) более подробная информация отражена в пункте 4 приложения 1 к настоящему заключению.
Исключена задача 6 по выполнению работ по реконструкции в 2017 году объекта «Магистральная улица 1-В на участке от улицы 4-В до улицы 5-В с сетями инженерного обеспечения в г. Сургуте. Реконструкция» на сумму 288 167 000 рублей.
По задаче 12 мероприятия 12.1. «Приобретение транспортных средств категории М3[4]» исключены бюджетные ассигнования на 2018-2020 годы в размере 129 100 382 рубля.
Данные изменения внесены в соответствии с пунктом 5.10.1.1. Порядка, так как до формирования бюджетного прогноза на долгосрочный период бюджетные ассигнования 2018-2020 годов за пределами планового периода – 2017 года, должны определяется в пределах предварительного (уточненного) предельного объема, доведенного департаментом финансов Администрации города на второй год планового периода, то есть на 2017 год.
Однако определение бюджетных ассигнований на 2018-2020 годы в соответствии с пунктом 5.10.1.1. Порядка повлекло за собой нарушение пункта 8.5. Порядка, так как в процессе реализации Программы администратор и соадминистраторы вправе принимать решения, не влекущие изменения целей и задач Программы, а так как на 2017 год и соответственно 2018-2020 годы по мероприятиям 4.1-4.21 и 6.1 финансирование не предусмотрено, то задачи 4 и 6 были исключены из приложения 1 Порядка.
2.11.2. Уменьшение бюджетных ассигнований на 2015-2017 годы по мероприятию 3.1.1 «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2» на сумму 944 268 926 рублей, в том числе 2015 год — на 176 458 368 рублей, 2016 год — на 220 343 058 рублей, 2017 год – на 547 467 500 рублей.
2.11.3. Уменьшение бюджетных ассигнований на 2015 год по мероприятию 5.1.1 «Внутриквартальные проезды для обеспечения подъезда к общеобразовательным учреждениям в микрорайоне 24 в г. Сургуте» на 16 328 902 рублей.
2.11.4. Уменьшение бюджетных ассигнований на 2015-2020 годы по мероприятию 10.1 «Осуществление городских пассажирских регулярных перевозок (Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение затрат) в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам)» на 191 371 104 рублей, в том числе 2015-2016 годы — 26 977 306 рублей в год, 2017-2020 годы — 34 354 123 рублей в год.
2.11.5. Уменьшение бюджетных ассигнований на 2015-2020 годы по мероприятию Мероприятие 11.1 «Изготовление и размещение маршрутных указателей на остановочных пунктах общественного транспорта» на 2 045 632 рублей, в том числе 2015-2016 годы – на 323 614 рублей в год, 2017-2020 годы – на 349 601 рублей в год.
2.12. В Приложении 1 к Программе допущена техническая ошибка в графе «Общий объем ассигнований на реализацию программы всего, в том числе за счет средств местного бюджета» отражено — 13 436 207 474 рубля, а должно быть 13 436 267 474 рубля.
2.13. Добавлено новое приложение 2 к Программе «Дополнительная потребность в объеме бюджетных ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2020 годы» в котором отражены бюджетные ассигнования на 2018-2020 годы, не включенные в Приложение 1, но по мнению Администратора и соадминистраторов Программы необходимые для выполнения задач Программы.
2.14. Обращаем внимание, что для достижения цели в подпрограмме «Дорожное хозяйство» в 2014 году запланированы мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ и строительству (реконструкции) следующих объектов:
— «Улица Киртбая от ул.1 «З» до ул.3 «З» на сумму 5 620 949 рублей;
— «Улица 5 «З» от Нефтеюганского шоссе до ул.39 «З» на сумму 3 124 616 рублей;
— «Автомобильная дорога к новому кладбищу» на сумму 4 130 625 рублей,
в то время как средства на строительство данных объектов в Программе на весь период её реализации не предусмотрены.
Временной интервал между проектно-изыскательскими работами и строительством (реконструкцией) по данным объектам составляет более 6 лет, что увеличивает риск признания расходов безрезультативными, вследствие устаревания проектно-сметной документации в связи с изменением норм проектирования.
Отметим, что в период 2015-2020 годы средства на выполнение проектно-изыскательских работ Программой не предусмотрены.
2.15. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.
2.16. В отношении процедуры утверждения изменений Программы установлено следующее.
В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.
В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 26.09.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
- Заключительные положения
1. На основании вышеизложенного Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.3-2.9, 2.11.1, 2.12, 2.15, 2.16 настоящего заключения.
2. Информацию о решении, принятом по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 22.12.2014.
Инспектор отдела контроля
расходов на городское хозяйство Ж.А. Шаева
[1] Постановление Администрации города от 01.10.2014 № 6713 «О внесении изменения в постановление Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут».
[2] Задачи: № 7 «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог», № 8 «Капитальный ремонт линий уличного освещения», № 9 «Обеспечение комплексного содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», № 10 «Увеличение объема перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом», № 11 «Обеспечение информационного обслуживания пассажиров», № 12 «Обновление подвижного состава общественного транспорта».
[3] Приложение 1 к Программе «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2020 годы».
[4] Категория М3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн.