- Общие положения
Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), Стандартом экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута, утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 №01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города (далее – проект Постановления) «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8997 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие коммунального комплекса в городе Сургуте на 2014-2016» (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее – ДГХ, Департамент, Администратор программы).
Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному Кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 №5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта Программы сформированы на основании представленных документов и информации.
- Анализ Программы
2.1. Проектом Постановления предлагается изложить Программу в новой редакции. Действие проекта Постановления предлагается установить с 01.01.2015 года.
2.2. Внесение изменений обусловлено подготовкой проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – Проект бюджета), изменением Порядка № 5159 и в целях соблюдения преемственности Программы государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»[1].
2.3. Изменениями предлагается:
2.3.1. Продлить срок реализации Программы на 4 года и установить его с 2014 по 2020 годы. Распоряжением Администрации города от 05.11.2014 № 3551 в паспорт и заголовок Программы внесены соответствующие изменения.
2.3.2. Наименование таблицы 2 «Динамика изменения значений показателей» раздела 1 Программы изложить в редакции: «Динамика изменения значения показателей результатов реализации муниципальной программы» с дополнением оценочными данными 2014 года.
2.3.3. По сравнению с Решением № 565[2] объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015 году увеличен на 3 116 889 рублей и составляет 98 943 701 рубль, в 2016 году увеличен на 90 746 923 рубля и составляет 143 117 070 рубля. В 2017 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 124 847 505 руб.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году соответствует объёму финансирования Программы, предусмотренному Решением № 565 и составляет 166 299 422 рублей.
2.3.4. Изменены целевые показатели результатов реализации Программы в разрезе подпрограмм «Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами», «Обеспечение равных прав потребителей на получение энергетических ресурсов». Изменение показателей приведено в таблице:
Наименование показателя, единицы измерения | Обоснования Администратора вносимых изменений. | ||||
Муниципальная программа, действующая до 31.12.2014 | Муниципальная программа, действующая с 01.01.2015 | ||||
Целевые показатели результатов реализации муниципальной программы | |||||
протяженность реконструирован-ных кабельных линий 10кВ, км |
доля выполненных работ по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры от запланированных, % |
В целях укрупнения целевых показателей муниципальной программы. Обращение о внесении изменений в решение Думы города о бюджете на 2014 год, которое планируется в декабре, направлено на согласование в департамент по экономической политике с последующим направлением в департамент финансов.
|
|||
протяженность реконструирован-ных кабельных линий 0,4 кВ, км | |||||
количество реконструи-рованных трансформатор-ных подстанций (ТП), ед. | |||||
количество реконструиро-ванных комплектных транс-форматорных подстанций наружных (КТПН), ед. | |||||
протяженность реконструиро-ванных сетей водоотведения, км | |||||
протяженность отремонтиро-ванных газопроводов низкого давления, км | исключено | В связи с исключением из муниципальной программы мероприятий по ремонту газопроводов низкого давления. | |||
протяженность отремонтированных сетей теплоснабжения, км | доля выполненных работ по капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры от запланированных, % | В целях укрупнения целевых показателей муниципальной программы. Обращение о внесении изменений в решение Думы города о бюджете на 2014 год, которое планируется в декабре, направлено на согласование в ДЭП с последующим направлением в Департамент финансов. | |||
протяженность отремонтирован-ных сетей водоснабжения, км | |||||
уровень обеспечения населения сжиженным газом, % | уровень возмещения недополученных доходов газоснабжающей организации, % | В целях приведения показателя в соответствие поставленной цели и задаче подпрограммы. Значение уточненного показателя будет определяться как отношение суммы предъ-явленных недополученных доходов газоснаб-жающей организацией к сумме возмещенных недополученных доходов из бюджета автоном-ного округа. Обращение о внесении изменений в решение Думы города о бюджете на 2014 год, которое планируется в декабре, направлено на согласование в департамент по экономической политике с последующим направлением в департамент финансов. | |||
Целевые показатели результатов реализации муниципальной программы в рамках подпрограммы 1: «Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами». | |||||
количество оформленных правоустанавливающих документов на земельный участок, ед. | исключено | В связи с принятием решения о переводе нужд пищеприготовления населения со снабжения сжиженным газом на электричество. | |||
протяженность отремон-тированных газопроводов низкого давления, км | исключено | В связи с принятием решения о переводе нужд пищеприготовления населения со снабжения сжиженным газом на электричество. | |||
— | протяженность отремонтированных сетей водоотведения, км | В связи с включением в муниципальную программу мероприятий по ремонту сетей водоотведения. | |||
— | количество отремон-тированных КНС, шт. | В связи с включением в муниципальную программу мероприятий по ремонту канализационной насосной станции. | |||
— | количество отремонтиро-ванных трансформаторных подстанций (ТП), ед. | В связи с включением в муниципальную программу мероприятий по ремонту трансформаторных подстанций. | |||
— | количество демонтирован-ных групповых установок сжиженного газа, ед. | В связи с включением в муниципальную программу мероприятий по демонтажу групповых установок сжиженного газа. | |||
Целевые показатели результатов реализации муниципальной программы в рамках подпрограммы 2: «Обеспечение равных прав потребителей на получение энергетических ресурсов». | |||||
уровень обеспечения населения сжиженным газом, %
|
уровень возмещения недополученных доходов газоснабжающей организации, % | В целях приведения показателя в соответствие поставленной цели и задаче подпрограммы. Значение уточненного показателя будет определяться как отношение суммы предъ-явленных недополученных доходов газоснаб-жающей организацией к сумме возмещенных недополученных доходов из бюджета автоном-ного округа. Обращение о внесении изменений в решение Думы города о бюджете на 2014 год, которое планируется в декабре, направлено на согласование в департамент по экономической политике с последующим направлением в департамент финансов. | |||
По изменениям целевых показателей результатов реализации Программы отраженных в таблице № 1 обращаем внимание на следующее.
2.3.4.1. Основания и порядок внесения изменений в муниципальную программу, влекущие изменение целевых показателей результатов реализации муниципальной программы, отраженных в решении Думы города о бюджете предусмотрены пунктом 8 Порядка, в котором отсутствуют основания указанные в пояснительной записке Администратора. Следовательно, изменение целевых показателей не обосновано и предлагается ДГХ с нарушением пункта 8 Порядка. Необходимо привести целевые показатели Программы в соответствие с действующим Порядком.
2.3.4.2. По мнению КСП, укрупнение целевых показателей Программы не дает полной информации по мероприятиям, и не в полной мере характеризует использование бюджетных средств. Учитывая реформирование бюджетной системы и переход от сметного к программному финансированию, в условиях, когда в Российской Федерации все больше и пристальнее уделяется внимание результатам использования бюджетных средств, а также требования части 6 «Совершенствование программно-целевых методов бюджетного планирования»[3] Концепции реформирования бюджетного процесса[4], бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 — 2015 годах от 28.06.2012[5], считаем, что укрупнение показателей в указанном виде недопустимо. Рекомендуем пересмотреть решение об укрупнении целевых показателей и предлагаем рассмотреть возможность оставить в Программе показатели соответствующие фактически выполняемым работам в рамках Мероприятий.
2.4. В представленной редакции Программы мероприятие 1.1.1. «Выполнение проектных изыскательских работ по реконструкции, расширению, модернизации объектов коммунального комплекса» объединено с мероприятием 1.1.2. «Реконструкция, расширение, модернизация объектов коммунального комплекса», соответственно изменилась нумерация мероприятий: мероприятие 1.1.2. «Реконструкция, расширение, модернизация объектов коммунального комплекса» стало мероприятием 1.1.1. При этом в пояснительной записке данное изменение Программы не указано, что является нарушением пункта 5.11. Порядка, согласно которому в случае внесения изменений в муниципальную программу по основаниям, указанным в пункте 8.1.3, 8.1.5. в пояснительной записке отражается полный перечень вносимых изменений.
Также в нарушение пункта 5.11. Порядка в представленной пояснительной записке не конкретизированы изменения, в части бюджетных ассигнований на период 2015-2020 годы по новым показателям, на которые не были предусмотрены бюджетные ассигнования в соответствии с Решением № 565. Обоснование включения новых показателей в Программу отсутствуют. В связи с чем сделать вывод о корректности предусмотренных Программой показателей не предоставляется возможным.
2.5. В описании текущего состояния по подпрограмме «Технологические разработки» приведена ссылка на федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в недействующей редакции от 23.07.2013.
2.6. В приложении к Программе в графе «Объем финансирования» отсутствуют единицы измерения. Необходимо дополнить графу единицей измерения показателя.
2.7. Обращаем внимание, что период реализации задачи 1.1 «Реконструкция, расширение, модернизация объектов коммунального комплекса» (далее — Задача 1.1.) предусмотрен в 2014-2015 годах, период реализации задачи 1.3 «Формирование резервов материальных ресурсов (запасов) для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Задача 1.3.) ограничен 2014 годом. В нарушение пункта 5.6 Порядка комплексная цель Программы: «обеспечение надежности предоставления коммунальных услуг в соответствии с нормативными требованиями», а также цель подпрограммы 1: «обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов в соответствии с нормативными требованиями за счет реконструкции, модернизации и капитального ремонта систем коммунальной инфраструктуры, формирования резервов материальных ресурсов (запасов) для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций» не может быть достигнута в период до 2020 года, так как исполнение Задач 1.1. и 1.3. ограничивается 2014 и 2015 годами соответственно. По мнению КСП, обеспечить надежность и эффективность поставки коммунальных ресурсов в соответствии с нормативными требованиями за счет реконструкции, модернизации и капитального ремонта систем коммунальной инфраструктуры, формирования резервов материальных ресурсов (запасов) для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций невозможно при отсутствии мероприятий направленных на данные цели.
2.8. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.
2.9. В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.
В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 26.09.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и
полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
- Заключительные положения
1. На основании вышеизложенного Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города устранить замечания указанные в пунктах 2.3.4.1, 2.4 – 2.7 и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.3.4.2, 2.8, 2.9. настоящего заключения.
2. Информацию о решении, принятом по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 20.12.2014 года.
инспектор отдела контроля
расходов на городское хозяйство И.В. Кравченко
[1] Постановление Правительства ХМАО – Югры от 09.10.2013 № 423-п (далее – Постановление округа № 423).
[2] Решение Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение № 565).
[3] «…программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента».
[4] Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (одобрена постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249) (далее – Концепция реформирования бюджетного процесса).
[5] «Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики. Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета и отдельно — итоги реализации мер социально-экономической политики.
Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.
Если бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем намечено, а цель достигнута в меньшей степени, чем определено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины такого результата использования бюджетных ассигнований».