ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-216/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8979 «Об утверждении муниципальной программы «Управление Муниципальной Информационной Системой на 2014-2020 годы»

1. Общие положения.

Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утвержденного решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденного распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города Сургута от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8979 «Об утверждении муниципальной программы «Управление Муниципальной Информационной Системой на 2014-2020 годы» (далее – Программа, Проект постановления) по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Администратором Программы является управление связи и информатизации Администрации города (далее – УСИ, Администратор программы).

Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы и предложения по результатам настоящей экспертизы Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

2. Анализ изменений, вносимых в Программу

2.1. Администратором программы подготовлен Проект постановления, где Программа изложена в новой редакции. Вступление в силу Постановления предлагается установить после опубликования и распространить на правоотношения с 01.01.2015 года.

В ходе экспертизы вносимых изменений в Программу установлено следующее.

2.2. Внесение изменений осуществляется в соответствии:

— с пунктом 8.1.2 Порядка № 5159 в связи с «формированием проекта бюджета на очередной финансовый год»;

— с пунктом 8.1.3 Порядка№ 5159 в связи с «внесением изменений в действующее законодательство Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, муниципальные правовые акты»;

— с пунктом 8.5 Порядка № 5159 в связи с «иными изменениями в целях совершенствования муниципальной программы».

2.3. Из анализа раздела 1 «Характеристика текущего состояния» установлено следующее.

2.3.1. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 07.02.2008           № Пр-212, целью формирования и развития информационного общества, которое характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным исполнением гражданами, бизнесом и органами власти, в том числе является повышением качества жизни граждан и совершенствование системы государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологии.

В Программе не учтены задачи, поставленные Бюджетным Посланием Президента РФ «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» о повышении прозрачности бюджетов и бюджетного процесса: «Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса. С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру «Бюджет для граждан». Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств». Считаем, что данные мероприятия должны быть предусмотрены именно в этой Программе.

Считаем, что в Программе не в полном объеме учтены мероприятия,  позиционируемые в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут по направлению «Электронное правительство», так как планируемые приобретения и установка разрозненных прикладных систем, иных программ, не интегрированных между собой и системами ХМАО-Югры, не позволит создать единую функционирующую информационную инфраструктуру «Электронное правительство».

2.3.2. В пункте 1.1 раздела 1 Программы по тексту слова «поставка и внедрение комплексного решения, запланирован на 4 квартал 2013 года» и «в 4 квартале 2013 года планируется начало внедрения ПО» считаем некорректными, так как 2013 год прошедший, а не плановый период Программы.

Контрольно-счетная палата города предлагает Администратору слова «планируется» и «запланирован» указать в прошедшем времени «планировалось».

2.3.3. В раздел 1 в качестве нормативного обоснования включен Федеральный закон РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), при этом в Паспорт программы данный закон не внесен.

Контрольно-счетная палата города предлагает Администратору программы дополнить Паспорт Программы Федеральным законом № 172-ФЗ. Других расхождений с паспортом программы не выявлено.

2.3.4. Таблица 1 «Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы» дополнена характеристикой текущего состояния 2014 года. Наименование и значение показателей, указанных в таблице 1 раздела 1 по подпрограмме 1[1] и 2[2], соответствуют наименованиям и значениям показателей, отражённых в приложении к Программе.

2.3.5.  В подпрограмму 2 включено содержание МКУ «ИЦ «АСУ-город». Считаем, что данная подпрограмма должна быть подпрограммой функционирования. Согласно пункту 2.3 Порядка № 5159 муниципальная программа (подпрограмма) функционирования – перечень функций, полномочий, увязанных по задачам, ресурсам, срокам осуществления в целях выполнения полномочий администратора программы и подведомственных ему казенных учреждений, осуществляющих техническое обеспечение деятельности.

Контрольно-счетная палата города предлагает переименовать подпрограмму 2 «Обеспечение эффективного функционирования Муниципальной Информационной Системы» в подпрограмму функционирования МКУ «ИЦ «АСУ-город» и согласно абзацу 8 пункта 5.5 Порядка отразить «вклад» МКУ «ИЦ «АСУ-город».

2.4. Раздел 2 «Цели и задачи муниципальной программы»:

2.4.1. Комплексной целью муниципальной программы является «Создание электронного муниципалитета».

2.4.2. Программа разделена на две подпрограммы, где в подпрограмме 1 одна цель и четыре задачи, а в подпрограмме 2 одна цель и одна задача, что не противоречит пункту 5.6 Порядка № 5159. Задачи способствуют достижению каждой из целей подпрограммы согласно пункту 5.6 Порядка № 5159 за исключением задачи 4.

В нарушение пункта 5.6 Порядка № 5159 задача 4[3] нацелена на формирование статистических данных и показателей, характеризующих состояние и динамику развития отрасли связи в муниципальном образовании, что способствует достижению цели подпрограммы 1 «Обеспечение деятельности управления связи и информатизации».

Контрольно — счетная палата города предлагает мероприятие 4.1 «Мониторинг состояния отрасли связи в муниципальном образовании» по задаче 4 отразить в задаче 1[4], а задачу 4 исключить.

2.4.3. В нарушение пункта 5.6 Порядка № 5159 в таблице в графе обоснование сроков реализации Программы отсутствует срок решения задач по Программе.

 Контрольно-счетная палата города предлагает в таблице раздела 2 установить срок реализации задач.

2.5. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году соответствует объёму финансирования Программы, предусмотренному решением Думы города № 565-V ДГ и составляет 213 716 102 рублей.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы на 2015 и 2016 годы по сравнению с решением Думы города № 565-V ДГ увеличен на 2015 год в сумме 885 640 рублей (или на 0,42%) и уменьшен на 2016 год в сумме 1 069 772 рублей (или на 0,5%) (Приложение 1). Расхождений с проектом бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов не выявлено.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключение Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

2.6. В результате  анализа программных мероприятий и значений показателей их результативности установлено следующее.

2.6.1. Приложение к Программе изложено в соответствии с установленным Порядком № 5159.

2.6.2. Мероприятия 2.4[5],  5.2[6] и 5.3[7] в соответствии с абзацем 4 Порядка № 5159 детализированы по мероприятиям, входящим в его состав.

2.6.3. В нарушение абзаца 23 и 24 пункта 5.7 Порядка № 5159 наименование показателя «Обеспеченность комплексной защиты информатизации в Муниципальной Информационной Системе да/нет» подпрограммы 2 не увязано с показателем, характеризующим достижение целей и решения задач муниципальной программы. Контрольно-счетная палата города в экспертном заключении от 01.07.2014 № 01-17-88/14 КСП предлагала внести показатель, который будет характеризовать результат использования ассигнований, направляемых на реализацию Программы.

Контрольно-счетная палата города предлагает показатель «да» заменить на количественный показатель, который будет характеризовать динамику социально-экономического показателя.

2.6.4. В нарушение абзаца 24 пункта 5.7 Порядка № 5159 в Программе указаны показатели (приложение 2 к настоящему заключению), которые не характеризуют результат использования бюджетных средств, в связи, с чем оценить целесообразность планируемых расходов не представляется возможным.

Контрольно-счетная палата города предлагает к показателю «доля» добавить количественный показатель, который будет характеризовать результат использования бюджетных средств.

2.6.5. В приложении к Программе наименование «Комплексная цель программы…» между словом «цель» и «программы» пропущено слово «муниципальной».

Контрольно-счетная палата города предлагает привести в соответствие наименование «Комплексная цель муниципальной программы» раздела 2 с приложением к Программе.

2.7. В разделе 4 «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» установлены:

2.7.1. В нарушение абзаца 3 пункта 5.8 Порядка № 5159 в Программе не отражен механизм реализации Программы по конкретным мероприятиям, направленным на достижение целевых показателей и решений задач, поставленных в Программе.

Контрольно-счетная палата города предлагает Администратору в разделе 4 отразить механизм реализации Программы по мероприятиям согласно Порядка № 5159.

2.8. В нарушение пункта 5.4 и 5.9 Порядка № 5159 подпрограммы не содержат раздел 1 «Характеристику текущего состояния» и раздел 4 «Механизм реализации муниципальной программы, систему организации контроля за исполнением муниципальной программы».

Контрольно-счетная палата города предлагает Администратору привести структуру подпрограмм в соответствие установленными Порядком № 5159 или принять меры по внесении изменений в Порядок № 5159.

2.9. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

2.10. В отношении процедуры разработки и утверждения проекта Постановления установлено следующее.

Проект постановления поступил на экспертизу в Контрольно-счетную палату города в соответствии с пунктом 6.3 статьи 6 Порядка № 5159. Одновременно с Проектом постановления представлены экспертизы правового управления Администрации города, департамента по экономической политике. Требования пункта 6.1.2 Порядка № 5159 соблюдены.

В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

            В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих   требованиям   действующего  законодательства  и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата предлагает Комитету по опеке и попечительству Администрации города:

3.1. Устранить замечания, указанные в пунктах 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5, 2.4.2, 2.4.3, 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5, 2.7.1, 2.8 настоящего заключения.

3.2. Учесть предложения, указанные в пунктах 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5, 2.4.2, 2.4.3, 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5, 2.7.1, 2.8 настоящего заключения.

3.3. Принять меры к реализации предложений изложенных в пунктах 2.9 и 2.10 настоящего заключения.

3.3. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счетной палаты в срок не позднее 24.12.2014.

 

Инспектор отдела контроля
доходов, расходов на развитие
экономики и государственное управление                               Е.А. Кривошеева


[1] Подпрограмма функционирования «Обеспечение деятельности управления» (далее – подпрограмма 1).

[2] Подпрограмма 2 «Обеспечение эффективного функционирования Муниципальной Информационной Системы» (далее – подпрограмма 2).

[3] Задача 4 подпрограммы 1 «Координация взаимодействия предприятия связи, с целью обеспечения устойчивого развития в городе отрасли связи» (далее – задача 4).

[4] Задача 1 «Проведение единой муниципальной политике в области применения информационных технологий в Муниципальной Информационной Системе» (далее – задача 1).

[5] Мероприятие 2.4 «Организация сопровождения отдельных информационных систем» (далее – мероприятие 2.4)

[6] Мероприятие 5.2 «Централизованное приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг в сфере информатизации» (далее – мероприятие 5.2).

[7] Мероприятие 5.3 «Обеспечение защиты информации в Муниципальной Информационной Системе» (далее — мероприятие 5.3).