Заключение № 01-17-196/КСП
на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 №8985 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, на 2014 — 2020 годы»
1. Общие положения
Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП
(с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8985 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, на 2014 — 2020 годы»
(с изменениями от 04.09.2015 № 6147, далее — проект постановления, Программа),
по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Администратором Программы является управление учета и распределения жилья Администрации города (далее — Администратор Программы).
Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159
(с изменениями, далее — Порядок № 5159), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.
В ходе экспертизы проекта постановления установлено следующее.
2. Анализ Программы
2.1. Администратор вносит изменения в Программу по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1.2, 8.1.3 Порядка № 5159.
2.2. Проектом постановления предлагается изложить Программу в новой редакции и установить срок действия с 01.01.2016.
2.3. Срок реализации Программы продлён до 2030 года с целью приведения в соответствие со Стратегией социально-экономического развития города[1]. В заголовок
и паспорт муниципальной программы внесены соответствующие изменения [2]. Все разделы Программы откорректированы с учётом срока её реализации до 2030 года.
2.4. Таблица 1 «Динамика изменения значений целевых показателей результатов реализации муниципальной программы» Раздела 1 дополнена оценкой 2015 года.
2.5. Приложение к Программе изложено в новой редакции с учётом финансирования мероприятий до 2030 года.
2.6. В Разделе 1 Программы указывается, что реализация её мероприятий направлена на создание комфортных условий для проживания, что соответствует вектору «Жилищно-коммунальное хозяйство» направления «Жизнеобеспечение» Стратегии социально-экономического развития города.
Реализация мероприятий Программы по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, в том числе молодых семей и молодых учителей муниципальных образовательных учреждений, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, ветеранов Великовой Отечественной войны осуществляется в рамках государственной программы[3].
В нарушение пункта 5.5 Порядка № 5159 в Разделе 1, кроме указанной Стратегии и государственной программы, не содержится обоснование связи Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отражёнными в других документах стратегического планирования.
Отметим, что в соответствии с пунктом 5.5. Порядка Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» Программы должен содержать:
— характеристику текущего состояния и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования муниципального образования городской округ город Сургут и (или) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Российской Федерации, утвержденными в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым в муниципальном образовании городской округ город Сургут, относятся[4]:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования городской округ город Сургут на долгосрочный период[5];
5) муниципальные программы.
К документам стратегического планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры относятся[6]:
1) стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
2) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период;
3) бюджетный прогноз Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период[7];
4) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на среднесрочный период;
5) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
6) государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
7) схема территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся[8], в том числе следующие:
1) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
2) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
3) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предлагаем включить в содержание Раздела 1 обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отражёнными в документах стратегического планирования, предусмотренных статьёй 3 решения Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ, статьёй 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз, статьёй 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
2.7. Обращаем внимание на следующее.
Целью подпрограммы 2 в Разделе 2 является улучшение жилищных условий граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств местного бюджета.
В соответствии с расчётом показателей, представленным к проекту постановления установлено, что на 01.01.2016 на предоставление соответствующих субсидий претендуют 2550 чел. В 2016 году планируется выделить субсидии 20-ти гражданам, за 3 года (с 2016 по 2018 годы) реализации подпрограммы планируется предоставить субсидию в среднем 20-ти чел. в год. При сохранении сложившихся темпов решения данной проблемы, а также без учёта возможного появления новых претендентов на получение поддержки, обеспечить улучшение жилищных условий всем нуждающимся гражданам соответствующих категорий возможно не менее, чем за 127 лет (2550 / 20). Это свидетельствует о том, что подпрограмма 2 не обеспечивает приемлемого уровня решения проблемы, на которую она направлена, и за все годы её реализации не сможет оказать значительного влияния на существующую в этой сфере проблему.
Следовательно, либо задача не обеспечивает достижения цели, либо срок её решения не соответствует срокам реализации Программы (нарушение пункта 5.6. Порядка № 5159).
Меры социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, согласно решению Думы города № 453-V ДГ[9] действуют до
2018 года, в связи с чем расчёт целевых показателей по годам и показателей реализации мероприятий подпрограммы 2 осуществлён до 2018 года.
2.8. Структура Программы соответствует требованиям пункта 5.4 Порядка.
2.9. Анализ предлагаемых объёмов финансирования изменений Программы показал следующее.
Финансовое обеспечение Программы предусматривается за счёт межбюджетных трансфертов из федерального и окружного бюджетов, а также средств местного бюджета. Общий объём финансирования по Программе до 2030 года составляет
194 374 443 рублей, из них: в 2014 году — 48 418 629 рублей, в 2015 году —
44 357 914 рублей, в 2016 году — 34 566 700 рублей, в 2017 году — 27 148 900 рублей, в 2018 году — 25 991 300 рублей и с 2019 по 2020 годы по 6 945 500 рублей ежегодно.
Предоставление мер государственной поддержки на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых учителей на территории автономного округа предусмотрено в рамках государственной программы3. Объёмы финансирования по Программе рассчитаны до 2020 года, так как срок действия государственной программы истекает в 2020 году.
Объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2016 году составляет 34 566 700 рублей, что соответствует Проекту бюджета[10]. Информация об изменениях объёмов финансирования Программы на 2016 год в разрезе подпрограмм и источников финансирования представлена в Таблице 1.
Объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015 году соответствует объёму финансирования Программы, утверждённому решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» в редакции от 23.09.2015 № 765-V ДГ (далее — решение Думы города № 636-V ДГ) и составляет 44 357 914 рублей.
Таблица 1
(рублей)
№ п/п |
Наименование подпрограммы (задачи, мероприятия) |
Бюджетные ассигнования по программе согласно решению Думы города № 636-V ДГ |
Бюджетные ассигнования согласно проекту бюджета на 2016 год |
Бюджетные ассигнования согласно проекту постановления на 2016 год |
Отклонение бюджетных ассигнований по проекту постановления на 2016 год от бюджетных ассигнований: |
||||
2015 год |
2016 год |
по решению Думы города № 636-V ДГ |
по проекту бюджета на 2016 год (гр.6 — гр.5) |
||||||
2015 год (гр.6 — гр.3) |
2016 год (гр.6 — гр.4) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1. |
Подпрограмма 1 Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан в городе Сургуте |
8 904 164 |
8 171 600 |
8 171 100 |
8 171 100 |
-733 064 |
-500 |
0 |
|
|
ИТОГО, в том числе: |
8 904 164 |
8 171 600 |
8 171 100 |
8 171 100 |
-733 064 |
-500 |
0 |
|
|
по источникам финансирования, из них: |
8 904 164 |
8 171 600 |
8 171 100 |
8 171 100 |
-733 064 |
-500 |
0 |
|
|
— федеральный бюджет |
77 112 |
0 |
0 |
0 |
-77 112 |
0 |
0 |
|
|
— бюджет ХМАО-Югры |
8 373 052 |
7 717 600 |
7 717 600 |
7 717 600 |
-655 452 |
0 |
0 |
|
|
— местный бюджет |
454 000 |
454 000 |
453 500 |
453 500 |
-500 |
-500 |
0 |
|
2 |
Подпрограмма 2 Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств местного бюджета |
20 000 000 |
20 000 000 |
18 977 800 |
18 977 800 |
-1 022 200 |
-1 022 200 |
0 |
|
|
ИТОГО, в том числе: |
20 000 000 |
20 000 000 |
18 977 800 |
18 977 800 |
-1 022 200 |
-1 022 200 |
0 |
|
|
по источникам финансирования, из них местный бюджет |
20 000 000 |
20 000 000 |
18 977 800 |
18 977 800 |
-1 022 200 |
-1 022 200 |
0 |
|
3 |
Подпрограмма 3 Улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 |
9 643 140 |
22 538 000 |
7 417 800 |
7 417 800 |
-2 225 340 |
-15 120 200 |
0 |
|
|
ИТОГО, в том числе: |
9 643 140 |
22 538 000 |
7 417 800 |
7 417 800 |
-2 225 340 |
-15 120 200 |
0 |
|
|
по источникам финансирования, из них федеральный бюджет |
9 643 140 |
22 538 000 |
7 417 800 |
7 417 800 |
-2 225 340 |
-15 120 200 |
0 |
|
4 |
Подпрограмма 4 Улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны |
5 810 610 |
0 |
0 |
0 |
-5 810 610 |
0 |
0 |
|
|
ИТОГО, в том числе: |
5 810 610 |
0 |
0 |
0 |
-5 810 610 |
0 |
0 |
|
|
по источникам финансирования, из них бюджет ХМАО-Югры |
5 810 610 |
0 |
0 |
0 |
-5 810 610 |
0 |
0 |
|
|
ИТОГО по программе, в том числе: |
44 357 914 |
50 709 600 |
34 566 700 |
34 566 700 |
-9 791 214 |
-16 142 900 |
0 |
|
|
по администратору программы управление учета и распределения жилья |
38 547 304 |
50 709 600 |
34 566 700 |
34 566 700 |
-3 980 604 |
-16 142 900 |
0 |
|
|
по соадминистратору программы департамент архитектуры и градостроительства |
5 810 610 |
0 |
0 |
0 |
-5 810 610 |
0 |
0 |
|
|
по источникам финансирования, из них: |
44 357 914 |
50 709 600 |
34 566 700 |
34 566 700 |
-9 791 214 |
-16 142 900 |
0 |
|
|
— федеральный бюджет |
9 720 252 |
22 538 000 |
7 417 800 |
7 417 800 |
-2 302 452 |
-15 120 200 |
0 |
|
|
— бюджет
ХМАО-Югры |
14 183 662 |
7 717 600 |
7 717 600 |
7 717 600 |
-6 466 062 |
0 |
0 |
|
|
— местный бюджет |
20 454 000 |
20 454 000 |
19 431 300 |
19 431 300 |
-1 022 700 |
-1 022 700 |
0 |
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты города на Проект бюджета.
2.10. Обращаем внимание, что значение целевого показателя «Доля семей, улучшивших жилищные условия, от общего количества состоящих на учёте из числа молодых семей и молодых учителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, %» на 2015 год, отражённого в Таблице 1 Раздела 1 Программы и в Приложении к муниципальной программе в размере 10.8 %, не соответствует значению данного показателя, утверждённого Решением № 636-V ДГ в размере 8.6 %.
Предлагаем значение вышеуказанного целевого показателя привести в соответствие с Решением № 636-V ДГ, внести изменение в Программу.
2.11. В пункте 1 постановляющей части проекта постановления не указано утверждённое изменение от 15.12.2014 № 8404, а также последнее изменение в Программу от 04.09.2015 № 6147.
Предлагаем в пункт 1 постановляющей части проекта постановления внести изменение, изложив его в следующей редакции:
«1. Внести в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8985 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, на 2014-2020 годы» (с изменениями от 30.04.2014 № 2895, от 16.07.2014 № 4941, от 15.12.2014 № 8404, от 15.12.2014 № 8439, от 31.07.2015 № 5336, от 04.09.2015 № 6147) следующие изменения:».
2.12. В проекте постановления (пункт 3 постановляющей части) срок вступления в силу устанавливается с 01.01.2016. Вместе с тем, одним из оснований внесения изменений в Программу является приведение целевых показателей и объёмов финансирования 2015 года в соответствие с решением Думы города № 636-VДГ в редакции от 23.09.2015 № 765-V ДГ. Следовательно, действующую редакцию Программы необходимо привести в соответствие с указанным решением Думы города о бюджете в 2015 году.
Предлагаем внести в 2015 году отдельные изменения в действующую в настоящее время редакцию Программы либо установить срок вступления в силу рассматриваемого проекта постановления в части целевых показателей и объёмов финансирования 2015 года ранее, чем с 01.01.2016.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного предлагаем Администратору Программы:
3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах
2.6, 2.10 — 2.12 настоящего заключения.
3.2. Рассмотреть замечание, изложенное в пункте 2.7 настоящего заключения.
3.3. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счетной палаты города в срок, не позднее 21.12.2015.
Инспектор организационно-правового отдела В.С. Егоров
Согласовано
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной палаты города Сургута В.И. Жуков
Аудитор Л.А. Бережная
[1] Решение Думы города от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее — Стратегия социально-экономического развития города, Стратегия).
[2] Распоряжение Администрации города от 14.09.2015 № 2235 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 29.08.2013 № 3056 «О разработке муниципальной программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, на 2014 — 2020 годы» (далее — паспорт муниципальной программы).
[3] Постановление Правительства ХМАО — Югры от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2014 — 2020 годах» (далее — государственная программа).
[4] Статья 3 Положения об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования и их содержания, утвержденного решением Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ (далее – решение Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ).
[5] Формирование бюджетного прогноза будет осуществляться начиная с формирования проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов.
[6] Статья 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз «Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее — Закон ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз).
[7] Действие Постановления Правительства ХМАО — Югры от 31.07.2015 № 247-п (с изм. от 23.10.2015) «О Порядке разработки бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период» приостановлено до 01.01.2016.
[8] Статья 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ).
[9] Решение Думы города Сургута от 27.12.2013 № 453-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014 — 2018 годы».
[10] Проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее — Проект бюджета).