Заключение № 01-17-208/КСП на проект постановления Администрации города «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 — 2030 годы»

1.Общие положения

Контрольно-счетной палатой города Сургута (далее – КСП города) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя КСП города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016-2030 годы» (далее – Проект постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Администратором Программы[1] является департамент по экономической политике Администрации города Сургут (далее – ДЭП, Администратор программы), а соадминистратором Программы – комитет по управлению имуществом Администрации города Сургута (далее – Комитет, Соадминистратор программы).

2.Анализ Программы

2.1. Паспорт Программы утверждён распоряжением Администрации города Сургута от 31.08.2015 № 2153 «О разработке муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 — 2030 годы» (с изменениями[2]).

2.2. По результатам анализа Программы установлено следующее.

2.2.1. Программа нацелена на реализацию вектора «Бизнес» направление «Предпринимательство» Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, утверждённой решением Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ.

Из Раздела 1 «Характеристика текущего состояния» Программы следует, что до 01.01.2016 года реализация мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010 – 2012 годы и на период до 2015 года»[3] и муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014 -2020 годы»[4].

2.2.2. П. 3.2 ст. 3 приложения 1[5] к Программе установлено: «Организация мониторинга деятельности малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании в целях определения приоритетных направлений развития и формирования благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве, проведение образовательных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие молодёжного предпринимательства осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[6]».

Из буквального толкования пункта, отражённого в Проекте постановления следует, что Закон № 44-ФЗ устанавливает порядок:

— организации мониторинга деятельности малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании;
— проведения образовательных мероприятий;
— развития молодёжного предпринимательства.

Приведённое положение не соответствует ст. 1 Закона № 44-ФЗ,согласно которой: «… закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг,обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок,в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования,
а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль в сфере закупок)»
.

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным предложить изложить п. 3.2 ст. 3 приложения 1 к Программе в следующей редакции: «3.2. Закупки услуг[7] по организации мониторинга деятельности малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании в целях определения приоритетных направлений развития и формирования благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве, проведению образовательных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства и развитию молодёжного предпринимательства осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».

2.2.3. В п. 4.1 Порядка предоставления субсидий[8] указано: «Субъекты, субъекты ведущие семейный бизнес, и организации, претендующие на получение субсидии, предоставляют главному распорядителю бюджетных средств письменное заявление о предоставлении субсидии…». В целях исключения возможности различного толкования данной нормы, доступного понимания и повышения прозрачности Порядка предоставления субсидий предлагаем заменить слова «главному распорядителю бюджетных средств» на слова «Администрации города Сургута»[9], а также указать конкретное место (адрес) предоставления письменных заявлений.

Аналогичное предложение об указании наименования конкретного главного распорядителя бюджетных средств применимо к п. 4.5 Порядка предоставления субсидий.

2.2.4. В п. 4.2 Порядка предоставления субсидий указано: «Документы, предусмотренные ст. 7 настоящего порядка, а также соответствие субъектов, субъектов, ведущих семейный бизнес, и организаций, условиям и критериям, установленным ст. 2, 3, 6 настоящего порядка,
рассматриваются в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента предоставления заявления, указанного в п. 4.1 настоящего порядка.». При этом данная норма не даёт представления о том, кто (должностное лицо, структурное подразделение и т.п.) осуществляет рассмотрение документов и определение соответствия субъекта условиям и критериям, предусмотренным Порядком предоставления субсидий.

В целях исключения возможности различного толкования данной нормы, доступного понимания и повышения прозрачности Порядка предоставления субсидий предлагаем указать конкретное должностное лицо или структурное подразделение, осуществляющее рассмотрение документов и определение соответствия субъекта условиям и критериям, предусмотренным Порядком предоставления субсидий.

2.2.5. По тексту Порядка предоставления субсидий понятие «субъект» применяется раздельно от понятия «субъект, ведущий семейный бизнес». Однако понятие «субъект, ведущий семейный бизнес» не упомянуто в столбце «Получатели субсидии» Таблицы 3 Порядка предоставления субсидий. В то же время на основании сноски к указанной Таблице можно сделать вывод, что субъекты, ведущие семейный бизнес, подлежат включению в данный столбец. Предлагаем рассмотреть возможность исправления указанного недостатка.

2.2.6. В абз. 4 п. 3.13.1 Порядка предоставления грантов[10] слова «оставшейся части суммы гранта» предлагаем заменить указанием на конкретный размер части суммы гранта, например, «50% от размера гранта».

2.2.7. Приложение 1 «Форма заявления на предоставление гранта» к Порядку предоставления грантов содержит ошибку в нумерации пунктов. Предлагаем исправить данную ошибку.

2.2.8. В целях повышения прозрачности деятельности Администрации города Сургута по развитию малого и среднего предпринимательства предлагаем в п. 3.1 Приложения 1 к Программе, п. 3.1, 3.12 приложения 3 к Программе указать конкретный адрес той страницы официального сайта Администрации города Сургута в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой будет размещаться соответствующая
официальная информация.

Кроме того, предлагаем рассмотреть возможность указания на данной странице конкретных должностных лиц, ответственных за размещение соответствующей информации с их контактными данными (номер телефона, адрес электронной почты), а также дату и время размещения соответствующей информации.

2.2.9. В наименовании мероприятия 2.2 «Размещение информации, посвящённой предпринимательству на официальном сайте» в приложении 4[11] к Программе в конце предложения исключены слова «Администрации города». В целях исключения возможности различного толкования наименования мероприятия в данном случае считаем необходимым
оставить его наименование в прежней редакции.

2.2.10. Требует корректировки нумерация мероприятий задачи 3[12] в приложении 4 к Программе (после мероприятия 3.4.3 указано мероприятие 3.4.4.4, затем следует мероприятие 3.4.5). Предлагаем откорректировать нумерацию мероприятий.

2.2.11. В наименовании мероприятий 3.4.4.4, 3.4.6 в приложении 4 к Программе содержится отсылка к «статье 8 настоящего Порядка». При этом в приложении не раскрывается, о каком порядке ведётся речь. Предлагаем изложить наименования данных мероприятий в редакции,
не содержащей возможности для её неоднозначного толкования.

2.2.12. Объём финансирования мероприятий 3.1, 3.2, 3.3 в приложении 4 к Программе в строке «- за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета» столбца «2016 год» не указан и исходя из представленных в других столбцах сведений можно сделать вывод, что он должен составлять 0 рублей. Предлагаем исправить указанную ошибку.

2.2.13. В п. 4[13] таблицы 1 Программы, п. 2.2.4[14] ст. 2 приложения 1 к Программе, п. 2.8[15] Порядка предоставления субсидий, абз. 6[16] п. 5.2 Порядка предоставления грантов содержат грамматические ошибки. Предлагаем исправить указанные ошибки.

2.3. Финансовое обеспечение Программы в 2016-2030 годах предусматривается за счёт средств местного бюджета. Согласно пояснительной записке к Проекту постановления «привлечение дополнительных средств (субсидий) для софинансирования муниципальной программы из окружного бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.20.2013 № 419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы» учитывается, как прогноз софинансирования на основе уведомления о софинансировании из окружного бюджета и соглашения между Администрацией города и договора между Администрацией города и Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Общий объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2016-2030 годах предусмотрен Проектом постановления в размере 86 611 500 рублей. Финансирование предусмотрено ежегодно, равными долями по 5 774 100 рублей.

Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных Проектом постановления на реализацию Программы, соответствует параметрам финансирования, отражённым в проекте бюджета на 2016 год по данной Программе. Более детальная информация о финансовом обеспечении Программы на 2016 год представлена в приложении к настоящему заключению.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении КСП города на проект бюджета.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного предлагаем Администрации города:

3.1. Устранить замечания и учесть предложения, указанные в пунктах 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.9, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.12, 2.2.13 настоящего заключения.

3.2. Представить информацию о принятых мерах в срок, не позднее 21.12.2015.

Начальник отдела

контроля в сфере закупок                                                Д.А. Шайтан

Согласовано

Заместитель Председателя

Контрольно-счетной палаты

города Сургута                                                          В.И. Жуков

Аудитор                                                                     Л.А. Бережная

Приложение к заключению Контрольно-счетной палаты
города Сургута
от 23.11.2015 № 01-17-208/КСП

 

(рублей)

№ п/п

Наименование подпрограммы (задачи, мероприятия)

Бюджетные ассигнования по программе согласно решению Думы города от 23.12.2014
№ 636-V ДГ
(в редакции от 23.09.2015
№ 764-V ДГ)

Бюджетные ассигнования согласно
проекту бюджета и проекту
постановления
на 2016 год

Отклонение бюджетных ассигнований
по проекту бюджета (проекта постановления) на 2016 год
от бюджетных ассигнований:

2015 год[17]

2016 год

по решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ
(в редакции от 23.09.2015 № 764-V ДГ)

2015 год
(гр.5 – гр.3)

2016 год
(гр.5 – гр.4)

1

2

3

4

5

6

7

1.

Задача 1.Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность

1.1.

Мероприятие 1.1. Подготовка проектов нормативной правовой базы в сфере малого и среднего предпринимательства, предложений по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты

2.

Задача 2. Мониторинг и информационное сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

2.1.

Мероприятие 2.1. Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки

2.2.

Мероприятие 5.2. Размещение информации, посвященной предпринимательству на официальном интернет-сайте

3.

Задача 3. Совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки предпринимательства

17 494 200

6 078 000

5 774 100

-11 720 100

-303 900

3.1.

Мероприятие 3.1. Организация мониторинга деятельности малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании в целях определения приоритетных направлений развития и формирования благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве

1 978 200

3 078 000

1 615 000

-363 200

-1 463 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

278 200

0

0

-278 200

0

 

за счёт местного бюджета

1 700 000

3 078 000

1 615 000

-85 000

-1 463 000

3.2.

Мероприятие 3.2. Проведение образовательных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства

735 300

800 000

570 000

-165 300

-230 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

135 300

0

0

-135 300

0

 

за счёт местного бюджета

600 000

800 000

570 000

-30 000

-230 000

3.3.

Мероприятие 3.3 Развитие молодежного предпринимательства

830 100

700 000

475 000

-355 100

-225 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

330 100

0

0

-330 100

0

 

за счёт местного бюджета

500 000

700 000

475 000

-25 000

-225 000

3.4.

Мероприятие 3.4. Финансовая поддержка

13 950 600

1 500 000

3 114 100

-10 836 500

1 614 100

3.5.

Мероприятие 3.4.1. Финансовая поддержка организаций, осуществляющих оказание субъектам поддержки по бизнес-инкубированию, проведению выставок, ярмарок, конференций и иных мероприятий, направленных на продвижение товаров, работ, услуг на региональные и международные рынки, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов и организаций

595 200

100 000

95 000

-500 200

-5 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

495 200

0

0

-495 200

0

 

за счёт местного бюджета

100 000

100 000

95 000

-5 000

-5 000

3.6.

Мероприятие 3.4.2. Финансовая поддержка субъектов, осуществляющих производство, реализацию товаров и услуг в социально значимых видах деятельности, определенных в приложении 2 к программе, в части компенсации платежей по предоставленным консалтинговым услугам

535 400

590 000

285 000

-250 400

-305 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

285 400

0

0

-285 400

0

 

за счёт местного бюджета

250 000

590 000

285 000

35 000

-305 000

3.7.

Мероприятие 3.4.3. Финансовая поддержка Субъектов по обязательной и добровольной сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья

100 800

10 000

9 500

-91 300

-500

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

90 800

0

0

-90 800

0

 

за счёт местного бюджета

10 000

10 000

9 500

-500

-500

3.8.

Мероприятие 3.4.4.4 Финансовая поддержка субъектов, осуществляющих производство, реализацию товаров и услуг в социально значимых видах деятельности, определённых статьей 8 настоящего порядка, по приобретению оборудования (основных средств) и лицензионных программных продуктов

230 800

50 000

285 000

54 200

235 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

180 800

0

0

-180 800

0

 

за счёт местного бюджета

50 000

50 000

285 000

235 000

235 000

3.9.

Мероприятие 3.4.5. Создание условий для развития Субъектов, осуществляющих деятельность в следующих направлениях: экология, быстровозводимое домостроение, крестьянские (фермерские) хозяйства, переработка леса, сбор и переработка дикоросов, переработка отходов, рыбодобыча, рыбопереработка, ремесленническая деятельность, въездной и внутренний туризм

1 503 600

350 000

285 000

-1 218 600

-65 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

1 153 600

0

0

-1 153 600

0

 

за счёт местного бюджета

350 000

350 000

285 000

-65 000

-65 000

3.10.

Мероприятие 3.4.6. Возмещение затрат семейному бизнесу, осуществляющему производство, реализацию товаров и услуг в социально значимых видах деятельности, определённых статьей 8 настоящего порядка, и социальному предпринимательству

2 000 000

100 000

665 000

-1 335 000

565 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

1 900 000

0

0

-1 900 000

0

 

за счёт местного бюджета

100 000

100 000

665 000

565 000

565 000

3.11.

Мероприятие 3.4.7. Гранты в форме субсидий социального предпринимательства

1 391 400

100 000

665 000

-726 400

565 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

741 400

0

0

-741 400

0

 

за счёт местного бюджета

650 000

100 000

665 000

15 000

565 000

3.12.

Мероприятие 3.4.8. Гранты на организацию Центра времяпрепровождения детей

6 210 000

100 000

285 000

-5 925 000

185 000

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

5 010 000

0

0

-5 010 000

0

 

за счёт местного бюджета

1 200 000

100 000

285 000

-915 000

185 000

3.13.

Мероприятие 3.4.9. Гранты в форме субсидий начинающим предпринимателям

1 383 400

100 000

539 600

-843 800

439 600

 

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

815 400

0

0

-815 400

0

 

за счёт местного бюджета

568 000

100 000

539 600

-28 400

439 600

3.14.

Мероприятие 3.5. Имущественная поддержка

  ИТОГО:

17 494 200

6 078 000

5 774 100

-11 720 100

-303 900

по источникам финансирования, из них:

— федеральный бюджет

0

0

0

0

0

— бюджет ХМАО-Югры

11 416 200

0

0

-11 416 200

0

— местный бюджет

6 078 000

6 078 000

5 774 100

-303 900

-303 900

— внебюджетные источники

0

0

0

0

0


[1] Согласно паспорту Программы, утверждённому распоряжением Администрации города Сургута от 31.08.2015 № 2153 «О разработке муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 — 2030 годы» (в редакции от 03.11.2015 № 2630).

[2] Распоряжение Администрации города Сургута 03.11.2015 № 2630 «О внесении изменения в распоряжение Администрации города от 31.08.2013 № 2153 «О разработке муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 – 2030 годы».

[3] Постановление Администрации города Сургута от 22.09.2009 № 3673 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010 — 2012 годы и на период до 2015 года».

[4] Постановление Администрации города Сургута от 13.12.2013 № 8982 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014 — 2020 годы».

[5] Порядок и условия оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – приложение 1 к Программе).

[6] Далее — Закон № 44-ФЗ.

[7] Товаров или работ.

[8] Приложение 2 «Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам, ведущим семейный бизнес, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат» к Программе (далее – Порядок предоставления субсидий).

[9] Наименование конкретного главного распорядителя бюджетных средств.

[10] Порядок предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (далее – Порядок предоставления грантов).

[11] «Программные мероприятия, объём ассигнований на реализацию муниципальной программы и показатели результатов реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016-2030 годы»» (далее – приложение 4 к Программе).

[12] «Совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки предпринимательства».

[13] Написано «и иных мероприятийях». В данном контексте уместнее написать «и иных мероприятиях».

[14] Написано «в отношение которых». В данном контексте уместнее написать «в отношении которых».

[15] Написано «ведение бухгалтерского учета у заявителем». В данном контексте уместнее написать «ведение бухгалтерского учета заявителем».

[16] Написано «- для субъектов, применяющих упрощенной системы налогообложения». В данном контексте уместнее написать «- для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения».

[17] По данным подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014 — 2020 годы».