Годовой отчет за 2009 год

ДУМА ГОРОДА СУРГУТА
РЕШЕНИЕ

Принято на заседании Думы 30 марта 2010 года
719-IV ДГ

 Об отчёте Контрольно-счётной палаты города Сургута за 2009 год

 В соответствии со статьёй 25 Положения о Контрольно-счётной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007           № 170-IV ДГ, рассмотрев предоставленный Контрольно-счётной палатой города отчёт за 2009 год, Дума города РЕШИЛА:

  1. Утвердить отчёт Контрольно-счётной палаты города Сургута      за 2009 год согласно приложению.
  2. Главе города усилить контроль за своевременным устранением замечаний, нарушений, выявленных Контрольно-счётной палатой города Сургута в результате проводимых проверок.

Председатель Думы города
Ю.П. Кузьменко
«02» апреля 2010 г.

 

Приложение
к решению Думы города
от 02.04.2010 № 719-IV ДГ

 Отчёт
Контрольно-счётной палаты города Сургута
за 2009 год

Глава 1. Общие положения

§1. Компетенция Контрольно-счётной палаты города Сургута

Компетенция Контрольно-счётной палаты города Сургута (далее – Контрольно-счётная палата) определена Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Положением о Контрольно-счётной палате города Сургута, Положением о бюджетном процессе в городском округе город Сургут.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона № 131-ФЗ           «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьёй 44 Устава муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры контрольный орган муниципального образования – Контрольно-счётная палата в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является органом внешнего финансового контроля муниципального образования, формируемым Думой города Сургута (далее – Дума города). Контрольно-счётная палата – орган местного самоуправления городского округа, образуемый в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьями 2, 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут и статьёй 16 Положения о Контрольно-счётной палате города Сургута Контрольно-счётная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями. Для реализации целей деятельности Контрольно-счётная палата наделена контрольными, экспертно-аналитическими и информационными полномочиями, в рамках которых осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местного бюджета, проводит экспертизы проектов местного бюджета и проектов муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счёт средств местного бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение.

 §2. Цели деятельности Контрольно-счётной палаты

 Целями деятельности Контрольно-счётной палаты являются:

1)       контроль за исполнением местного бюджета;

2)       контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета;

3)       контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения отчёта об исполнении местного бюджета;

4)       контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.

 §3. Область действия контрольных полномочий Контрольно-счётной палаты

Контрольные полномочия Контрольно-счётной палаты распространяются на органы местного самоуправления города и их структурные подразделения, получателей бюджетных средств города, а также на муниципальные учреждения и предприятия в части муниципального имущества.

 §4. Виды, формы и методы деятельности Контрольно-счётной палаты

 Контрольно-счётная палата осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением местного бюджета, что предполагает проведение целого комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный цикл контроля за исполнением бюджетов каждого финансового года, реализуемого на трёх последовательных стадиях:

1) предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год;

2) оперативного (текущего) контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года;

3) последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчётный финансовый год.

Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля составляет каркас единой системы контроля Контрольно-счётной палаты за формированием и исполнением местного бюджета. Он существенно дополняется контрольными мероприятиями, тематическими проверками, экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в соответствии с планом работы, утверждаемым Думой города и сформированным по предложениям Главы города, постоянных комитетов Думы города, депутатов Думы города и по инициативе Контрольно-счётной палаты.

 §5. Обеспечение деятельности Контрольно-счётной палаты

Контрольно-счётная палата продолжала формирование своей организационно-методической базы. В 2009 году разработаны и утверждены:

методика проведения внешней проверки годового отчёта об исполнении местного бюджета  муниципального образования;

методика проведения внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств;

методика проведения экспертизы проекта решения о бюджете городского округа (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период.

 Глава 2. Основные направления деятельности Контрольно-счётной палаты в 2009 году

§1. Основные направления деятельности Контрольно-счётной палаты за 2009 год

В 2009 году Контрольно-счётная палата строила свою работу в соответствии с целями и задачами, возложенными на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, Уставом муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Положением о Контрольно-счётной палате города Сургута, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципального образования городской округ город Сургут, а также на основе плана работы на 2009 год, утверждённого решением Думы города от 26.12.2008 № 482-IV ДГ.

Приоритетным направлением в деятельности Контрольно-счётной палаты оставалось усиление и повышение эффективности контроля за рациональным использованием бюджетных средств, соблюдением порядка управления, распоряжения муниципальной собственностью органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и организациями, контроль за ходом реализации на территории города Сургута приоритетных национальных проектов.

Контрольно-счётная палата свои усилия в отчётном периоде направляла на:

1) усиление контроля за поступлением средств в доход местного бюджета от использования муниципальной собственности;

2) усиление экспертно-аналитической направленности своей деятельности;

3) изучение методических и нормативных правовых документов, необходимых для контроля за эффективностью использования бюджетных средств;

4) обеспечение проведения общественно значимых комплексных контрольных мероприятий.

 §2. Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты за 2009 год

Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счётной палаты в 2009 году, приведены в таблице.

№ п/п

Показатель

Значение

1.

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:

1)                контрольно-ревизионных мероприятий

2)                экспертно-аналитических мероприятий

101

17

84

2.

Выявлено нарушений финансовой дисциплины и порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (тыс. рублей), в том числе:

1) недополученные доходы бюджета

2) несвоевременно полученные доходы бюджета

3) нарушения действующего законодательства в части порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью

4) нарушения постановки бухгалтерского и бюджетного учёта

5) нарушение порядка предоставления субсидий

6) неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в их использовании

7) неправомерные расходы бюджета

8) потери местного бюджета

9) отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность

10) необоснованное отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность

11) завышение суммы обеспечения по договору бюджетного кредитования

12) безрезультатные и неэффективные расходы бюджета

13) расходы бюджета, произведённые с нарушением норм и требований градостроительного законодательства

5 577 312,11

32 942,05

767,40

4 639 728,42

40 617,80

2 087,84

5 935,10

25,32

35 576,13

639 906,53

8 035,00

35 295,00

11 124,66

125 270,86

3.

Восстановлено средств в местный бюджет (тыс. рублей)

11 799,98

 Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществлённых Контрольно-счётной палатой в 2009 году в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, своевременно направлялась в Думу города и Главе города.

Заключения Контрольно-счётной палаты на проект бюджета городского округа город Сургут на 2010 год и плановый период 2010 – 2012 годов обсуждались на заседаниях постоянных комитетов Думы города, депутатских слушаниях и заседаниях Думы города в ходе рассмотрения проектов соответствующих решений.

В процессе проверок Контрольно-счётная палата оказывала содействие проверяемым организациям в правильности ведения бухгалтерского учёта, устранении недостатков в исполнении смет расходов и приведении их в соответствие с требованиями бюджетного законодательства.

 Глава 3. Экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной палаты

 Являясь органом внешнего финансового контроля, Контрольно-счётная палата предоставляет Главе города и депутатам Думы города независимую информацию, объективные заключения о состоянии городского бюджета, о законности и эффективности действий органов исполнительной власти по управлению и распоряжению муниципальными финансами и имуществом.

Деятельность Контрольно-счётной палаты в 2009 году сохранила экспертно-аналитическую направленность, сочетающую практические исследования и установление острых проблем социально-экономического развития города, пресечение незаконных и неэффективных расходов местного бюджета в их системной взаимосвязи.

В 2009 году проведено 84 экспертно-аналитических мероприятия.

В соответствии с Положением о Контрольно-счётной палате города Сургута, Контрольно-счётная палата осуществляла экспертизу проектов решений Думы города и иных нормативных актов, затрагивающих вопросы бюджета города, проводила анализ и исследования нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

За отчётный период было подготовлено и направлено в Думу города, Администрацию города 82 заключения Контрольно-счётной палаты на проекты решений Думы города, в том числе:

1) 22 заключения на проекты решений Думы города по вопросам, предусматривающим расходы, покрываемые за счёт средств местного бюджета или влияющим на его формирование и исполнение;

2) 28 заключений на проекты решений Думы города, затрагивающие вопросы управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города;

3) 32 заключения на проекты решений Думы города по вопросам организации бюджетного процесса в городском округе город Сургут.

В рамках предварительного контроля подготовлено заключение на проект бюджета городского округа город Сургут на 2010 год и на плановый период 2011 – 2012 годов. При подготовке заключения проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования бюджета, параметров его основных показателей.

В заключении отмечены следующие замечания:

1. В дополнительных материалах, предоставленных к проекту бюджета, отсутствует информация о порядке расчёта плановых объёмов поступлений доходов в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (администратором является департамент имущественных и земельных отношений Администрации города) по некоторым доходным источникам.

2. В доходной части бюджета и источниках финансирования дефицита бюджета учтены поступления от продажи акций, которые не предусмотрены прогнозным планом приватизации имущества на 2010 год и земельных участков, которые не вошли в перечень земельных участков, утверждённый для формирования на торги в 2009 году.

3. В составе предоставленного перечня публичных нормативных обязательств на 2010 год содержатся обязательства, утверждённые решениями Думы города, не связанные с решением вопросов, отнесённых законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления, и их действие в планируемом периоде ограничивается пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также расходы, финансирование которых должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Решением Думы города от 25.12. 2009 № 663-IV ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2010 год и плановый период 2011 – 2012 годов» вышеуказанные расходы утверждены.

Администрации города рекомендовано:

1) до принятия решения «О бюджете городского округа город Сургут на 2010 год и плановый период 2011 – 2012 годов» внести изменения в прогнозный план приватизации на 2010 год, разработать и принять правовой акт, закрепляющий перечень земельных участков, не вошедших в утверждённый перечень для формирования торгов в 2010 году или внести изменения в утверждённый перечень земельных участков;

2) в целях повышения качественного уровня прогнозирования доходов бюджета от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, разработать и утвердить «Правила разработки прогнозного плана приватизации муниципального имущества»;

3) по долгосрочным целевым программам:

а) объём финансирования программных мероприятий, запланированный в проекте бюджета на 2010 год и плановый период 2011 – 2012 годов привести в соответствие объёмам, утверждённым по данным программам;

б) привести в соответствие с Постановлением Администрации города от 28.03.2008 № 816 мероприятия по реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2007 – 2011 годы;

в) привести в соответствие со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации название долгосрочной целевой программы «Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья за счёт средств местного бюджета» на 2010 – 2018 годы;

г) утвердить правовым актом Администрации города долгосрочную целевую программу «Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях непригодных для проживания на 2006 – 2015 годы»;

д) привести в соответствие с перечнем объектов, на которые запланированы ассигнования в бюджете, перечень объектов, утверждённый программой «Проектирование и строительство инженерных сетей на 2010 – 2012 годы».

По итогам экспертизы проектов смет расходов главных распорядителей бюджетных средств на 2010 год Администрации города было рекомендовано:

1) разработать правовой акт, регламентирующий единый подход к планированию расходов на материально-техническое и организационное обеспечение деятельности муниципальных учреждений, финансирование которых осуществляется за счёт средств местного бюджета;

2) при составлении бюджетной росписи на 2010 год главным распорядителям бюджетных средств относить расходы бюджета на соответствующие статьи классификации сектора государственного управления.

Замечания Контрольно-счётной палаты частично учтены до принятия бюджета города. После утверждения бюджета города, во исполнение замечаний Администрацией города приняты муниципальные правовые акты. Ряд замечаний предполагается устранить в течение года и остаётся на контроле Контрольно-счётной палаты.

В рамках текущего контроля проведена экспертиза 6-ти проектов решений Думы города «О внесении изменений в решение Думы города        от 18.12.2008 № 478-IV ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2009 год и плановый период 2010 – 2011 годов».

При проведении экспертизы вышеуказанных проектов и предоставленных к ним материалов, проверено соответствие вносимых изменений в утверждённые параметры бюджета требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации Положению о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, также рассмотрено наличие обоснований, подтверждающих внесение изменений в бюджет городского округа город Сургут и подготовлено 6 заключений.

По 3-м экспертизам предоставленных проектов даны положительные заключения: от 21.10.2009 № 85, от 24.11.2009 № 91, от 22.12.2009 № 101.

По 3-м экспертизам предоставленных проектов были сделаны замечания (заключения от 20.03.2009 № 18, от 22.05.2009 № 42, от 23.09.2009 № 78), которые не были учтены при принятии решений Думой города.

Кроме того, проведена экспертиза 4-х проектов решений Думы города, по которым подготовлены положительные заключения:

«Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый год и плановый период»;

«О согласовании полной замены дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и регионального фонда финансовой поддержки поселений дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц»;

«О внесении изменений в решение Сургутской городской Думы          от 26.10.2005 № 505-III ДГ «Об установлении земельного налога»;

«О внесении изменений в решение Думы города от 28.03.2008             № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут» и подготовлены заключения по предоставленным к ним материалам.

В рамках последующего контроля проведена внешняя проверка годового отчёта «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2008 год» и подготовлено заключение по результатам проверки.

В рамках проведения внешней проверки годового отчёта                    «Об исполнении бюджета городского округа город Сургута за 2008 год» проведена внешняя проверка консолидированной бюджетной отчётности и бюджетной отчётности 12-ти главных администраторов бюджетных средств, по результатам которой выявлено нижеследующее.

1. Данные форм годовой бюджетной отчётности за 2008 год показали наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

2. Наличие неисполненных договорных обязательств по муниципальным контрактам, срок действия которых истёк в отчётном периоде.

3. Выявлены факты недостоверности показателей  форм годовой бюджетной отчётности в части отражения не в полном объёме дебиторской и кредиторской задолженности.

4. Наличие в учреждениях федеральных органов власти, а также органов власти субъекта Российской Федерации имущества городского округа город Сургут, которое должно быть передано на баланс соответствующих учреждений.

Администрации города по всем отмеченным фактам было рекомендовано:

1) разработать до 01.06.2009 года план мероприятий с целью устранения замечаний и нарушений, отмеченных в данном заключении, с указанием ответственных лиц и конкретных сроков исполнения каждого мероприятия, направить его в Контрольно-счётную палату и Думу города;

2) отражать достоверную информацию в бюджетной отчётности, в части отражения в полном объёме просроченной дебиторской задолженности;

3) усилить претензионную работу по взысканию просроченной дебиторской задолженности с момента её образования, своевременно производить гашение кредиторской задолженности;

4) усилить контроль за выполнением условий муниципальных контрактов;

5) решить вопрос о передаче имущества городского округа город Сургут, находящегося в государственных учреждениях, на баланс соответствующих учреждений.

План мероприятий по устранению нарушений, выявленных Контрольно-счётной палатой по итогам сдачи бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2008 год Администрацией города разработан и предоставлен в Контрольно-счётную палату.

Приняты меры, направленные на сокращение просроченной дебиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности, частично передано в государственную собственность муниципальное имущество. Вопрос находится на контроле в Контрольно-счётной палате.

За отчётный период (2009 год) Контрольно-счётной палатой в порядке реализации экспертно-аналитических полномочий было подготовлено и направлено в Думу города и Администрацию города всего 84 заключения и 4 письма с мотивированной позицией Контрольно-счётной палаты на проекты решений Думы города, в том числе:

по вопросам, предусматривающим расходы, покрываемые за счёт средств местного бюджета или влияющим на его формирование и исполнение – 22 заключения;

по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города – 28 заключений;

по вопросам организации бюджетного процесса в городском округе город Сургут – 32 заключения.

Было дано 4 отрицательных заключения на проекты решений Думы города, которые не были учтены при принятии решений Думы города.

В отношении иных заключений следует указать, что при наличии замечаний Контрольно-счётной палаты они в основном устранялись до заседания Думы города путём внесения соответствующих поправок в предоставленные проекты решений Думы города.

За отчётный период подготовлено 3-и заключения на проекты решений Думы города о городских целевых программах с предложениями по внесению изменений в проекты решений Думы города. Два проекта были приняты с учётом предложений Контрольно-счётной палаты.

Подготовлено 2-а заключения на проекты решений Думы города, которые выносились на рассмотрение Думы города повторно, один из них направлялся на повторное рассмотрение с учётом замечаний Контрольно-счётной палаты.

В порядке проведения экспертизы и согласования проектов муниципальных правовых актов Главы города рассмотрено 13 проектов, из которых 11 согласованы без замечаний, 2 – с замечаниями. Соответствующие  изменения в тексты указанных проектов постановления и распоряжения Главы города были внесены.

По поручению Председателя Думы города рассмотрен протест прокурора города Сургута на решение Думы города и подготовлено письмо в Думу города с рекомендацией об удовлетворении протеста.

 Глава 4. Контрольная деятельность Контрольно-счётной палаты

Контрольная деятельность в 2009 году являлась основным видом деятельности Контрольно-счётной палаты. По плану работы на 2009 год проведено 17 контрольных мероприятий, в том числе 1 – привлечёнными специалистами по разработанному Контрольно-счётной палатой техническому заданию по протокольному поручению Думы города, подготовлено 16 заключений, 11 актов, 5 справок.

 §1. Контрольно-ревизионная деятельность Контрольно-счётной палаты

 В 2009 году проведено 9 контрольных мероприятий по анализу расходования бюджетных средств в рамках целевых и ведомственных программ.

1. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета, предусмотренных решением Думы города от 26.12.2006                 № 146-IV ДГ по целевой программе «Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья за счёт средств местного бюджета» в 2007 – 2008 годах» (управление учёта и распределения жилья Администрации города; заключение от 16.06.2009 № 53; акт от 21.05.2009).

2. Проверка законности и целевого использования бюджетных средств, предусмотренных в 2008 году в ведомственной программе «Ремонт городских автомобильных дорог» по разделу 05, подраздел 03, КЦСР 6000200, КВР 500 (МУ «Дорожно-транспортная дирекция», СГМУП «ДорРемТех»; заключение от 16.07.2009 № 58; акты от 18.06.2009 и              от 24.06.2009; справка от 11.06.2009).

3. Проверка целевого использования средств местного бюджета, предусмотренных в 2009 году на реализацию мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на территории города Сургута (СГМУСП «Северное»; заключение от 29.12.2009 № 106; акт от 11.12.2009).

4. Проверка законности, целевого и эффективного использования средств местного бюджета на командировочные расходы и иные компенсационные выплаты работникам департамента имущественных и земельных отношений Администрации города в 2008 году (департамент имущественных и земельных отношений Администрации города; заключение от 02.04.2009 № 23; акт от 02.03.2009).

5. Мониторинг исполнения городских целевых программ в 2008 году (заключение от 17.04.2009 № 30).

6. Мониторинг мероприятий программы по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на территории города Сургута на 2008 – 2011 годы (заключение от 29.05.2009  № 50).

7. Мониторинг мероприятий программы по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» в городе Сургуте на 2008 – 2010 годы (заключение от 29.05.2009     № 51).

8. Мониторинг мероприятий программы по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городе Сургуте на 2008 – 2010 годы (заключение от 09.04.2009 № 27).

9. Мониторинг мероприятий программы по реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» в городе Сургуте на 2008 – 2010 годы (заключение от 22.05.2009 № 41).

Нарушения и недостатки по вышеуказанным проверкам носят системный характер:

  • в части ведения бухгалтерского учёта – (первичные учётные документы (акты приёмки выполненных работ) составлены без указания обязательных реквизитов, в авансовых отчётах, а также в заявлениях на выдачу аванса суммы полученного аванса приводятся без указания соответствующих аналитических счетов бюджетного учёта. Неправомерно компенсированы расходы за использование пассажирского транспорта общего пользования в черте одного населённого пункта, по найму жилого помещения, по оплате проезда к месту отпуска и обратно и т.д.;
  • в части анализа муниципальных правовых актов, утвердивших городские целевые программы, – отсутствие единообразного подхода к оформлению приложений (программ) к решениям представительного органа местного самоуправления; цели и задачи имеют общую формулировку, не имеют конкретного характера и планового натурального показателя достижения; не имеют этапов реализации; ожидаемые конечные результаты единообразны с задачами; ресурсное обеспечение программы зависит от утверждённых расходов бюджета городского округа на очередной финансовый год; не конкретизированы «внебюджетные источники», «другие источники», указанные в источниках финансирования программ, и механизмы их привлечения; отсутствие чёткого механизма реализации программ. Анализ муниципальных правовых актов, утвердивших информацию о ходе выполнения муниципальных целевых программ и отчёты об их исполнении, показал, что в большинстве случаев отсутствует соответствие между планируемыми и выполненными мероприятиями; отсутствуют натуральные показатели выполненных мероприятий; ряд программных мероприятий выполняется в рамках текущей деятельности исполнителей программ или в рамках целевых ведомственных программ; отсутствуют параметры степени достижения ожидаемых конечных результатов в разрезе этапов реализации программ; отсутствует оценка хода выполнения программ.

 В 2009 году проведено 2 контрольных мероприятия по соблюдению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

1. Проверка законности установки и эксплуатации рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в оперативное или доверительное управление, полноты и своевременности перечисления платы в местный бюджет (департамент архитектуры и градостроительства Администрации города; заключение        от 17.11.2009 № 89; акт от 28.08.2009).

2. Проверка порядка проведения приватизации имущества в 2008 году, I полугодии 2009 года в части соблюдения законодательства, а также своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от приватизации (департамент имущественных и земельных отношений Администрации города; заключение от 23.12.2009 № 104; акт от 16.11.2009; справка от 13.11.2009).

Нарушения и недостатки по вышеуказанным проверкам также носят системный характер:

  • работа по взысканию сумм задолженности за установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводится нерегулярно, меры воздействия на недобросовестных рекламораспространителей, предусмотренные условиями заключённых договоров и действующим законодательством, принимаются не в полной мере;
  • отражение в бюджетном учёте начисленных и полученных сумм платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также начисленных и полученных сумм пени производилось не по мере совершения операций на основании первичных учётных документов, а ежемесячно одномоментно (одной цифрой) на основании справок отдела планирования и экономического анализа;
  • не разработан документ, регламентирующий правила разработки прогнозного плана приватизации;
  • имеет место несвоевременное отражение на счетах бухгалтерского учёта хозяйственных операций, что приводит к искажению фактического объёма дебиторской задолженности.

 В 2009 году проведено 3 самостоятельных и 2 совместных с контрольно-ревизионным управлением Администрации города контрольных мероприятия по размещению и исполнению муниципальных контрактов:

1. Проверка исполнения муниципального контракта на строительство объекта «Дворец бракосочетания» по состоянию на 01.04.2009 (департамент экономической политики Администрации города, МУ «УКЗГ»; заключение от 27.08.2009 № 63; акт от 05.06.2009 № 3/7, справка от 09.06.2009).

2. Проверка исполнения муниципального контракта на строительство объекта «Станция юных натуралистов» по состоянию на 01.04.2009 (департамент экономической политики Администрации города, МУ «УКЗГ»; заключение от 28.01.2009 № 08; акт от 14.07.2009 № 4/7, справка                   от 22.07.2009).

3. Проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов межотраслевой комиссией по размещению муниципального заказа в 2008 году (межотраслевая (котировочная) комиссия по размещению муниципального заказа – заключение от 6.05.2009 № 35, акт от 30.03.2009   № 1/7).

4. Проверка формирования, размещения и исполнения муниципального заказа на выполнение работ по ремонту муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений в 2009 году (справка        от 22.12.2009).

5. Проверка расходования средств местного бюджета в комитете по здравоохранению Администрации города в части сроков заключения, исполнения муниципальных контрактов на поставку, ввод в эксплуатацию и гарантийное обслуживание  медицинского оборудования за 2008 год (комитет по здравоохранению – заключение от 17.08.2009 № 60, акт              от 25.06.2009 № 2/7).

В основном нарушения действующего законодательства Российской Федерации установлены по проверкам исполнения муниципальных контрактов на строительство объектов «Дворец бракосочетания» и  «Станция юных натуралистов» и также носят системный характер:

  • проектно-сметная документация низкого качества, разработана с нарушением нормативных требований, как по оформлению, так и по принятым проектным решениям, локальные сметные расчёты составлены с ошибками в объёмах работ;
  • в части постановки и ведения бухгалтерского учёта МУ «УКЗГ» принимало к бухгалтерскому учёту первичные учётные документы без указания обязательных реквизитов – в актах сдачи-приёмки выполненных работ отсутствуют календарные даты подписания, частично отсутствуют номера документов, допускались исправления даты документов;
  • не в полном объёме осуществлялся надлежащий контроль за исполнением договорных обязательств и действующего законодательства при исполнении контрактов на строительство объектов,  а также технический надзор за производством строительных работ;
  • незавершенные строительством объекты фактически находятся в консервации и требуют выделения дополнительных бюджетных средств под окончание и ввод в эксплуатацию.

 Следует отметить, что по результатам проверок Контрольно-счётной палатой направлено 20 представлений и информационных писем с требованием об устранении выявленных нарушений и принятии мер по их недопущению. По результатам мониторинга исполнения предписаний, рекомендаций и предложений Контрольно-счётной палаты следует отметить, что в подавляющем большинстве они рассмотрены и приняты.

Глава 5. Деятельность Контрольно-счётной палаты по информированию общественности, взаимодействию с другими контрольно-счётными органами, взаимодействию с органами местного самоуправления

§1. Информирование общественности

 В целях обеспечения большей доступности информации о деятельности Контрольно-счётной палаты и в соответствии со статьёй 16 Положения о Контрольно-счётной палате города Сургута на официальном Интернет-сайте Администрации города в разделе «Контрольно-счётная палата» организовано размещение нормативной базы, регулирующей деятельность Контрольно-счётной палаты, планы работы и отчёты о её деятельности по годам, результаты контрольных мероприятий.

Результаты деятельности Контрольно-счётной палаты выражаются в виде справок, актов и заключений, которые направляются в обязательном порядке в Думу города и Главе города.

Ежегодно план работы и отчёт о работе Контрольно-счётной палаты рассматривается на заседании Думы города и публикуется в средствах массовой информации.

Целью информационной деятельности является информирование общественности об участии Контрольно-счётной палаты как органа муниципального финансового контроля в совместной деятельности органов местного самоуправления по укреплению и дальнейшему оздоровлению экономики и финансов города. По результатам Всероссийского конкурса  Интернет-сайтов «Прозрачный муниципалитет. Контрольные органы в Интернете» Контрольно-счётная палата на официальном web-сервере Администрации города заняла третье место.

 §2. Взаимодействие с другими контрольно-счётными органами. Повышение квалификации сотрудников

Контрольно-счётная палата города является членом Союза муниципальных контрольно-счётных органов и продолжает работу по развитию и углублению сотрудничества с другими контрольно-счётными органами.

Председатель Контрольно-счётной палаты принимала участие в работе конференции муниципальных контрольно-счётных органов. В повседневной работе осуществляется активное взаимодействие с органами внешнего финансового контроля Волгограда, Нижневартовска, Сургутского района  в части обмена методическим материалом и практическим опытом.

Сотрудники Контрольно-счётной палаты прошли обучение по программе повышения квалификации «Государственный и муниципальный финансовый контроль» в Сибирской академии государственной службы – 1 специалист. По программе «Управление государственными и муниципальными заказами» в Высшей школе экономики – 1 специалист.

Принимали участие в краткосрочном повышении квалификации, проводимом Поволжской Академией государственной службы имени       П.А. Столыпина по программе «Антикоррупционные механизмы в деятельности органов власти: разработка и внедрение» – 14 специалистов, на тему «Население и местная власть. Проблемы и перспективы взаимодействия» – 1 специалист.

 §3. Взаимодействие с органами местного самоуправления

 Продолжена работа по взаимодействию Контрольно-счётной палаты со структурными подразделениями Администрации города и постоянными комитетами Думы города.

При формировании плана работы Контрольно-счётной палаты Думой города и Главой города были внесены предложения о включении вопросов в план работы Контрольно-счётной палаты на 2010 год и решением Думы города от 29.12.2009 № 676-IV ДГ «О плане работы Контрольно-счётной палаты города Сургута на 2010 год» утверждены контрольные мероприятия.

В целях совершенствования организации контрольной работы осуществлялось взаимодействие с департаментом финансов Администрации города, департаментом по экономической политике Администрации города, департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города, департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города. Неоднократно проводились рабочие встречи руководства Контрольно-счётной палаты с руководящими работниками департаментов и комитетов Администрации города.

При рассмотрении важнейших вопросов по исполнению местного бюджета 2009 года, формировании бюджета на 2010 год и плановый период 2011 – 2012 годов, совершенствовании бюджетного процесса Председатель Контрольно-счётной палаты, начальники отделов и служб участвовали в заседаниях постоянных комитетов Думы города, депутатских слушаниях, заседаниях рабочих групп и комиссий. Результаты предварительного рассмотрения и обсуждения вышеуказанных вопросов легли в основу заключений Контрольно-счётной палаты, учтённых Администрацией города при исполнении бюджета городского округа 2009 года, рассмотрении и утверждении проекта бюджета города на 2010 год и плановый период 2011 – 2012 годов.

 ВЫВОДЫ

 План работы Контрольно-счётной палаты на 2009 год выполнен не в полном объёме. В стадии завершения находится подготовка заключений, по мониторингу реализации в 2009 году программ по реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», а также в стадии завершения и оформления результатов находятся две проверки:

реализации подпрограммы «Проектирование и строительство инженерных сетей на 2008 – 2010 годы» в части подготовки новых строительных площадок и реконструкции инженерных сетей на площадках, на которых ведётся снос и строительство новых жилых домов; наличие выделенных для целей жилищного строительства земельных участков, на которых не ведётся строительство;

законности передачи муниципальной собственности города в безвозмездное пользование в 2007 – 2008 годах.

Всего в 2009 году Контрольно-счётной палатой проведено 101 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие. Общий объём выявленных финансовых нарушений и нарушений порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью в 2009 году составил 5 577 312,11 тыс. рублей. Восстановлено средств в местный бюджет 11 799,98 тыс. рублей. Для сравнения следует отметить, что объём финансовых нарушений, выявленных Контрольно-счётной палатой в 2008 году, и восстановленных средств оценивается в 3 246 222,90 тыс. рублей и 266,5 тыс. рублей соответственно. Увеличение выявленных в 2009 году нарушений связано с увеличением объёма проверок эффективности и законности использования муниципального имущества и объясняется наличием ряда проблем в части осуществления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

За отчётный период Контрольно-счётная палата подготовила и направила в Думу города и Администрацию города 82 заключения на проекты решений Думы города, касающихся вопросов формирования, внесения изменений и исполнения местного бюджета, совершенствования бюджетного процесса, управления муниципальной собственностью, других актуальных проблем бюджетно-финансовой политики, а также по проектам иных нормативно-правовых актов; 16 заключений по результатам проведённых контрольно-ревизионных мероприятий; 20 представлений и информационных писем с требованием об устранении выявленных нарушений и принятии мер по их недопущению; 13 экспертиз и согласований проектов муниципальных правовых актов Главы города.

Из предоставленного отчёта о деятельности Контрольно-счётной палаты видно, что круг охватываемых вопросов деятельности достаточно широк. Главным в деятельности остаётся независимый внешний контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и муниципального имущества.