Заключение
на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте на 2012-2014 годы»
1. Общие положения
Настоящее Заключение подготовлено главным специалистом экспертно-аналитической службы Контрольно-счетной палаты города Сургута Л.И. Юхта в соответствии со статьёй 157 Бюджетного кодекса РФ, п.6.1 статьи 6 «Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ городского округа город Сургут» (далее – Порядок), утвержденного постановлением Администрации города Сургута от 01.03.2011 № 970 «О долгосрочных целевых программах городского округа город Сургут», статьёй 15 «Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута», утверждённого решением Думы города от 01.07.2010 № 775-IV ДГ, и на основании представленного Администрацией города Сургута проекта постановления Администрации города Сургута «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте на 2012-2014 годы» (далее – Проект).
При проведении экспертизы Проекта, долгосрочная целевая программа (далее – ДЦП) рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ, постановлению Администрации города Сургута от 01.03.2010 № 970 «О ДЦП городского округа город Сургут».
2. Анализ долгосрочной целевой программы
2.1. В результате анализа соответствия ДЦП требованиям, предусмотренным пп.5.4-5.13 Порядка, установлено следующее.
2.1.1. Раздел 1 «Паспорт ДЦП»:
— содержит подраздел «инвестиции проекта», не предусмотренный приложением 1 к Порядку, что не соответствует принципам единого подхода к оформлению ДЦП;
— администратор ДЦП не установлен;
— ожидаемые результаты в соответствующем подразделе паспорта не в полной мере соответствует показателям раздела 6 и приложения 2;
— в подразделе «Механизм реализации ДЦП…» не закреплена ответственность за достижение установленных результатов реализации ДЦП.
2.1.2. В разделе 5 «Объём бюджетных ассигнований и источники финансирования ДЦП» не отражены ассигнования администратора в связи с отсутствием последнего.
2.1.3. В разделе 6 «Целевые показатели реализации ДЦП» отдельные показатели требуют уточнения в части единиц измерения и, соответственно, установленных значений для приведения в соответствие с содержанием раздела 7 и паспорта ДЦП.
2.1.4. К разделу 8 и приложению 2 замечания технического характера:
— допущена неточность в нумерации мероприятий (двум мероприятиям присвоен № 8);
— общие объёмы финансирования ДЦП вместо итоговой строки отражены в строке с ожидаемым результатом «Охват территории ТОС от общей территории города.
Кроме того, исходя из п. 2.2 программы, в городе действуют 25 ТОС, обладающих правами юридического лица. Одним из конечных результатов ДЦП является увеличение количества ТОС до 32-х к концу 2014 года, т.е. создание за период реализации ещё 7-ми новых ТОС. При этом показателем результативности мероприятия 1 является заключение 9 соглашений между МКУ «Наш город» и вновь созданными ТОС. Необходимы пояснения, уточняющие количество ТОС, создаваемых в период реализации ДЦП (7 или 9).
2.1.5. Раздел 9 «Механизм реализации ДЦП…»:
— не устанавливает порядка координации деятельности соадминистраторов ДЦП;
— не устанавливает ответственности за достижение установленных результатов.
2.2. Оценка Проекта на соответствие требованиям, установленным п.6.1 Порядка невозможна в связи с отсутствием в представленных материалах:
— результатов экспертиз соадминистраторов ДЦП;
— результатов экспертиз каждого мероприятия на предмет соответствия полномочиям органа местного самоуправления и правового обоснования принятия расходных обязательств.
2.3. Анализ ДЦП в соответствии с требованиями п.6.6 Порядка, показал следующее.
2.3.1. При оценке приоритетности проблемы, предлагаемой для программного решения, не выявлено прямого соответствия целей и задач ДЦП основным приоритетам социально-экономического развития города, предусмотренным в нормативно-правовых актах, определяющих перспективное развитие муниципалитета (решение Думы города от 30.09.2010 № 780-IVДГ «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города на 2011-2013 годы»; постановление Администрации города от 18.10.2010 №5429 «О прогнозе социально-экономического развития города на 2011-2013 годы»). Одним из направлений в составе новых технологий управления, предусмотренных постановлением Главы города от 26.11.2009 № 85 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития городского округа город Сургут на период до 2020 года», является формирование активного социума и создание условий для формирования институтов гражданского общества через систему местного самоуправления. Развитие территориального общественного самоуправления, определённое в качестве цели ДЦП, не противоречит указанному направлению.
2.3.2. При оценке комплексности программных мероприятий установлено:
— исходя из п.2.2 программы, сдерживающим фактором развития территориального общественного самоуправления является недостаточное правовое обеспечение функционирования ТОС. В рамках ДЦП запланирована разработка критериев оценки работы должностных лиц Администрации в зависимости от качества решения проблем территории, разработка социальных паспортов территорий, а также заключение договоров на безвозмездное пользование муниципальным имуществом. Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы непосредственно деятельности ТОС не предусмотрены. Кроме того, ДЦП не содержит информации о наличии либо подготовке правовых актов, определяющих положения и условия проведения запланированных конкурсов;
— оценка соответствия программных мероприятий полномочиям органов ТОС и муниципальных казённых учреждений-исполнителей ДЦП невозможна в связи с отсутствием в комплекте предоставленных материалов копий уставов, определяющих исчерпывающий перечень видов (направлений) деятельности указанных исполнителей ДЦП;
— строительство общественного центра в п. Снежном, планируемое в рамках программного мероприятия 7 на 2013 год, не учтено в плане реализации Генерального плана города Сургута на 2010-2015 годы, утверждённом постановлением Администрации города от 03.11.2010 № 5817 и определяющем приоритеты строительства на первом этапе реализации решений Генплана (до 2015 года).
2.3.3. Оценка ресурсной обеспеченности программы невозможна в связи с отсутствием:
— информации о предлагаемой разработчиками ДЦП корректировке сложившихся приоритетов в расходовании средств, доведённых предельными объёмами бюджетных ассигнований на 2012-2014 годы, для обеспечения финансирования ДЦП;
— информации, обосновывающей плановые бюджетные расходы по каждому мероприятию ДЦП. Обязанность разработчиков ДЦП по предоставлению указанной информации не установлена Порядком, что делает невозможным корректное исполнение п.6.6.3 статьи 6 Порядка при проведении экспертизы.
2.3.4. Привлечение средств федерального и окружного бюджета для софинансирования данной ДЦП не предусмотрено.
2.3.5. Реализация ДЦП предполагает привлечение средств из внебюджетных источников в сумме 8 870 тыс.руб., при этом:
— механизм привлечения внебюджетных средств не определён;
— документы, подтверждающие готовность и финансовую способность органов территориального общественного самоуправления к участию в реализации и финансировании ДЦП, не представлены;
— доля каждого из 25-ти действующих ТОС в общем объёме привлечённых средств либо критерии её определения не указаны.
2.4. Действенный механизм реализации ДЦП не сформирован:
— не установлен администратор, который, в соответствии с п. 2.2 Порядка, должен обеспечивать эффективное взаимодействие соадминистраторов и нести ответственность за реализацию ДЦП в целом. Одним из основных принципов разработки целевых программ, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р, является определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию программы и достижение конечных результатов. Отсутствие установленного администратора в анализируемой ДЦП не соответствует направлениям совершенствования программно-целевого метода, заданным Правительством РФ, и не способствует повышению эффективности бюджетных расходов. Кроме того, отсутствие администратора при наличии более 30-ти исполнителей (в т.ч. 25 ТОС) значительно снижает управляемость ДЦП;
— ответственность за достижение результатов в ДЦП не установлена;
— не определён механизм реализации каждого из мероприятий: не оговорены порядок размещения средств, условия и критерии определения итогов при проведении городских конкурсов либо сроки их разработки и т.д.
2.5. Статьёй 185 Бюджетного кодекса РФ, статьёй 11 Положения о бюджетном процессе в городе Сургуте, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 №358-IV ДГ, установлен срок внесения на рассмотрение проекта решения о местном бюджете не позднее 15 ноября текущего года. Таким образом, требования, установленные статьёй 179.2 Бюджетного кодекса РФ в части сроков утверждения ДЦП, предлагаемых к финансированию начиная с очередного финансового года (не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете на рассмотрение представительному органу), не нарушены.
3. Заключительные положения
На основе представленного проекта постановления Администрации города Сургута «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте на 2012-2014 годы» Контрольно-счетная палата считает целесообразным рекомендовать Администрации города:
3.1. Сформировать действенный механизм реализации ДЦП: определить администратора программы, уточнить распределение ответственности; предусмотреть краткое описание порядка реализации и расходования средств по каждому мероприятию.
3.2. Провести процедуру экспертизы долгосрочной целевой программы в полном объёме, установленном статьёй 6 Порядка.
3.3. Привести во взаимное соответствие Проект и постановление Администрации города от 03.11.2010 № 5817 «Об утверждении плана реализации Генерального плана города Сургута на 2010-2015 годы» в части приоритетности и последовательности строительства объектов социальной сферы.
3.4. Доработать Проект для приведения разделов 1, 5, 6, 8, 9 ДЦП в соответствие с требованиями, предусмотренными статьёй 5 порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ городского округа город Сургут, утвержденного постановлением Администрации города Сургута от 01.03.2011 № 970.
Главный специалист
экспертно-аналитической службы
Л.И. Юхта