Как подготовить высококлассного инженера? 

Прежде всего, целесообразно отметить повышение интереса к высшему образованию, в том числе инженерному, в последние десятилетия.

Министерство науки и высшего образования РФ планирует число бюджетных мест в вузах по очным программам (бакалавриат и специалитет) с сегодняшних 358,8 тысяч, увеличить до 480,2 тысяч к 2030 году, по данным ТАСС [1]. По сведениям Минобрнауки РФ и других официальных источников и средств массовой информации, востребованы технические специалисты, бакалавры и магистры.

В средствах массовой информации все более активно обсуждают актуальные проблемы подготовки инженерно-технических специалистов в вузах России [2-7]. Из них очевидны такие аспекты, как новая парадигма или модель инженерного образования, унификация единых планов подготовки инженерных кадров, повышение количества бюджетных мест в вузах России, развитие конкурсов и грантов. При этом важно расширение набора абитуриентов на договорной основе, что следует из анализа ситуации в ведущих вузах, включая первый экономический — Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.

Так, в Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова в 2021-2022 учебном году предполагается принять на бюджет 600 чел., а на внебюджет — 2480 (бакалавриат и специалитет) [8]; по магистратуре планом предусмотрены 350 бюджетных мест и 826 с оплатой обучения по договорам [9].

В связи с вышесказанным, целесообразно подчеркнуть новые принципы в образовании: интегративные, научные коллаборации, создание базовых кафедр с участием научно-исследовательских учреждений, развитие учебно-исследовательских проектов (и различных сервисов, Интернет-платформ для их реализации), инженерной инфраструктуры, в том числе лабораторий, технопарков, центров коллективного пользования научным оборудованием.

Причем со стороны бизнес-сообщества прослеживается запрос на практически «готовых» специалистов. Думается, что это мало реально. Ведь университет или академия дают в большей степени фундаментальный базис, умение «учиться» на протяжении всей жизни, а практические навыки формируются в определенных предприятиях – на утвержденных базах практики; при этом очень хорошо, если студент работает по профилю и если это не мешает освоению основных образовательных программ.

В последнем случае возможно рассчитывать на получение компаниями «практического специалиста»; однако, как правило, это сопряжено с потерей теоретических и научно-исследовательских компетенций в багаже знаний и умений молодого специалиста. При этом, ожидается, что со стороны сетевых фирм востребованы эксперты для отделов разработок (продуктов питания, ингредиентов, биоактивных веществ; технологического оборудования, систем автоматизации и т.п.), Большое внимание придают развитию подразделений контроля качества и безопасности продукции и услуг.

В первом экономическом университете создана достаточно серьезная база для образования и науки. Это, в частности, лаборатории кафедры ресторанного бизнеса, а именно, лаборатория 3D-моделирования технологического оборудования, физико-химических исследований пищевых материалов, технологическая пищевая лаборатория и ряд других департаментов исследовательского профиля.

В связи с этим, учебная и научная инфраструктура должна систематически обновляться, для создания инноваций, особенно технико-технологических, например, технологий, оборудования, приборов и т. п.  Поэтому большое внимание уделяют закупкам приборов и оборудования, программному обеспечению, виртуальным практикумам, созданию открытых онлайн-курсов на базе наиболее распространенных платформ как корпоративных, так и открытых для всего Интернет-сообщества — Google Сайты, Stepik и других.

С учетом вышесказанного, ведущим российским университетам очень важно сконцентрировать усилия на подготовке высококонкурентных бакалавров, магистров, аспирантов, особенно инженерного профиля, обладающих компетенциями высочайшего уровня на основе отечественного и мирового опыта.

Список источников

  1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Как вуза поддерживают студентов? – Режим доступа: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=3314.
  2. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. – Режим доступа: https://cdnimg.rg.ru/pril/article/195/62/75/2_5411494948547594417.pdf.
  3. RG.RU. Минобрнауки утвердило новые правила приема в вузы. https://rg.ru/2020/09/17/minobrnauki-utverdilo-novye-pravila-priema-studentov-v-vuzy.html.
  4. РИА «Новости». Минобрнауки РФ заявило о расширении программы «Стартап как диплом». – Режим доступа: https://na.ria.ru/20201102/ministerstvo-nauki-i-vysshego-obrazovaniya-rf—1582621393.html.
  5. Национальный проект «Образование». – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project.
  6. Национальный проект «Наука». – Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/nauka.
  7. Всероссийский конкурс молодых предпринимателей. – Режим доступа: https://innomol.ru/.
  8. План приема граждан по направлениям подготовки бакалавра и специальностям для обучения за счет средств федерального бюджета и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг на 2021/22 учебный год. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (г. Москва). – Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/managements/priem/Documents/Normativ_Dokuments/2021Бак_РЭУ/Бак_КЦП_РЭУ_2021.pdf
  9. План приема граждан по направлениям подготовки магистра для обучения за счет средств федерального бюджета и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг на 2021/22 учебный год. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (г. Москва). – Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/managements/priem/Documents/Normativ_Dokuments/2021/Маг_РЭУ/Маг_КЦП_РЭУ_2021.pdf

 Подготовил Соколов А.Ю., к.т.н., доц., ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»