Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД
«Об установлении земельного налога»

« 16 »  июня 2021 г.                                                 № КСП-01-17-38

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается внести изменение в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – решение городской Думы) «в целях стимулирования инвестиционной активности, притока инвестиций, развития производственного потенциала, обеспечивающего устойчивого социально-экономического развития города, при этом в целях сохранена баланса между направлениями государственной политики и имеющимися финансовыми возможностями на муниципальном уровне», предоставив освобождение от уплаты земельного налога в размере 50 % организациям в отношении земельных участков, в границах которых реализуется инвестиционный проект в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений, с момента начала строительства, подтвержденного выданным разрешением на строительство, до ввода объекта в эксплуатацию, но не более трёх лет. Согласно части 3 проекта решения действие положений части 1 проекта решения предлагается распространить на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога с 01.01.2021.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, внесение изменений в решение городской Думы в части предоставления налоговой льготы в виде освобождения от уплаты части земельного налога соответствует положениям пункта 1 статьи 56, пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ.

Проектом решения предлагается установить налоговую льготу отдельной категории налогоплательщиков – организациям в отношении земельных участков, в границах которых реализуется инвестиционный проект в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений, с момента начала строительства, подтвержденного выданным разрешением на строительство, до ввода объекта в эксплуатацию, но не более трёх лет.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений, регулируются Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Общие принципы и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры определены Законом ХМАО-Югры от 26.06.2020№ 59-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (далее – Закон № 59-оз).

Согласно статье 10 Закона № 59-оз участие органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в развитии инвестиционной деятельности может осуществляться путем взаимодействия с уполномоченными органами по следующим направлениям:

1) предоставление в соответствии с соглашениями о реализации инвестиционных проектов в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;

2) предоставление в соответствии с соглашениями о защите и поощрении капиталовложений:

— налоговых льгот по земельному налогу;

— льгот по арендной плате в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых реализуются инвестиционные проекты;

— в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;

3) предоставление в соответствии с инвестиционными соглашениями (договорами), указанными в статье 11 Закона № 59-оз, информационных и консультационных услуг;

4) обеспечение в соответствии с инвестиционными соглашениями (договорами), указанными в статье 11 Закона № 59-оз, открытости и доступности информации об инвестиционных проектах;

5) осуществление взаимодействия в иных формах в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений со стороны муниципальных образований.

Согласно пояснительной записке к проекту решения проект постановления Администрации города «Об утверждении Положения об условиях и порядке заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений со стороны муниципального образования городской округ Сургут», подготовленный управлением инвестиций, развития предпринимательства и туризма, проходит процедуру согласования. Следовательно, в настоящее время отсутствуют заключенные городским округом Сургут соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

С точки зрения бюджетного законодательства предоставление освобождения от уплаты части земельного налога является налоговым расходом[1]. В связи с чем к проекту решения представлена аналитическая записка по результатам оценки планируемого к установлению налогового расхода, согласно которой данный налоговый расход представляется эффективным.

В ходе экспертизы выполнить оценку достоверности расчёта объёма выпадающих доходов не представилось возможным по причине отсутствия заключённых/планируемых к заключению соглашений о защите и поощрении капиталовложений и недостаточного количества исходных данных для расчёта. Согласно пояснительной записке оценка выпадающих доходов произведена условно на основании информации ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры о 44 земельных участках, используемых в промышленной деятельности, которые гипотетически могут быть предоставлены для реализации инвестиционных проектов. Объем выпадающих доходов составит примерно 11 274,3 тыс. рублей (по одному земельному участку в зависимости от кадастровой стоимости выдающие доходы могут варьироваться от 70,6 до 585,6 тыс. рублей). В связи с чем, разработчиком проекта решения предлагается данный налоговый расход учитывать в бюджете городского округа по мере заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Предлагаемая редакция части 3 проекта решения о распространении действия налоговой льготы на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога с 01.01.2021, не противоречит действующему законодательству, так как согласно пунктам 4, 5 статьи 5 Налогового кодекса РФ правовые акты  органов местного самоуправления о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» соответствует действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                           В.И. Жуков

Бережная Лариса Александровна, 52-83-63


[1] Налоговые расходы публично-правового образования – выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).