Заключение № 01-17-189/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы»

УТВЕРЖДАЮ
Председатель Контрольно-счётной
палаты города Сургута__________________ И.И. Володина
« 2 » декабря 2013 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-189/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута
«Об утверждении муниципальной программы
«Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы»

 

1. Общие положения
 

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с:

— п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»,

— ст. 44 Устава города Сургута,

— п. 6 ст. 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями),

— п. 1.9 ст. 9 Положения о Контрольно-счётной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями),

— стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП,

проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы» (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (в редакции от 20.11.2013, далее – Порядок) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Паспорт муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы» утверждён распоряжением Администрации города от 28.08.2013 № 3052 «О разработке муниципальной программы “Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы”» (с изменениями от 13.11.2013).

Администратор Программы – департамент культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города (далее – ДКМПиС).

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта муниципальной Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

2. Анализ Программы

2.1. Структура Программы соответствует требованиям, установленным Порядком. При этом имеют место отдельные замечания к содержанию разделов Программы (Таблица 1):

Таблица 1

№ п/п

Требования, установленные Порядком

Замечания к содержанию разделов Программы

Пункт

Содержание разделов Программы

Раздел 1 «Характеристика текущего состояния»

1.

п.5.5.

Раздел должен содержать: …

— правовое обоснование решения проблем муниципальной программы.

Указанный раздел содержит ссылку о том, что «правовое обоснование решения проблем настоящей муниципальной программы представлено в паспорте муниципальной программы, утверждённом распоряжением Администрации города от 28.08.2013 № 3052».

При этом паспорт муниципальной программы в соответствии с Приложением 1 к Порядку, содержит основание для разработки программы (наименование, номер и дата правовых актов, послуживших основой для разработки программы), и не содержит правового обоснования решения проблем муниципальной программы.

Кроме того, необходимо указать действующую редакцию распоряжения Администрации от 28.08.2013 № 3052* в тексте раздела 1, а именно: в редакции распоряжения Администрации города от 13.11.2013 № 3956.

Раздел 2 «Цели и задачи муниципальной программы»

2.

п.5.6.

Раздел…содержит обоснование сроков реализации программы. В разделе Программы отсутствует обоснование сроков реализации Программы.

3.

п.5.7.

Раздел содержит перечень программных мероприятий, направленных на решение задач и достижение целей муниципальной программы. Раздел (текстовая часть) не содержит перечня программных мероприятий, направленных на решение задач и достижение целей муниципальной программы. Информация о программных мероприятиях… представлена в приложении к Программе.
В случае формирования подпрограммы осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в разделе дополнительно указываются перечни объектов капитального строительства в разрезе мероприятий подпрограммы. Раздел (текстовая часть) не содержит перечни объектов капитального строительства в разрезе мероприятий подпрограммы. Данная информация представлена в приложении к Программе.

4.

п.5.10.

Подпрограмма муниципальной программы формируется в соответствии с методическими рекомендациями и содержит разделы, указанные в пункте 5.4 Порядка. Отдельные подпрограммы Программы не содержат разделы, указанные в пункте 5.4 Порядка.

*следует отметить, что распоряжение Администрации города от 28.08.2013 № 3052, а также текст раздела 5 Программы содержит ссылку на Постановление Правительства ХМАО-Югры от 13.09.2013 № 362-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы». При этом реализация государственной программы ХМАО-Югры «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы» с 01.01.2014 предусмотрена в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 422-п.

2.2. Представленная на экспертизу программа является комплексной и включает три подпрограммы оказания муниципальных услуг «Организация занятий физической культурой и массовым спортом», «Дополнительное образование в спортивных школах», «Организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время (на базе учреждений физической культуры и спорта)» и одну подпрограмму осуществления бюджетных инвестиций «Развитие инфраструктуры спорта».

Муниципальные услуги, оказываемые в рамках перечисленных подпрограмм, включены в реестр муниципальных услуг, утверждённый постановлением Администрации города Сургута от 24.02.2011 № 844 (с изменениями от 15.11.2013 года) (далее – Реестр). Состав и содержание муниципальных услуг определены Реестром.

Стандарты качества оказания указанных муниципальных услуг утверждены постановлением Администрации города Сургута от 20.02.2013 № 1079.

2.3. При оценке соответствия положений Программы нормам законов и иных нормативных правовых актов установлено следующее.

2.3.1. Основные полномочия департамента культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города в сфере физической культуры и спорта определены:

— пунктами 13, 19 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 131-ФЗ);

— статьёй 9 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 329-ФЗ);

— пунктами 2, 3, 5, 17, 18, 19, 24 части 2 статьи 41 Устава муниципального образования городской округ город Сургут, утверждённого решением Думы города от 18.02.2005 № 425-III ГД.

При этом необходимо отметить, что в рамках Программы предусмотрено решение задачи 2.1 «Развитие системы подготовки спортивного резерва в учреждениях дополнительного образования» подпрограммы «Дополнительное образование в спортивных школах». Однако, согласно федеральному закону № 131-ФЗ полномочиями по подготовке спортивного резерва муниципальные образования не наделены (они отвечают только за развитие физической культуры и массового спорта), на что также указано в Разделе 1 Государственной программы ХМАО-Югры «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 422-п (вступает в силу с 01.01.2014). Кроме того, в соответствии с подпрограммой 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» указанной Государственной программы, мероприятия по обеспечению подготовки спортивного резерва финансируется за счёт средств бюджета автономного округа, возможности финансирования данного мероприятия за счёт средств местного бюджета не предусмотрено.

Частью 2 Раздела I Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства спорта РФ от 24.10.2012 № 325, закреплено, что в систему подготовки спортивного резерва на муниципальном уровне входят:

а) муниципальные детско-юношеские спортивные (физкультурно-спортивные, физической подготовки, культурно-спортивные, спортивно-туристские, спортивно-досуговые и другие) клубы (центры));

б) учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

При этом, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 15.2 статьи 2 федерального закона № 329-ФЗ спортивный резерв – лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации. А спортивная подготовка, в свою очередь, в соответствии с пунктом 15.1 статьи 2 федерального закона № 329-ФЗ представляет собой тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

При этом деятельность учреждений дополнительного образования детей, исполняющих функции в области физической культуры и спорта, подведомственных ДКМПиС, на территории города Сургута осуществляется в соответствии с полученными ими муниципальными заданиями на оказание услуги «Дополнительное образование в спортивных школах», а не на оказание услуг по спортивной подготовке.

В соответствии с подпунктом в) пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона № 329-ФЗ обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов напрямую отнесено к полномочиям субъектов РФ в области физической культуры и спорта.

Таким образом, нормативно-правовое обоснование возможности осуществления расходов на мероприятия по развитию системы подготовки спортивного резерва за счёт средств местного бюджета в учреждениях дополнительного образования отсутствует.

2.3.2. В нарушение п. 6.1.1 Порядка экспертиза правового управления Администрации города на предмет соответствия полномочиям органа местного самоуправления, предусмотренным законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, муниципальными правовыми актами в разрезе каждого мероприятия муниципальной программы не представлена.

2.4. В результате оценки полноты предметной ситуации установлено, что существующее положение в сфере действия Программы оценена в разделе 1 не в полном объёме, например:

2.4.1. В разделе 1 Программы содержится информация о том, что в сфере физической культуры и спорта осуществляют физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением города 11 муниципальных учреждений, подведомственных ДКМПиС, из них 8 учреждений – спортивные школы, являющиеся учреждениями дополнительного образования (далее – ДОД). При этом Программа разработана (в том числе в части расходов на её реализацию) с учётом того, что МБОУ ДОД СДЮСШОР № 1 подлежит реорганизации путём присоединения к нему МБОУ ДОД ДЮСШ № 3 в соответствии с распоряжением Администрации города Сургута от 26.07.2013 № 2662. Таким образом, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с населением города в рамках реализации Программы осуществляется 10 муниципальными учреждениями.

2.4.2. По результатам характеристики текущего состояния Администратором Программы не выявлено проблем в части подпрограмм «Организация занятий физической культурой и массовым спортом», «Дополнительное образование в спортивных школах». При этом исходя из целей указанных подпрограмм (вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом, привлечение детей, подростков и молодёжи к занятиям физической культурой и спортом) следует, что в городе существует проблема недостаточного привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом, а также детей, подростков и молодёжи к занятиям физкультурой и спортом.

2.4.3. По результатам характеристики текущего состояния Администратором выявлены проблемы, которые планируется решить в рамках Программы, а именно:

1. Несоответствие уровня инфраструктуры и недостаточность собственной спортивной базы муниципальных учреждений для организации тренировочного и соревновательного процесса, организации оздоровительных лагерей дневного пребывания в каникулярное время;

2. Необходимость реализации основного направления деятельности спортивных учреждений – привлечение детей, подростков и молодёжи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовке спортивного резерва и формирования сборных команд по видам спорта, а также привлечение всех слоёв населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

По мнению КСП, при заявленном наименовании проблемы «необходимость реализации основного направления деятельности спортивных учреждений» фактически проблемой не является, а является целью создания и функционирования спортивных учреждений. Проблемой в данном случае является недостаточное привлечение детей, подростков и молодёжи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, всех слоёв населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

2.5. Анализ целей, задач и мероприятий Программы показал следующее.

2.5.1. Подпрограмма «Организация занятий физической культурой и массовым спортом»

2.5.1.1. По результатам характеристики текущего состояния в части подпрограммы Администратором не выявлено проблем. При этом целью подпрограммы является вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом. Из чего можно сделать вывод, что в городе существует проблема недостаточного привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом.

2.5.1.2. Для достижения цели Администратором в рамках подпрограммы планируется решение задачи 1.1 по повышению мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. Следует отметить, что представленное в разделе 2 «Цели и задачи муниципальной программы» обоснование соответствия задачи цели программы некорректно, так как решение данной тактической задачи не позволит «создать условия для удовлетворения потребностей населения в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга, достижении спортивных результатов», а напротив создаст дополнительную потребность в оказываемых услугах, но на условиях оказания не скажется (или скажется негативным образом, в случае если не будут обеспечены условия для удовлетворения возросшей потребности).

2.5.1.3. Подпрограммой предусмотрено решение указанной задачи посредством:

— мероприятия 1.1.1. «Реализация мероприятий по развитию физической культуры и массового спорта», которое является основой для привлечения широких слоёв населения к занятиям физической культурой и массовым спортом в городе;

— мероприятие 1.1.2. «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Организация занятий физической культурой и массовым спортом», которое напрямую не ведёт к решению задачи по повышению мотивации граждан к регулярным занятиям физкультурой и спортом, хотя и обеспечивает условия для их реализации.

Следует отметить, что мероприятие 1.1.2 предусматривает организацию соадминистратором Программы (департаментом городского хозяйства Администрации города) установки и обслуживания временных мобильных туалетов при проведении городских массовых мероприятий. По мнению КСП, данное мероприятие не направлено на обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу, и осуществляется при реализации мероприятия 1.1.1 (при проведении городских массовых мероприятий, таких как «Сургутская лыжня – 2014»; День города). Кроме того, соадминистратором учреждениям средства на реализацию этих мероприятий не выделяются, и мероприятия исполняются МКУ «ДДТиЖКК». Соответственно, расходы на организацию установки и обслуживания временных мобильных туалетов подлежат включению в мероприятие 1.1.1.

По мнению КСП, учитывая то, что в рамках подпрограммы предусмотрена оплата комитетом по физической культуре и спорту услуг по производству информационных телевизионных программ, размещению материалов в печатных СМИ, в рамках решения задачи 1.1 подпрограммы могло быть отдельно предусмотрено мероприятие по пропаганде здорового образа жизни и популяризации занятий физической культурой и спортом, непосредственно направленное на повышение мотивации граждан и вовлечение населения в регулярные занятия физкультурой.

2.5.1.4. В ходе настоящей экспертизы установлено, что в рамках мероприятия 1.1.2 «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Организация занятий физической культурой и массовым спортом» предусмотрены работы по проведению реконструкции двух хоккейных кортов «Геолог» и «Виктория» МБУ ЦФП «Надежда», которые фактически являются бюджетными инвестициями.

Содержание муниципальной услуги «Организация занятий физической культурой и массовым спортом» (в том числе обеспечение условий её оказания), установленное в соответствии с Реестром, не предусматривает включение в муниципальную услугу мероприятий по осуществлению инвестиций в объекты капитального строительства. В связи с чем, реализация данного мероприятия может осуществляться в рамках отдельной подпрограммы осуществления бюджетных инвестиций «Развитие инфраструктуры спорта» муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы».

2.5.2. Подпрограмма «Дополнительное образование в спортивных школах»

2.5.2.1. По результатам характеристики текущего состояния в части подпрограммы Администратором не выявлено проблем. При этом целью подпрограммы является привлечение детей, подростков и молодёжи к занятиям физической культурой и спортом, направленным на улучшение физической подготовленности и спортивных результатов, включение их в состав сборных команд и спортивный резерв по видам спорта. Из чего можно сделать вывод, что в городе существует проблема недостаточного привлечения детей, подростков и молодёжи к занятиям физкультурой и спортом.

2.5.2.2. Для достижения цели Администратором в рамках подпрограммы планируется решение задачи 2.1 «Развитие системы подготовки спортивного резерва в учреждениях ДОД». Следует отметить, что представленное в разделе 2 «Цели и задачи муниципальной программы» обоснование соответствия задачи цели Программы, а именно «решение данной тактической задачи позволит обеспечить тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях ДОД и привлечь дополнительное количество детей и молодёжи к занятиям физической культурой и спортом» некорректно. Решение задачи не позволит привлечь дополнительное количество детей и молодёжи к занятиям физической культурой и спортом, так как задача сформулирована таким образом, что ограничивает круг лиц-получателей услуги небольшой, отдельной частью одарённых юных спортсменов, мотивированных достижением высоких спортивных результатов в будущем и выбором спорта в качестве основного жизненного приоритета, и исключает большинство занимающихся в учреждениях ДОД.

При этом целью подпрограммы остаётся, в том числе, улучшение физического развития детей, подростков и молодёжи.

2.5.2.3. Подпрограммой предусмотрено решение указанной задачи посредством:

— мероприятия 2.1.1. «Реализация мероприятий с участием обучающихся спортивных школ и спортивного резерва», которое является основой для развития системы подготовки спортивного резерва в учреждениях ДОД;

— мероприятия 2.1.2. «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Дополнительное образование в спортивных школах», которое напрямую не ведёт к решению задачи 2.1 по развитию системы подготовки спортивного резерва в учреждениях ДОД, хотя и обеспечивает условия для их реализации;

— мероприятия 2.1.3. «Реализация мероприятий государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы». Следует отметить, что в нарушение пункта 5.7 Порядка (абзац 9) наименование данного мероприятия не обеспечивает конкретизации деятельности Администратора Программы, а именно: развитие материально-технической базы муниципальных учреждений спорта (приобретение спортивного оборудования, инвентаря и экипировки) в соответствии с п. 1.1.5 государственной программы ХМАО-Югры, утверждённой Постановлением Правительства от 09.10.2013 № 422-п.

2.5.2.4. В ходе проведения настоящей экспертизы установлено, что в нарушение п.5.7 Порядка (абзац 20) мероприятия подпрограммы «Дополнительное образование в спортивных школах» частично дублируют мероприятия подпрограммы «Организация занятий физической культурой и массовым спортом». Данный вывод сформирован на основании повторения следующих фактов:

1) деятельность учреждений, оказывающих услугу «Организация занятий физической культурой и массовым спортом» (например, в соответствии с уставом МБУ ЦФП «Надежда», утверждённым распоряжением Администрации города от 15.08.2011 № 2224), направлена на развитие и популяризацию физической культуры и массового спорта, формирование здорового образа жизни у занимающихся посредством вовлечения их в физкультурно-оздоровительную деятельность. В свою очередь, деятельность учреждений, оказывающих услугу «Дополнительное образование в спортивных школах» (например, в соответствии с Положением о МБОУ ДОД СДЮСШОР «Аверс», утверждённым на педагогическом совете от 25.04.2012 № 4), также направлена на привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни и улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;

2) реализация мероприятий подпрограммы «Дополнительное образование в спортивных школах» предусматривает проведение спортивных соревнований, систематическое участие в которых в соответствии с п. 15.1 ст. 2 Федерального закона № 329-ФЗ является обязательным элементом процесса спортивной подготовки (тренировочного процесса). В то же время реализация мероприятий подпрограммы «Организация занятий физической культурой и массовым спортом» также предусматривает проведение различных соревнований. Таким образом, в рамках обеих подпрограмм осуществляются соревновательный и тренировочный процессы;

3) муниципальная услуга «Организация занятий физической культурой и массовым спортом» в соответствии с Реестром оказывается лицам старше трёх лет, услуга «Дополнительное образование в спортивных школах» – лицам в возрасте от 5 до 30 лет. Таким образом, категория получателей услуги в возрасте от 5 до 30 лет является общей для двух муниципальных услуг.

2.5.3. Подпрограмма «Развитие инфраструктуры спорта».

2.5.3.1. Достижение цели подпрограммы по улучшению обеспечения спортивной базой учреждений физической культуры и спорта, оказывающих муниципальные услуги, предусмотрено путём решения задачи 3.1 «Совершенствование спортивной инфраструктуры города». Таким образом, задача хотя и направлена на достижение цели, но при этом является более широкой и охватывает большее число объектов (всю спортивную инфраструктуру города), чем предусмотрено целью (база учреждений, оказывающих муниципальные услуги).

2.5.3.2. Решение указанной задачи предусмотрено путём проведения:

— мероприятия 3.1.1 Администратора (ДКМПиС) по строительству и реконструкции объектов физической культуры и спорта, выполняемые муниципальными учреждениями спортивной направленности, подведомственными ДКМПиС, в том числе:

1) выполнение работ по завершению строительства объекта спорта «Спортивный городок “На Сайме”»;

2) выполнение работ по реконструкции объекта «Помещение № 23 (балкон) в зале восточных единоборств в СОК “Энергетик”»;

— мероприятия 3.1.2 соадминистратора (департамента архитектуры и строительства Администрации города) по выполнению проектных работ, работ по обследованию и строительству объектов физической культуры и спорта, в том числе:

1) выполнение проектных работ на строительство объекта «Загородный специализированный (профильный) спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпия» на базе МБУ “Олимпия” город Сургут»;

2) выполнение работ по обследованию здания по объекту «МБОУ ДОД СДЮСШОР “Югория”»;

3) выполнение работ по строительству объекта «Спортивное ядро в мкр. 35А г.Сургута. 3 пусковой комплекс»;

4) выполнение работ по строительству объекта «Спортивный центр с универсальным игровым залом № 1»;

5) выполнение работ по строительству объекта «Спортивный комплекс с плавательным бассейном на 50 м»;

6) выполнение работ по строительству объекта «Кёрлинг-центр в г.Сургуте».

В Программу строительства жилья, объектов социальной сферы, утверждённую постановлением Администрации от 03.11.2010 № 5817 «Об утверждении плана реализации генерального плана города Сургута на 2010-2015 годы» (Таблица 2), из перечня объектов, утверждённых Программой, включены следующие объекты и работы: реконструкция ДК «Энергетик»;  «Спортивный комплекс с плавательным бассейном (мкр.20)»; «Спортивно-оздоровительный центр»; «Спортивный центр с плавательным бассейном (мкр.44)». В мероприятия по развитию инфраструктуры для охраны окружающей среды и рациональному природопользованию, утверждённые постановлением Администрации от 03.11.2010 № 5817 (Таблица 9), включено обустройство городского парка «За Саймой». Иные объекты, представленные в Программе, в Генеральном плане города Сургута на 2010-2015 годы не отражены.

Таким образом, при оценке перечня объектов на предмет соответствия указанному документу следует, что в Генеральном плане города Сургута отсутствуют указанные в Программе следующие отдельные объекты: «Загородный специализированный (профильный) спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпия» на базе МБУ “Олимпия” город Сургут», «МБОУ ДОД СДЮСШОР “Югория”», «Спортивное ядро в мкр. 35А г.Сургута. 3 пусковой комплекс», «Кёрлинг-центр в г.Сургуте».

2.5.3.3. Установлены отдельные несоответствия Программы Прогнозу социально-экономического развития города Сургута на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утверждённому постановлением Администрации от 31.10.2013 № 7920.

2.6. Анализ показателей Программы показал следующее.

2.6.1. Целевые показатели реализации Программы, которые также являются конечными результатами её реализации (в соответствии с разделом 4 Программы), а именно:

— «Количество потребителей муниципальной услуги «Организация занятий физической культурой и массовым спортом, чел.»;

— «Количество обучающихся в спортивных школах, подведомственных ДКМПиС, чел.»,

— «Количество вновь введённых объектов спорта, ед.»

фактически являются показателями непосредственных результатов деятельности[1], но не конечными результатами реализации Программы (деятельности)[2], и не могут служить оценкой достижения комплексной цели Программы по созданию условий для занятий физической культурой и спортом, развитию массового спорта на территории города. По мнению КСП, в данном случае могли бы быть использованы такие показатели, как «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом», «Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом в общей численности обучающихся и студентов», «Количество спортивных сооружений на 100 тыс. чел. населения» и т.д.

Аналогично, все целевые показатели результатов реализации муниципальной программы, сформированные в разрезе отдельных подпрограмм, и которые в соответствии с разделом 4 Программы являются конечными результатами, фактически таковыми не являются.

2.6.2. Программой не предусмотрено целевого показателя результатов реализации Программы, характеризующего деятельность Администратора Программы по предоставлению муниципальной услуги «Организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время».

2.6.3. При оценке соответствия показателей Программы Прогнозу социально-экономического развития города Сургута на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утверждённому постановлением Администрации от 31.10.2013 № 7920, установлено несоответствие показателей, предусмотренных Программой показателям в сфере развития физической культуры и спорта, утверждённым Прогнозом.

2.7. При анализе предлагаемых объёмов финансирования Программы согласно расчётам и обоснованиям, представленным к проекту решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов», установлено следующее.

2.7.1. Финансовое обеспечение Программы на 2014-2016 годы запланировано в объёме 3 165 997,32 тыс. рублей, в том числе:

— 713 453,60 тыс. рублей – за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета;

— 2 449 986,07 тыс. рублей – за счёт средств местного бюджета;

— 2 557,65 тыс. рублей – за счёт платы потребителей.

В предлагаемой к утверждению Программе объёмы бюджетных ассигнований соответствуют данным проекта решения Думы города Сургута «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 и плановый период 2015- 2016 годов».

В ходе настоящей экспертизы представлено финансово-экономическое обоснование расходов на 2014 год (в размере 997 568,27 тыс. рублей). Обоснование расходов Программы на 2015-2016 годы не представлено, в связи с чем, оценить необходимость и достаточность ассигнований на реализацию Программы в 2015-2016 годах, в рамках настоящей экспертизы не представляется возможным.

2.7.2. Следует отметить, что заявленная потребность в материальных ресурсах соадминистратора Программы (департамента городского хозяйства) на протяжении всего периода реализации Программы снижается – на 1,4% в 2015 году по сравнению с 2014 годом, и на 3,1% в 2016 году по сравнению с 2015 годом, в то время как согласно прогнозу показателей инфляции (к «Прогнозу социально-экономического развития города Сургута на 2014-2016 годы» по методическим рекомендациям Минэкономразвития РФ), рост цен на услуги ЖКХ составит в 2015 году по отношению к 2014 году – 10,1%, в 2016 году по отношению к 2015 году – 9,2% (Таблица 2):

Таблица 2(руб.)

Наименование мероприятия

2014 год

2015 год

2016 год

руб.

%

руб.

%

Обеспечение комплексного содержания зданий муниципальных образовательных учреждений ДОД, подведомственных департаменту образования*

51 306 825

50 611 310

98,6

49 025 116

96,9

ИПЦ на услуги ЖКХ

110,1

109,2

*включает расходы на оплату коммунальных услуг и содержания помещений (прочих коммунальных услуг)

Согласно устным пояснениям департамента городского хозяйства, снижение расходов обусловлено проведением мероприятий по энергосбережению (проверка приборов учёта проводится один раз в три года; проведена установка окон, позволяющих сберегать тепло и т.д.).

2.7.3. В связи с одновременным поступлением на экспертизу проектов муниципальных Программ и проекта бюджета города, более детальная экспертиза представленного финансово-экономического обоснования объёмов финансирования проводится в рамках экспертизы проекта бюджета города на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. В связи с чем, результаты экспертизы проекта бюджета в части муниципальной Программы могут отличаться от выводов, изложенных в настоящем заключении, в части финансово-экономического обоснования бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю, распорядителю, получателю бюджетных средств.

Заключительные положения

На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города:

1. Рассмотреть замечания, изложенные в пунктах 2.1, 2.4, 2.5.1.2, 2.5.1.3, 2.5.1.4, 2.5.2.2, 2.5.2.3, 2.5.2.4, 2.6.1, 2.6.2.

2. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 17.01.2014.

Инспектор отдела контроля

расходов на социальную сферу                                                                       Ю.С. Смирнова



[1] Показатели, характеризующие в числовом виде объём муниципальных услуг, оказанных исполнительными органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями, потребителям услуг;

[2] Показатели, характеризующие эффект для внешних потребителей от муниципальных услуг, оказанных исполнительными органами местного самоуправления, качественное изменение социально-экономической или общественной среды (например, снижение числа аварий на объекте, снижение числа населенных пунктов, не имеющих выхода на автомобильную сеть с твердым покрытием, и т.д.).