Председатель Контрольно-счётной
палаты города Сургута__________________И.И. Володина
« 02 » декабря 2013 года
на проект постановления Администрации города «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе Сургуте на 2014-2016 годы»
1. Общие положения
Контрольно-счётной палатой города, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе Сургуте на 2014-2016 годы» (далее – Программа).
Экспертиза Программы проведена на соответствие Бюджетному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлению Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (с изменениями от 20.11.2013 № 8435, далее – Порядок).
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта Программы сформированы на основании представленных информации и документов.
2. Анализ Программы
2.1. Паспорт Программы утверждён распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3099 (с изменениями от 01.11.2013 № 3804).
Структура Программы по разделам соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 5 Порядка.
В соответствии с распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3099 «О разработке муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2016 годы» администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее – Департамент).
Программа разработана в целях реализации мероприятий, направленных на решение задач по управлению муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Цель и задача Программы установлены в пределах полномочий, определённых Положением о Департаменте, утверждённым распоряжением Администрации города от 16.04.2008 № 1081 (с изменениями от 09.08.2013 № 2822), соответствуют основным направлениям бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утверждённым постановлением Администрации города от 11.10.2013 № 7364, стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года, утверждённой постановлением Главы города Сургута от 26.11.2009 № 85, прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утверждённому постановлением Администрации города от 31.10.2013 № 7920.
Объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы соответствует объёму бюджетных ассигнований, предусмотренных в проекте бюджета города на период с 2014 года по 2016 год в размере 346 322 242 руб., из них на 2014 год – 117 068 764 руб., на 2015 год – 127 221 889 руб., на 2016 год – 102 031 589 руб.
В 2014 году объём бюджетных ассигнований в сумме 117 068 764,0 руб. планируется направить на:
— оплату СГМУП «Расчётно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства города Сургута» (далее – СГМУП «РКЦ») услуг по начислению, учёту, сбору и перечислению платы за социальный наём муниципальных жилых помещений – 515 932 руб.;
— оплату МКУ «Казна городского хозяйства» за выполнение работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома; внесение изменений в техническую документацию длительного хранения на объекты муниципального имущества; проведение оценки рыночной недвижимости объектов, материального ущерба при пожаре; ремонт муниципальных жилых помещений, предназначенных для повторного предоставления гражданам по договорам найма; за освобождение муниципальных жилых помещений от выморочного имущества и санитарную обработку данных помещений – 21 020 133 руб.;
— возмещение затрат СГМУП «Тепловик» по содержанию сетей газоснабжения и газового оборудования – 3 632 719 руб.;
— возмещение затрат управляющим компаниям в части муниципальной собственности за содержание жилых и нежилых помещений, за благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, за капитальный ремонт, накопление взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов – 25 736 320 руб.;
— содержание МКУ «Казна городского хозяйства» — 66 163 660 руб.
2.2. В экспертном заключении департамента по экономической политике Администрации города не отражена информация о проведении экспертизы Программы на соответствие основным направлениям социально-экономического развития города, отражённым в стратегии социально-экономического развития города и иных документах стратегического характера, проведение которой предусмотрено пунктом 6.1.2 Порядка.
2.3. В разделе 1 Программы «Характеристика текущего состояния» есть ссылка на Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», который устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регулирует порядок накопления, учёта и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также установлена обязанность по уплате взносов в фонд капитального ремонта. В связи с этим, данный Закон необходимо указать в паспорте Программы, как одно из правовых оснований для разработки Программы.
2.4. 1. В разделе 1 Программы «Характеристика текущего состояния» указано, что в рамках настоящей программы обеспечивается организация комплекса мероприятий, обеспечивающих условия для эффективного управления муниципальным имуществом путём проведения учёта, инвентаризации, оценки, содержания объектов муниципального имущества в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При проводимых Контрольно-счётной палатой города контрольных мероприятиях были выявлены факты расхождения данных о стоимости и количестве объектов, учтённых на балансе муниципальных унитарных предприятий и учтённых в реестре муниципального имущества.
В связи с изложенным считаем необходимым, в разделе 1 Программы, отразить информацию, наиболее характеризующую текущее состояние проблемы, например, указать:
— сколько объектов муниципального имущества всего на сегодняшний день в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
— сколько в % соотношении от общего количества имущества учтено, инвентаризировано, оценено на сегодняшний день.
2.5. В мероприятии 1.1. «Оказание услуг по начислению, учёту, сбору и перечислению платы за социальный наём муниципальных жилых помещений» показатель результатов реализации Программы не характеризует результат использования ассигнований, направленных на реализацию данного мероприятия, так как при одинаковом объёме финансирования на каждый год в размере 515 932 руб. ожидаемый результат (количество лицевых счетов) с разбивкой по годам уменьшается: 2014 год – 6 255 ед.; 2015 год – 5 555 – ед.; 2016 год – 4 855 ед., то есть объём работ уменьшается, при этом объём финансирования остается неизменным.
При установлении такого значения целевого показателя возникает риск несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ.
2.6. В мероприятии 1.2. «Выполнение работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома» установлен показатель «количество многоквартирных домов (далее – МКД), расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлён государственный кадастровый учёт», в количестве 1 017 МКД, из них на 2014 год – 400, на 2015 год – 617, на 2016 год – 0.
В разделе 1 Программы «Характеристика текущего состояния» указано, что объём работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, планируется в соответствии с постановлением Администрации города от 23.05.2013 № 3354 «Об утверждении графика проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома». В утверждённый адресный перечень МКД на 2013-2015 годы включены 1 017 МКД, из них на 2013 год — 200, на 2014 год – 409, на 2015 год – 408. В Программу на 2014-2016 годы включены объёмы, отличные от объёмов, предусмотренных указанным постановлением.
Департамент пояснил, что в настоящее время проводится работа по внесению изменений в вышеуказанное постановление с целью исключения из адресного перечня МКД, в отношении которых проведён государственный кадастровый учёт и домов, подлежащих сносу.
После утверждения нового адресного перечня МКД Департаменту следует внести изменения в мероприятие 1.2. «Выполнение работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома», в части показателей и объёмов финансирования Программы.
2.7. В финансово-экономическом обосновании мероприятия 1.5. «Организация проведения оценки рыночной стоимости объектов» на сумму 315 000,0 руб. сделана некорректная ссылка на нормативный документ — решение городской Думы от 28.12.2005 № 551-IIIГД «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Сургута», который решением Думы г. Сургута от 07.10.2009 № 604-IVДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» признан утратившим силу.
2.8. В соответствии с мероприятием 1.10. «Возмещение затрат по содержанию сетей газоснабжения и газового оборудования» в 2014 году СГМУП «Тепловик» планируется возместить затраты на содержание сетей газоснабжения в п. Снежный, в п. МО-94, в п. Лунный, по ул. Мелик-Карамова, д. 90 и 92 в размере 3 632 719 руб., из них:
— техническое обслуживание — 2 628 227 руб.;
— текущий ремонт — 319 807 руб.;
— проверка смет на текущий ремонт и обслуживание — 22 373 руб.;
— налог на имущество — 662 312 руб.
Данные сети газоснабжения находятся в хозяйственном ведении СГМУП «Тепловик», при этом не могут быть использованы в производственной деятельности, так как предприятие не является специализированной газораспределительной, газоснабжающей организацией.
В соответствии с приказами Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ) «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям» услуги по транспортировке газа для населения осуществляет ОАО «Сургутгаз», который использует вышеуказанные сети для оказания услуг газоснабжения населению города.
В соответствии с Методикой расчёта тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утверждённой приказом Федеральной службой по тарифам от 23.08.2005 № 388-э/1, ОАО «Сургутгаз» имеет право и теоретическую возможность включать расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием сетей газоснабжения и газового оборудования в тарифы на оказываемые услуги.
В настоящее время вышеуказанные расходы не включены ОАО «Сургутгаз» в тарифы, и население фактически оплачивает не все расходы, связанные с оказанием коммунальной услуги. Тогда как, постановлением Правительства РФ от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» (далее – Федеральный стандарт оплаты жилья), абзацем 3 пункта 1 постановления Правительства ХМАО – Югры от 28.10.2004 № 435-п «Об окружных стандартах перехода на новую систему оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2005 год» (далее – Стандарт уровня платежей) стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги (в целом по всем видам этих услуг) с 01.10.2005 установлен в размере 100 %.
На муниципальном уровне решениями Думы города Сургута от 20.06.2013 № 349-VДГ (с изменениями от 01.10.2013) и от 01.10.2013 № 372-VДГ, установлены социальные гарантии в виде компенсации расходов для отдельных категорий граждан на оплату коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, подвоз воды) и содержания и текущего ремонта жилых помещений, включающих в себя работы по организации проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; проведения работ по их устранению.
Для категории граждан, использующих природный газ, какие-либо гарантии не предусмотрены. В связи с чем, нет оснований на возмещение из бюджета города расходов на содержание газопроводов, находящихся в хозяйственном ведении СГМУП «Тепловик».
Департамент письменно пояснил, что ОАО «Сургутгаз» при формировании тарифов на транспортировку природного газа с 01.01.2014 и утверждения их Федеральной службой по тарифам РФ, включил затраты по содержанию сетей газоснабжения и газового оборудования в п. Снежный, п. МО-94, п. Лунный, ул. Мелик-Карамова, д. 90 и 92. И, соответственно, затраты на содержание сетей газоснабжения будут компенсироваться потребителями газа газоснабжающей организации – ОАО «Сургутгаз».
Исходя из вышеуказанного, считаем планирование бюджетных ассигнований на 2014-2016 годы на возмещение затрат по содержанию сетей газоснабжения и газового оборудования СГМУП «Тепловик» в размере 10 898 157 руб. нецелесообразным (размер ежегодной субсидии — 3 632 719 руб.). А предоставление субсидии СГМУП «Тепловик» будет являться неэффективным использованием бюджетных средств, так как достижение результата – содержание сетей газоснабжения возможно без привлечения бюджетных средств, а в соответствии с Федеральным стандартом оплаты жилья, Стандартом уровня платежей — за счёт средств потребителей природного газа.
2.9. В связи с одновременным поступлением на экспертизу проектов муниципальных Программ и проекта бюджета города, более детальная экспертиза представленного финансово-экономического обоснования ассигнований проводится в рамках экспертизы проекта бюджета города на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы. В связи с чем, результаты экспертизы проекта бюджета могут отличаться от выводов, изложенных в заключении, в части финансово-экономического обоснования бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю, распорядителю, получателю бюджетных средств.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает:
3.1. Устранить замечания, изложенные в пунктах 2.7, 2.8.
3.2. Рассмотреть замечания, изложенные в пунктах 2.2 — 2.6.
3.3. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты города в срок до 28.01.2014.
Инспектор отдела контроля
расходов на городское хозяйство С.А. Рассадкина
Инспектор организационно-правового
отдела Е.С. Галицкая