Председатель Контрольно-
счётной палаты города Сургута
________________ И.И. Володина
«02» декабря 2013 г.
на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2020 годы».
1. Общие положения
Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170- IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2020 годы» (далее – Программа).
Экспертиза Программы проведена на соответствие требованиям, установленным Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут (далее – Порядок, с изменениями от 20.11.2013 № 8435).
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта муниципальной Программы сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ Программы
2.1. В результате анализа положений проекта Программы на предмет соответствия действующему законодательству установлено следующее.
2.1.1 Паспорт Программы утвержден распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3094 (с изменениями от 13.11.2013 № 3951). В Паспорте отражена недействующая редакция постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159, так как в данное постановление от 20.11.2013 были внесены изменения.
Структура Программы по разделам соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 5 Порядка.
В соответствии с Паспортом Программы администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее – ДГХ), соадминистраторами: департамент архитектуры и градостроительства Администрации города (далее – ДАиГ) и департамент имущественных и земельных отношений (далее – ДИиЗО).
Программа разработана в целях развития транспортной системы города. Отметим, что в Паспорте Программы наименование задач № 9, 10, 11, 12 и ожидаемых результатов реализации программы совпадают, в части:
— обеспечения комплексного содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;
— увеличения объема перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом;
— обновления подвижного состава общественного транспорта.
Идентичное отражение наименований задач и результатов реализации Программы некорректно, так как задачи это проблемные ситуации с явно заданной целью, которую необходимо достичь, а результаты реализации Программы характеризуют объем и качество реализации задач, направленных на достижение конечной цели Программы.
2.1.2. Цель и задачи Программы соответствуют основным направлениям бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утверждённым постановлением Администрации города от 11.10.2013 № 7364, стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года, утверждённой постановлением Главы города Сургута от 26.11.2009 № 85, прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утверждённому постановлением Администрации города от 31.10.2013 № 7920, установлены в пределах полномочий, определённых Положением о ДГХ[1] и Положением о ДИиЗО[2].
На момент проведения экспертизы в нарушение пункта «б» части 1 статьи 13, части 2 статьи 4 Федерального закона № 8-ФЗ[3] на официальном сайте Администрации города в сети «Интернет» не размещено Положение о департаменте архитектуры и градостроительства (далее – Положение о ДАиГ), в котором отражены полномочия, задачи и функции структурного подразделения Администрации города. По устной информации специалистов ДАиГ новое Положение находится на стадии согласования и планируется его направить для утверждения в Думу города Сургута в декабре 2013 года.
2.1.3. Программа включает в себя 2 подпрограммы: «Дорожное хозяйство» (далее – Подпрограмма 1) и «Автомобильный транспорт» (далее – Подпрограмма 2). У Подпрограммы 1 две цели:
1) Развитие улично-дорожной сети в соответствии с генеральным планом развития города, отвечающей потребностям города в транспортном обслуживании для устойчивого социально-экономического развития города. Для решения данной цели определены 6 задач и 76 мероприятий;
2) Обеспечение соответствия технического состояния автомобильных дорог нормативным требованиям, создание условий безопасной эксплуатации автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечение их надлежащего санитарного состояния, для решения этой цели определены 3 задачи и 3 мероприятия.
Для Подпрограммы 2 определена одна цель – развитие устойчиво функционирующей, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы городского пассажирского транспорта, для достижения которой определены 3 задачи и 3 мероприятия.
2.2. В предлагаемой к утверждению Программе объёмы финансирования мероприятий соответствуют объемам бюджетных ассигнований, предусмотренным проектом решения Думы города Сургута «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 и плановый период 2015- 2016 годов». Всего объем бюджетных ассигнований на 2014-2020 годы составляет – 21 353 417 674,00 руб., в том числе на 2014 год — 2 299 287 523,00 руб., на 2015 год — 2 207 434 147,00 руб., на 2016 год — 2 420 464 744,00 руб. За 2014 год финансово-экономические обоснования предоставлены в полном объёме.
В связи с одновременным поступлением на экспертизу проектов муниципальных Программ и проекта бюджета города, более детальная экспертиза представленного финансово-экономического обоснования ассигнований проводится в рамках экспертизы проекта бюджета города на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы. В связи с чем, результаты экспертизы проекта бюджета могут отличаться от выводов изложенных в настоящем заключении, в части финансово-экономического обоснования бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю, распорядителю, получателю бюджетных средств.
В 2014 году бюджетные ассигнования в сумме 2 299 287 523 руб. предусмотрены на реализацию:
— Подпрограммы 1 — 1 533 968 942,00 руб.;
— Подпрограммы 2 — 765 318 581,00 руб.
Финансирование Подпрограммы 2 предусмотрено из единственного источника – местного бюджета.
Более подробная информация отражена в Приложении 1.
2.2.1. Финансовое обеспечение Подпрограммы 1 предусмотрено как из средств местного, так и окружного бюджетов. Требование, установленное п. 4 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ о соответствии целей муниципальных программ целям государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам, не нарушено.
Реализация мероприятия 3.1. задачи 3 «Строительство объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2» на 2014-2016 годы осуществляется в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014-2020 годы» с финансированием из бюджета ХМАО-Югры в общей сумме 1 393 972 000,0 руб., и средств местного бюджета на 2014-2016 годы в сумме 73 366 960,0 руб. (при выполнении муниципалитетом установленных условий софинансирования — 5% от общей суммы расходов).
2.2.2. Финансовое обеспечение Подпрограммы 2 на 2014 год в части мероприятия 10.1. по выполнению задачи 10 «Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам» определено в размере 723 063 294,00 руб.
Отметим, что достижение результата «Увеличение объема перевозок пассажиров городским общественным транспортом» планируется за счет плавного увеличения показателей с 1% в 2014-2017 годах, до 2% в 2018-2020 годах, которое в свою очередь зависит от объемов финансирования. Ежегодный плановый объем финансирования в размере 723 063 294,00 остается неизменным в течение семи лет, не учитывается ежегодное увеличение стоимости расходов в связи с инфляцией. В связи с чем существует риск привлечения дополнительных бюджетных средств для обеспечения выполнения в полном объеме услуг по городским пассажирским перевозкам.
Также отметим, что в разделе 2 Программы, в обосновании соответствия задачи 10 «Увеличение объема перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом» цели Подпрограммы 2 отражено, что «предоставление субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам в течение срока реализации программы позволит обеспечивать надежность и безопасность перевозки, а также ценовую доступность услуг транспорта на социально значимых маршрутах в границах городского округа». По мнению КСП формулировка обоснования отражена некорректно, так как в городе Сургуте отсутствуют (не определены) социально значимые маршруты, а согласно представленной ДГХ информации (письмо от 27.11.2013 № 09-02-6685/13-0-0) «в действующем законодательстве отсутствует понятие «социально значимый маршрут». На основании вышеизложенного, целесообразно исключить термин из обоснования задачи 10.
2.3. По результатам анализа состава и отраженных значений программных показателей установлено следующее.
В целом в Программе предусмотрен состав мероприятий, достаточный для достижения цели Программы, при этом данный вывод не относится к финансовому обеспечению Программы.
В части обоснованности установленных целевых значений показателей:
1) Предусмотренные целевые показатели не в полном объеме характеризуют решение программной задачи 9 по «обеспечению комплексного содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». На обеспечение выполнения данной задачи запланированы расходы, в том числе, и на зимнее содержание бесхозяйных проездов в жилых микрорайонах города. На 2014 года сумма составила – 2 578 182,00 руб.
Отметим, что «Зимнее содержание проездов к жилым строениям, приспособленным для проживания, в районах муниципального и бесхозяйного жилищного фонда» запланировано также и в муниципальной программе «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2016 годы» в следующих объемах:
— на 2014 год в сумме 9 027 925 рублей;
— на 2015 год – 9 027 925 рублей;
— на 2016 год – 7 960 543 рублей.
С целью единообразного подхода целесообразно перенести из Проекта муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2016 годы» расходы по мероприятию «Зимнее содержание проездов к жилым строениям, приспособленным для проживания, в районах муниципального и бесхозяйного жилищного фонда» в муниципальную программу «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2020 годы», с соответствующей корректировкой целевых значений показателей.
2) Результатом выполнения задачи 10 «Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам» в 2014 году является «Увеличение объема перевозок пассажиров городским общественным транспортом» на 1%. Отметим, что при планировании бюджетных ассигнований на выполнение данной задачи на основании п. 2.3. постановления Администрации города Сургута от 12.02.2013 № 857[4] ДГХ произвел расчет субсидии как разницу между суммой расходов организаций перевозчиков и планируемых доходов от оплаты населением за проезд. С учетом увеличения с 10.11.2013 стоимости проезда с 18,0 руб. до 19,0 руб. сумма доходов в 2014 году меньше суммы планируемых доходов за 2013 год на 10 220 615,0 руб. или 3,2% и, соответственно, составила 309 230 985,0 руб. и 319 451 600,0 руб. Вследствие чего, возникает риск недостижения планируемого результата по мероприятию 10.1., так как количество перевезенных пассажиров, учтенное при формировании субсидии на 2014 год изначально запланировано ниже уровня 2013 года.
2.4. Для достижения цели в подпрограмме «Дорожное хозяйство» запланированы мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ и строительству (реконструкции) следующих объектов:
— «Улица Киртбая от ул.1 «З» до ул.3 «З»;
— «Улица 5 «З» от Нефтеюганского шоссе до ул.39 «З»;
— «Автомобильная дорога к новому кладбищу»;
— «Проспект Пролетарский от ул.30 лет Победы до ул. Геологической. Реконструкция»;
— «Улица Есенина на участке от Грибоедовской развязки до ул. Крылова в микрорайоне 41. Реконструкция».
Временной интервал между проектно-изыскательскими работами и строительством (реконструкцией) по данным объектам составляет более 2 лет, что увеличивает риск признания расходов безрезультативными, вследствие устаревания проектно-сметной документации в связи с изменением норм проектирования. Более подробная информация отражена в Приложении 2.
2.5. В части процедуры утверждения Программы:
Сформировать вывод о соблюдении требований части. 6.1 Порядка невозможно в связи с отсутствием в составе представленных материалов по результатам экспертизы правового управления Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств и каждого мероприятия муниципальной программы на предмет соответствия полномочиям органа местного самоуправления, предусмотренным законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, муниципальными правовыми актами, проведение которой предусмотрено п. 6.1.1 части 6.1 раздела 6 Порядка.
Сроки предоставления проекта Программы на экспертизу в КСП города, установленные подпунктом 6.3 Порядка, не нарушены.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Рассмотреть замечания, изложенные в пунктах 2.2.2, 2.3., 2.4.
3.2. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты города в срок до 09.01.2014.
Инспектор отдела контроля
расходов на городское хозяйство Ж.А. Шаева
Инспектор отдела контроля
расходов на городское хозяйство В.Н. Швачко
Приложение 1
№ п/п |
Наименование |
Целевая статья |
Вид расходов |
Объем бюджетных ассигнований на 2014 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Муниципальная программа «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014 — 2020 годы» |
11.0.0000 |
|
2 299 287 523,0 |
|
1.1. |
Подпрограмма «Дорожное хозяйство» муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014 — 2020 годы» |
11.1.0000 |
|
1 533 968 942,0 |
|
1.1.1. |
Техническое обслуживание систем контроля за транспортными потоками «Навигация» |
11.1.2210 |
242 |
1 909 798,0 |
|
1.1.2. |
Содержание линий уличного освещения |
11.1.2210 |
244 |
52 499 687,0 |
|
1.1.3. |
Прочие работы по содержанию линий уличного освещения (утилизация ламп, инвентаризация и паспортизация) |
11.1.2210 |
244 |
1 519 995,0 |
|
1.1.4. |
Содержание дорог (в чистоте) |
11.1.2210 |
244 |
563 966 691,0 |
|
1.1.5. |
Содержание дорог |
11.1.2210 |
244 |
92 087 170,0 |
|
1.1.6. |
Прочие работы по содержанию дорог (инвентаризация и паспортизация, проверка смет, калькуляций) |
11.1.2210 |
244 |
4 863 547,0 |
|
1.1.7. |
Приобретение и установка павильонов и урн |
11.1.2210 |
244 |
2 831 289,0 |
|
1.1.8. |
Ремонт автомобильных дорог |
11.1.2210 |
244 |
206 744 847,0 |
|
1.1.9. |
Прочие расходы по содержанию дорог (налоги, госпошлины, обязательные платежи) |
11.1.2210 |
852 |
1 391 299,0 |
|
1.1.10. |
Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2, в том числе: |
11.1.4419 |
414 |
28 003 300,0 |
|
|
Выполнение проектно-изыскательских работ |
11.1.4419 |
414 |
4 376 000,0 |
|
|
Выполнение работ по строительству объекта |
11.1.4419 |
414 |
23 627 300,0 |
|
1.1.11. |
Выполнение проектно-изыскательских работ : |
11.1.4800 |
414 |
12 290 694,0 |
|
|
по объекту «Улица Киртбая от ул. 1 «З» до ул. 3 «З» |
11.1.4800 |
414 |
5 620 949,0 |
|
|
по объекту «Улица 5 «З» от Нефтеюганского шоссе до ул. 39 «З» |
11.1.4800 |
414 |
3 124 616,0 |
|
|
по объекту «Автомобильная дорога к новому кладбищу» |
11.1.4800 |
414 |
3 545 129,0 |
|
1.1.12. |
Выполнение работ по строительству объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2″ в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2» |
11.1.5419 |
414 |
448 918 600,0 |
|
1.1.13. |
Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе: |
11.1.7800 |
810 |
116 942 025,0 |
|
|
Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по содержанию линий уличного возмещения |
11.1.7800 |
810 |
55 928 105,0 |
|
|
Капитальный ремонт линий уличного освещения |
11.1.7800 |
810 |
5 694 621,0 |
|
№ п/п |
Наименование |
Целевая статья |
Вид расходов |
Объем бюджетных ассигнований на 2014 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
Субсидия на возмещение затрат по содержанию средств регулирования дорожного движения |
11.1.7800 |
810 |
55 319 299,0 |
|
1.2. |
Подпрограмма «Автомобильный транспорт» муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014 — 2020 годы» |
11.2.0000 |
|
765 318 581,0 |
|
1.2.1. |
Установка маршрутных указателей |
11.2.2210 |
244 |
903 487,0 |
|
1.2.2. |
Приобретение транспортных средств ОАО «СПОПАТ» |
11.2.4800 |
450 |
41 351 800,0 |
|
1.2.3. |
Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам |
11.2.7800 |
810 |
723 063 294,0 |
Приложение 2
Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2016 годы» | ||||||||||||
№ п/п | № мероприятия в программе | Наименование объекта | Источники финансирования | Объем финансирования (всего, руб.) | В том числе по годам: | |||||||
2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Подпрограмма «Дорожное хозяйство» | ||||||||||||
1 | «Улица Киртбая от ул.1″З» до ул.3″З» | — за счет средств местного бюджета | 297 166 899,0 | 5 620 949,0 | 291 545 950,0 | |||||||
1.1. | Выполнение проектно-изыскательских работ | 5 620 949,0 | 5 620 949,0 | |||||||||
3.3. | Строительство объекта | 291 545 950,0 | 291545950,0 | |||||||||
2 | «Улица 5″З» от Нефтеюганского шоссе до ул.39″З» | — за счет средств местного бюджета | 492 824 616,0 | 3 124 616,0 | 289 700 000,0 | 200 000 000,0 | ||||||
1.2. | Выполнение проектно-изыскательских работ | 3 124 616,0 | 3 124 616,0 | |||||||||
3.5 | Строительство объекта | 489 700 000,0 | 289700000,0 | 200000000,0 | ||||||||
3 | » Автомобильная дорога к новому кладбищу» | — за счет средств местного бюджета | 329 828 889,0 | 3 545 129,0 | 326 283 760,0 | |||||||
1.3. | Выполнение проектно-изыскательских работ | 3 545 129,0 | 3 545 129,0 | |||||||||
3.6. | Строительство объекта | 326 283 760,0 | 326283760,0 | |||||||||
№ п/п | № мероприятия в программе | Наименование объекта | Источники финансирования | Объем финансирования (всего, руб.) | В том числе по годам: | |||||||
2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
4 | «Проспект Пролетарский от ул.30 лет Победы до ул.Геологической. Реконструкция» | — за счет средств местного бюджета | 700 000 000,0 | 21 000 000,0 | 679 000 000,0 | |||||||
1.5. | Выполнение проектно-изыскательских работ | 21 000 000,0 | 21000000,0 | |||||||||
3.11 | Реконструкция объекта | 679 000 000,0 | 679000000,0 | |||||||||
5 | «Улица Есенина на участке от Грибоедовской развязки до ул.Крылова в микрорайоне 41. Реконструкция» | — за счет средств местного бюджета | 7 500 000,0 | 7 500 000,0 | ||||||||
1.6. | Выполнение проектно-изыскательских работ | 7 500 000,0 | 7500000,0 | |||||||||
Реконструкция объекта |
[1] Распоряжение Администрации города от 16.04.2008 № 1081 (с изменениями от 09.08.2013 № 2822).
[2] Решение Думы города от 26.06.2012 № 199-V ДГ.
[3] Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (с изменениями от 07.06.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
[4] Постановление Администрации города Сургута от 12.02.2013 № 857 «О порядке предоставления из местного бюджета субсидии на возмещения затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам».