Заключение № 01-17-212/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы»

Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты города
__________________ И.И. Володина
«_____»_________________ 2013 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-212/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте
на 2014 – 2016 годы»

 

1.Общие положения.

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011
№ 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 44 Устава города, Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденным решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (с изменениями от 17.09.2013 № 6661), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП.

К утверждению предлагается проект муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2016 годы» (далее – Программа).

Администратором программы является управление общественных связей Администрации города (далее – Управление).

Соадминистраторы Программы – МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута» (далее – МКУ «МФЦ») и департамент образования Администрации города.

В ходе экспертизы проекта Программы проведены оценки:

— соответствия Бюджетному кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее — Порядок) и другим нормативным правовым актам, действующим в данной сфере;

— полноты анализа предметной ситуации;

— целей и задач Программы, а также мер по их исполнению;

— состава и установленных значений программных показателей;

— предлагаемых объёмов финансирования Программы.

Процедура утверждения Программы и сроки представления проекта Программы на экспертизу в контрольно-счетную палату города (далее – КСП) соблюдены в соответствии с установленными Порядком требованиями. Необходимые согласования и экспертизы проведены, при этом в заключении департамента по экономической политике не отражена информация о результатах проведения экспертизы на предмет соответствия параметров Программы основным направлениям социально-экономического развития города, предусмотренным в документах стратегического характера. Правовым управлением Администрации города проведена экспертиза Программы на предмет правового обоснования принятия расходных обязательств и каждого мероприятия на предмет соответствия полномочиям органа местного самоуправления, предусмотренным законодательством субъекта Российской Федерации.

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

2.Анализ муниципальной программы.

2.1. Согласно статье 4 Федерального закона от 25.07.202 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

К вопросам местного значения городского округа, предусмотренным подпунктами 7.1, 7.2 статьи 16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся:

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;

— разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Таким образом, исходя из определений указанных статей Закона, реализация Программы относится к полномочиям органов местного самоуправления.

2.2. В преамбуле проекта постановления об утверждении Программы содержится ссылка на утратившее силу с 1 января 2014 года постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.08.2013 № 295-п «О государственной программе Ханты-Мансийского округа – Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы».

Справочно: в настоящее время вступило в действие постановление Правительства ХМАО – Югры от 09.10.2013 № 429-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» (далее – государственная программа).

В соответствии с данным постановлением, органам местного самоуправления рекомендовано принять участие в реализации мероприятий государственной программы, а так же разработать и принять аналогичные муниципальные программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.

2.3. В соответствии с Распоряжением Администрации города от 18.05.2012 № 1320 «Об утверждении Положения об управлении общественных связей Администрации города», Управлением осуществляются функции, связанные с обеспечением деятельности Администрации города в сфере международных, межмуниципальных, общественных связей и изучения общественного мнения. Однако в указанном положении нет четкой формулировки о выполнении функций по профилактике экстремизма.

Распределение задач и мероприятий между соадминистраторами осуществлено в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

2.4. При оценке требований к соблюдению содержания Программы, установлено следующее.

2.4.1. Структура Программы соблюдена в соответствии с требованиями, установленными Порядком, за исключением таблицы раздела 4, которая не соответствует структуре приложения 4 Порядка в части последовательности расположения цели и целевых показателей.

2.4.2. Содержание разделов Программы в целом, соответствует требованиям, установленных Порядком, но при этом имеют место отдельные замечания:

— раздел 1 Программы «характеристика текущего состояния» не содержит обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, определенных постановлением Администрации города от 31.10.2013 № 7920 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 — 2016 годов» (далее – Прогноз), а так же правовое обоснование решения проблем Программы;

— разделом 2 Программы предусмотрены сроки решения тактических задач в течение срока реализации программ, однако в нарушение п. 5.6. Порядка отсутствует обоснование срока реализации Программы;

— раздел 5 Программы, предусматривает разграничение полномочий куратора, администратора и соадминистраторов в части контроля, координации деятельности и ответственности, однако в нарушение п. 5.9. Порядка отсутствует порядок координации деятельности администратора и соадминистраторов, а так же система организации контроля, в которой должна учитываться организация деятельности подведомственных муниципальных учреждений;

2.5. Целью Программы, является создание в городе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской и региональной гражданской идентичности и социально-культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии.

Цель сформирована с учетом приоритетов развития города, отраженных в Прогнозе социально-экономического развития города и соответствует основным направлениям государственной политики в осуществлении в приоритетном порядке профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

2.6. Для достижения цели Программой предусмотрены задачи и мероприятия, направленные на их решение. Оценивая постановку задач и мероприятий, КСП считает необходимым отметить, что их формулировка ограничивает распространение Программы лишь на область образования и область деятельности этнических сообществ. При этом Программой не предусматривается возможность ее реализации, например в молодежной среде, как это предусмотрено одной из задач государственной программы, рекомендованной к реализации на уровне муниципального образования.

2.7. При анализе корректности определения показателей результатов, характере их динамики, установлено следующее.

Показатель раздела 4 «Доля обучающихся, вовлеченных в комплекс профилактических мероприятий, от общего количества обучающихся города» имеет динамику снижения относительно показателей результатов, достигнутых ранее и отраженных в таблице 1 Программы «Динамика изменения значений показателей».

Неоднозначен подход к определению конечных результатов по аналогичным показателям. Так, по своей структуре, раздел 4 состоит из двух подразделов:

1) «Целевые показатели результатов реализации муниципальной программы», в составе которых присутствует показатель «количество участников семинаров и иных мероприятий, направленных на формирование атмосферы этнокультурного взаимоуважения»;

2) «Иные показатели мероприятий муниципальной программы», в состав которых включен показатель — «количество участников семинаров».

Конечный результат первого показателя равен значению 2016 года, второго — состоит из суммы значений за три года. Кроме того, наименование этих показателей фактически дублируется, что может свидетельствовать о некорректной формулировке.

При равном объеме финансирования в течение всего срока действия Программы, показатели ожидаемого результата имеют тенденцию увеличения (пример приведен в таблице 1):

Таблица 1

Наименование мероприятия

Объем финансирования, тыс. рублей

Показатель

Ожидаемые показатели

Всего

2014 год

2015

год

2016 год

2014 год

2015 год

2016 год

Мероприятие 2.1

Организация и проведение обучающих семинаров для учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов

423

141

141

141

Количество учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов, чел.

150

160

170

Мероприятие 2.2

Проведение курсов «Развитие языковой, речевой компетентности детей мигрантов, не владеющих русским языком»

615

205

205

205

Количество детей-мигрантов, не владеющих русским языком, и прошедших курсы, чел.

96

100

105

 

Следует отметить, что в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, при составлении бюджетов, участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств и (или) наилучших результатов с использованием определённого бюджетом объёма средств.

Из чего можно сделать вывод, что достижение показателей в 2014-2015 годы возможно с меньшими затратами, либо при существующем объеме средств может быть достигнуто большее количество показателей.

2.8. Информация об общем объеме ассигнований на реализацию Программы отражена в приложении к Программе и соответствует статьям проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов».

В качестве экономического обоснования объема бюджетных ассигнований, направленных на финансирование программных мероприятий, представлен расчет расходов на реализацию Программы.

Расчет содержит сведения о направлениях расходования, размерах бюджетных средств, в разрезе статей расходов, но отсутствуют пояснения о порядке их определения (со ссылками на нормативно-правовые акты) и обоснование необходимости включения этих расходов в состав Программы.

Имеются отдельные замечания, относительно представленного МКУ «МФЦ» расчета расходов на организацию дополнительного образования. Показатели Программы в части обучения на семинарах отличаются от показателей указанных в расчетах. При одинаковой сумме расходов 150 тыс. рублей, количество человек по Программе составило 60 человек, по расчету – 30 человек. Администратору Программы следует отразить достоверную информацию о количестве человек, планируемую к обучению на семинарах.

2.9. В связи с одновременным поступлением на экспертизу проектов муниципальных Программ и проекта бюджета города детальная экспертиза представленного финансово-экономического обоснования объёмов финансирования, предусмотренных на реализацию Программы, проводится в рамках экспертизы проекта бюджета города на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Таким образом, выводы по результатам экспертизы проекта бюджета в части настоящей муниципальной Программы могут отличаться от выводов, изложенных в настоящем заключении, в части финансово-экономического обоснования бюджетных ассигнований предусмотренных на реализацию Программы по соответствующему главному распорядителю, распорядителю, получателю бюджетных средств.

 

3. Заключительные положения.

 

На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата предлагает Администрации города:

3.1. Рассмотреть замечания, изложенные в п.2.3, 2.6-2.8 настоящего заключения.

3.2. Устранить нарушения, указанные в п.2.2, 2.4.1, 2.4.2. заключения.

3.3. Решение по результатам экспертизы КСП города, в соответствии с пп.6.5 Порядка, направить в адрес Контрольно-счётной палаты не позднее 15.01.2013 года.

Инспектор отдела контроля

расходов на социальную сферу                                                                А.Н. Шукулюкова