Заключение № 01-17-213/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Сургутская семья» на 2014-2016 годы»

Утверждаю
Председатель Контрольно — счётной палаты города Сургута
_________________И.И. Володина
« 02 » декабря 2013г.

 

Заключение № 01-17-213/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута
«Об утверждении муниципальной программы «Сургутская семья» на 2014-2016 годы»

 

1. Общие положения

 

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170- IV ДГ (с изменениями); пунктом 6 части 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (в редакции от 26.02.2013), Стандартом «Экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП,  проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «Об утверждении муниципальной  программы «Сургутская семья» на 2014-2016 годы» (далее – Программа, МП) по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Программа, рассмотрена на соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут», утверждённого постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (далее — Порядок).

Все выводы по результатам настоящей экспертизы проекта муниципальной Программы сформированы на основании представленных информации и  документов.

 

2. Анализ муниципальной программы на соответствие Порядку

 

Рассматриваемая Программа, в соответствии с Порядком,  включает в себя:

— подпрограмму оказания муниципальной услуги «Организация торжественных церемоний и культурных, досуговых мероприятий» (далее – Подпрограмма);

— отдельные мероприятия Программы, направленные на достижение комплексной цели Программы «Укрепление института сургутской семьи и семейных ценностей».

            Реализацию Программы обеспечивают администратор и соадминистраторы МП. Администратором МП является Муниципальное бюджетное учреждение «Дворец торжеств» (далее – МБУ «Дворец торжеств», Учреждение). Соадминистраторами программы являются:

— департамент городского хозяйства Администрации города (далее – ДГХ);

— департамент образования Администрации города (далее – Департамент образования);

— департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города (далее – ДКМПиС);

— комитет по опеке и попечительству Администрации города.

Программа сформирована для реализации комплекса мероприятий, направленных на возрождение и укрепление семейных традиций, формирующих активную жизненную позицию населения в сфере семейных отношений, которая способствует развитию перспективных функций «Сургут – привлекательное место для жизни», определенных стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут до 2020 года. При этом отсутствие характеристик показателей МП в прогнозе социально-экономического развития не позволяет в полной мере оценить влияние выполнения мероприятий на решение проблем и динамику процесса достижения цели Программы в рамках городского округа.

В результате анализа соответствия содержания Программы требованиям Порядка установлено следующее:

2.1. Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» содержит установленные Порядком характеристику текущего положения, правовое обоснование, а также динамику изменения значений показателей за предшествующие два года и текущий год составления Программы.

2.2. Раздел 2 «Цели и задачи муниципальной программы»  в нарушение подпункта 5.6. Порядка не содержит перечень задач, направленных на достижение каждой из целей муниципальной программы (подпрограммы). В данном разделе сформулирована только одна комплексная цель без деления ее на цели мероприятий и Подпрограммы. В свою очередь в Приложении 1 к Разделу 3  и в Разделе 4 указаны как комплексная цель Программы, так и цели отдельных мероприятий и цель подпрограммы. Таким образом, данные в разделе  2 необходимо привести в соответствие с требованиями Порядка.

В нарушение подпункта 5.6. Порядка Раздел 2 также не содержит обоснование сроков реализации программы. В соответствии с абзацем 5 подпункта 5.6. Порядка «задача должна иметь срок решения в пределах срока реализации муниципальной программы». Администратору МП необходимо дополнить Раздел 2 в части обоснования сроков.

2.3. Раздел 3 Программы содержит показатели: «доля образовательных организаций, принимающих участие в мероприятиях от общего числа образовательных организаций,%», «доля образовательных организаций, принимающих участие в фестивальном движении от общего числа образовательных учреждений,%». Необходимо отметить, что «мероприятия» и «фестивальные направления» в наименовании показателей не обеспечивают конкретизацию деятельности соадминистратора – Департамента образования. Общая формулировка не дает четкой направленности, в результате чего достигаются ожидаемые показатели. Таким образом, необходимо конкретизировать наименование указанных показателей, характеризующих достижение цели и решение задач МП.

В нарушение подпункта 5.4. Порядка «ожидаемые результаты реализации программы» Раздела 3 не соответствуют Паспорту программы, утвержденному распоряжением Администрации от 30.08.2013 № 3091 (с изменениями от 11.11.2013 № 3900). Следует привести во взаимное соответствие «ожидаемые результаты реализации программы» с Паспортом программы.

В Разделе 3 по Подпрограмме не отражены показатели, которые отражены в Разделе 4. Так по Подпрограмме в Разделе 3 не отражены мероприятия Подпрограммы «сопровождение торжественных церемоний регистрации брака и церемоний вручения официальных наград», «консультирование молодоженов по организации свадебного торжества», «организация культурных, досуговых мероприятий, направленных на сохранение семейных ценностей». Администратору следует внести вышеуказанные мероприятия по Подпрограмме в Разделе 3 МП.

2.4. В нарушение подпункта 5.8. Порядка в Разделе 4 по Цели отдельного мероприятия 1 не отражены целевые показатели результатов реализации муниципальной программы, формируемые в разрезе отдельных мероприятий «доля образовательных организаций, принимающих участие в мероприятиях от общего числа образовательных организаций,%» Департамента образования и «количество мероприятий, направленных на сохранение семейных ценностей» ДКМПиС, тогда как аналогичные целевые показатели содержит Раздел 3 МП.

Также не отражено итоговое значение целевого показателя результата реализации муниципальной программы «доля образовательных организаций, принимающих участие в фестивальном движении от общего числа образовательных учреждений,%» по Цели отдельного мероприятия 1.

Следует отметить, что в графе 8 Раздела 4 показатель «количество мероприятий, направленных на сохранение семейных ценностей» — дублируется. Данный показатель отражен у ответственных исполнителей — МБУ «Дворец торжеств» и ДКМПиС. По мнению Контрольно-счетной палаты города, с целью логического построения Программы необходимо устранить вышеуказанное дублирование, т.е. если указанные мероприятия проводит МБУ «Дворец торжеств», то по ДКМПСиС следует данный показатель исключить.

2.5. Раздел 5 МП «Механизм реализации и управления муниципальной программой, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» содержит систему организации контроля за исполнением МП в части своевременной сдачи отчетности и прописана ответственность всех участников (администратора, соадминистраторов) МП за:

— неисполнение показателей результатов реализации МП,

— некачественное выполнение реализуемых мероприятий,

— несвоевременное внесение изменений в Программу;

— не соблюдение сроков предоставления годовой отчетности об исполнении МП;

— несвоевременное и неэффективное использование бюджетных средств.

Следует отметить, что в рамках своевременного внесения изменений в МП за МБУ «Дворец торжеств» закреплено проведение мониторинга исполнения показателей МП в течение финансового года. При этом ответственность за несвоевременное предоставление соадминистраторами информации о неисполнении мероприятий программы администратору программы в течение финансового года не установлена.

В нарушение пункта 5.9 Порядка в Разделе 5 Программы не установлен порядок координации деятельности администратора и соадминистраторов, направленной на достижение целевых показателей и решение задач, поставленных в программе, обеспечивающий согласованные действия по конкретным мероприятиям реализации и финансированию муниципальной программы, включая четкое разграничение полномочий администратора и соадминистраторов Программы.

КСП города предлагает рассмотреть вопрос о доработке механизма реализации МП в части организации управления Программой и уточнения ответственности участников за ее исполнение.

2.6. В части соблюдения процедуры утверждения Программы, предусмотренной Порядком, установлено:

— экспертизы, предусмотренные подпунктами  6.1.1., 6.1.3. Порядка, проведены;

— сформировать вывод о соблюдении требований, предусмотренных подпунктом 6.1.2. Порядка не представляется возможным, в связи с отсутствием информации о результатах экспертизы на предмет соответствия параметров Программы основным направлениям социально-экономического развития города, предусмотренным в документах стратегического характера;

— сроки, установленные подпунктом 6 Порядка, для проведения экспертизы правовым управлением Администрации города не соблюдены;

— сроки предоставления проекта Программы на экспертизу в КСП города, установленные пп.6.3 Порядка, не нарушены.

 

3. Анализ Подпрограммы

 

Постановление Администрации города Сургута от 24.02.2011 № 844 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа город Сургут» (далее – Реестр) содержит сведения о предоставляемой  муниципальной услуге «Организация торжественных церемоний и культурных, досуговых мероприятий», оказываемой МБУ «Дворец торжеств», в соответствии с его основными видами деятельности, закрепленными в учредительных документах.

В результате анализа соответствия содержания Подпрограммы требованиям Порядка и анализа показателей Подпрограммы установлено следующее:

3.1. В соответствии с подпунктом 1.6. Порядка при формировании программ на оказание муниципальных услуг используются результаты оценки потребности в оказании муниципальных услуг, проведенные в порядке, утвержденном постановлением Администрации города от 26.08.2008 № 3201 (далее – Постановление № 3201). В нарушение п.2 Постановления № 3201 вместо текущего, очередного и плановых годов (2013-2016гг.) оценка потребности проведена по отчетным годам и оценке текущего года (2011-2013гг.), в оценке также не представлены показатели дефицита неудовлетворенной потребности в муниципальной услуге.

3.2. Необходимо отметить, что расчет показателей результатов реализации Подпрограммы «Организация торжественных церемоний и культурных, досуговых мероприятий» произведен на основании статистических и отчетных данных управления записи актов гражданского состояния Администрации города (далее – Управления ЗАГС) о количестве зарегистрированных актов о заключении брака.

Подсчет потребителей услуг по информации МБУ «Дворец торжеств» производится по фактическому посещению. В отсутствие первичных документов, подтверждающих факт оказания услуги однозначный вывод о корректном (точном, достоверном) отражении отдельных показателей в расчетах не представляется возможным, в том числе:

— «количество потребителей услуги» в размере 135 040 чел. (сумма значений показателей = «количество посетителей церемоний регистрации брака» 124 350 чел.+ «количество посетителей консультаций» 8 290 чел. + «количество посетителей церемоний награждения» 800 чел. + «количество посетителей культурных досуговых мероприятий» 1 600 чел.);

— «количество мероприятий, направленных на сохранение семейных ценностей» в размере 8 341 ед. (сумма значений показателей «количество сопровождений свадебных церемоний» 4 145 ед. + «количество консультаций» 4 145 ед. + «количество мероприятий церемоний награждения» 20 ед. + «количество культурных досуговых мероприятий» 31 ед.).

3.2.1. Показатель «количество посетителей церемоний регистрации брака» в размере 124 350 чел. (4 145 церемоний*30человек[1]) не подтверждается первичными документами. В соответствии со стандартом качества муниципальной услуги «Организация торжественных церемоний и культурных, досуговых  мероприятий», утвержденного постановлением Администрации от 05.02.2013 № 687 (далее – Стандарт качества) – гости церемонии получают личное приглашение молодоженов на участие в церемонии бракосочетания. Отсутствие документального обоснования — подтверждения количества гостей церемоний регистрации брака, впоследствии может служить основанием для признания отчета по выполнению муниципального задания не достоверным, что в свою очередь влияет на объем финансирования муниципального задания. Администратору и соадминистраторам МП необходимо производить документальный учет (т.е. отражать в первичных документах) факта получения вышеуказанной услуги.

3.2.2. Вызывает сомнение объективность и достоверность показателя «количество посетителей консультаций» в объеме — 8 290 чел. (4 145 церемоний*2 человека[2]), так как также не подтверждается учетными документами. Подпунктом 3.2.1. Стандарта качества предусматривается, что после подачи совместного заявления на регистрацию брака молодожены получают приглашение, с указанием даты и времени регистрации, что не является подтверждением факта посещения последними консультаций.

Стандарт качества не определяет перечень вопросов, по которым персонал МБУ «Дворец торжеств» проводит консультации, и в конечном итоге не определено что же является конечным результатом предоставления услуги, так как одни и те же молодожены имеют право получить консультацию и второй и третий раз, право на консультацию также имеет и один из молодоженов. Также пунктом 5 Регламента взаимодействия установлено, что в целях оказания содействия Управлению ЗАГС в работе с гражданами администраторы МБУ «Дворец торжеств» оказывают первичную консультацию о перечне необходимых документов для государственной регистрации актов гражданского состояния и выполнения юридически значимых действий в соответствии с информацией, предоставленной Управлением ЗАГС. Реестром муниципальных услуг и Стандартом качества предусматривается консультирование потребителей услуги по подготовке и проведению семейных церемоний (регистрации брака, юбилейных дат, имя наречения и т.д.).

Вместе с тем, перечень обязательных документов, предоставляемых для государственной регистрации брака установлен статьей 26 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и  пунктами 17, 24 Приказа Минюста РФ от 29.11.2011 № 412 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» (далее – Приказ Минюста № 412).

В соответствии с пунктами 6, 53, 54 Приказа Минюста № 412: «Информация о местах нахождения, графике работы, номерах телефонов для справок (консультаций) органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, порядок получения консультаций заявителями, а также о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требованиях, предъявляемые к этим документам, размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, на информационных стендах непосредственно в местах предоставления государственной услуги и т.д… При ответах на звонки и устные обращения, в том числе телефонные, специалисты органа, предоставляющего государственную услугу, подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ по телефону должен начинаться с информации о наименовании органа, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста. Время разговора не должно превышать 10 минут».

Таким образом, муниципальная услуга в части консультирования о перечне необходимых документов для государственной регистрации актов гражданского состояния и выполнения юридически значимых действий, консультирования по подготовке и проведению торжественных церемоний регистрации брака дублирует государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, которая финансируется за счет средств федерального и окружного бюджетов в виде субвенций, переданных на исполнение государственных полномочий. Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, является нарушением пункта 5 статьи 86 БК РФ.

Администратору программы необходимо внести изменения в МП в части исключения показателя «количество посетителей консультаций» для предотвращения дублирования государственной услуги, финансируемой за счет средств федерального и окружного бюджетов и соответственно пересмотреть объем финансирования  муниципальной услуги из  бюджета городского округа город Сургут.

3.2.3. Показатель «количество посетителей церемоний награждения» также не подтверждается первичными документами. В соответствии с подпунктом 3.3. Стандарта качества список получателей пригласительных билетов на церемонию награждения определяется Администрацией города.  При этом списки Администрации не дают гарантию, что все указанные в нем участники церемоний будут присутствовать на церемонии награждения. Таким образом, в связи с тем, что счет потребителей услуг производится по фактическому посещению в отсутствие первичных документов, подтверждающих факт оказания услуги, проверить фактическое количество человек, получивших муниципальную услугу (потребителей) и сделать корректный вывод по количеству потребителей  при исполнении отдельных мероприятий  не представляется возможным.

МБУ «Дворец торжеств» необходимо разработать систему учета количества оказанных муниципальных услуг, на основании которой рассчитывать показатели планового периода. Один из вариантов – ведение журнала учета посещаемости.

3.2.4. Показатель «количество посетителей культурных досуговых мероприятий»  в количестве 1 600 чел. также учитывается в общем количестве потребителей услуги. По указанному показателю замечания аналогичны, изложенным в подпункте 3.2.3. настоящего заключения.

3.2.5. Показатель «количество сопровождений свадебных церемоний» 4 145 ед. учитывается в общем «количестве мероприятий, направленных на сохранение семейных ценностей». При этом по описанию последовательных действий сотрудников Учреждения  по сопровождению свадебных церемоний подпункт 4.2.1. Стандарта качества и подпункт 5.1. Регламента взаимодействия в полном объеме дублируют государственную услугу, предоставляемую Управлением ЗАГС, «Государственная регистрация заключения брака» в части сопровождения и размещения гостей и брачующихся. Порядок предоставления государственной услуги регистрация заключения брака Управлением ЗАГС определен подпунктами 2.1. и 3.1. Приложения 1 к Постановлению Администрации города Сургута от 29.01.2013 № 443 «О порядке организации проведения церемоний государственной регистрации заключения брака на территории города Сургута». Оказание государственных услуг органом местного самоуправления в рамках переданных государственных полномочий не может являться муниципальной услугой и её финансирование из средств местного бюджета нарушает требования пункта 5 статьи 86 БК РФ.

Следовательно, Администратору необходимо внести изменения в Подпрограмму в части исключения показателя «количество сопровождений свадебных церемоний» для предотвращения дублирования государственной услуги и соответственно откорректировать объем финансирования на оказание муниципальной услуги за счет средств местного бюджета.

3.2.6. Показатель «количество консультаций» в объеме  4 145 ед. следует учитывать только при устранении дублирования государственной услуги (п.п.3.2.2. настоящего заключения) и четкого определения содержания услуги по оказанию консультаций.

3.2.7. Подтверждение проведений мероприятий по показателям «количество мероприятий церемоний награждения» (20 ед.) и «количество культурных досуговых мероприятий» (31 ед.) возможно например, на основании актов Администрации города о проведении церемоний награждения и публикаций в средствах массовой информации о проводимых культурных досуговых мероприятиях.

 

4. Анализ финансовых потребностей Программы

 

Объем финансирования Программы 2014-2016гг. и целевые показатели результатов реализации соответствуют объему бюджетных ассигнований и показателям, предусмотренным проектом бюджета города на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.

В связи с одновременным поступлением на экспертизу проекта муниципальной Программы и проекта бюджета города более детальная экспертиза представленного финансово — экономического обоснования, объемов финансирования проводится в рамках экспертизы проекта бюджета города на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. В связи с чем, результаты экспертизы проекта бюджета в части настоящей муниципальной Программы могут отличаться от выводов, изложенных в настоящем заключении, в части финансово — экономического обоснования бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю, распорядителю, получателю бюджетных средств.

 

5. Заключительные положения

 

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Администратору программы:

4.1. Пересмотреть систему показателей и внести соответствующие изменения в МП в части исключения дублирования государственной услуги «Государственная регистрация заключения брака» по п.п.3.2.2., 3.2.5.,3.2.6. настоящего заключения.

4.2. Устранить технические ошибки, неточности, указанные в п.п. 2.2., 2.3., 2.4. настоящего заключения.

4.3. Рассмотреть замечания, изложенные в пункте 2.5. настоящего заключения.

Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 27.01.2014 года.

Инспектор отдела контроля доходов,

расходов на развитие экономики

и государственное управление                                                                             Н.В.Непочатова



[1] 30 человек – усредненное количество посетителей одной церемонии регистрации брака за прошедшие годы (по данным администратора Программы)

 

[2] 2 человека – количество молодоженов (пара)