Информация по проведённому аудиту в сфере закупок товаров, работ, услуг
30.06.2023 подведены итоги проведённого Контрольно-счетной палатой города Сургута планового контрольного мероприятия «Аудит в сфере закупок 2022 года и текущего периода 2023 года в МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» (выборочно)».
Краткие результаты контрольного мероприятия:
1. При анализе системы планирования закупок объектом аудита установлено, что в деятельности Заказчика выявлялись нарушения, связанные с включением в план-график НМЦК, в отношении которой обоснование не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. По итогам анализа процесса обоснования закупок установлены отдельные нарушения (недостатки) при определении и обосновании НМЦК при осуществлении закупок на выполнение работ по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а именно:
2.1. для обоснования НМЦК использовались коммерческие предложения:
а) лиц, аффилированных с фактически монополистом данного вида работ в г. Сургуте ИП Д.К.А.;
б) лиц, прекративших свою деятельность в установленном законом порядке;
в) лиц, у которых по информации из ЕГРИП не предусмотрена деятельность, позволяющая выполнять работы по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Использование при определении и обосновании НМЦК таких коммерческих предложений, является нарушением ч. 2, 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, приводит к завышению НМЦК и избыточным расходам Заказчика в рамках заключенных контрактов.
Коммерческие предложения, представленные вышеуказанными лицами, содержали стоимость за единицу работы больше, чем в коммерческих предложениях ИП Д.К.А., который также представлял свои коммерческие предложения для обоснования НМЦК каждого проводимого электронного аукциона. В итоге НМЦК рассчитывалась как среднее значение цен, содержащихся в 3-х коммерческих предложениях, и была выше цены контракта, изначально предложенной ИП Д.К.А., с которым контракты и заключались в итоге по средней НМЦК.
При заключении и исполнении контрактов Заказчик не предпринимал попытки сэкономить бюджетные средства (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ), снизив цену контракта по соглашению сторон на основании ч. 2 ст. 34, п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В случае своевременного заключения соглашений о внесении изменений в контракты в части уменьшения цен за единицы работ до стоимости за единицы работ, указанной в коммерческих предложениях ИП Д.К.А., экономия бюджетных средств могла составить до 1,5 млн. рублей;
2.2. при определении и обосновании НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) Заказчиком наряду с коммерческими предложениями не использовалась информация о ценах аналогичных работ, содержащаяся в контрактах иных заказчиков, исполненных без применения штрафных санкций, и заключенных по ценам, существенно ниже, чем контракты между Учреждением и ИП Д.К.А., что свидетельствует о ненадлежащем проведении Заказчиком анализа рынка цен, без учёта требований ч. 5, 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, необоснованном завышении НМЦК, неэффективном использовании средств местного бюджета.
3. В силу различных причин (неверное толкование условий контрактов, применение неактуального размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, арифметические ошибки) по части контрактов штрафные санкции (штрафы, пени) взыскивались в объёме меньшем, чем следовало. В 4-х случаях оказались недовзысканы штрафные санкции на общую сумму 13 824,17 рублей. Из пояснений Заказчика следует, что работа по взысканию штрафных санкций ведётся;
4. В нарушение ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, условий контрактов, по ряду контрактов, несмотря на наличие оснований для привлечения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к ответственности, предусмотренной контрактами (за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств), штрафные санкции Заказчиком не взыскивались.
5. По ряду контрактов, несмотря на предусмотренное в них соответствующее право Заказчика, не удерживались из суммы оплаты по контракту суммы неисполненных контрагентом требований об уплате неустоек;
6. Отдельные контракты не содержали условий, позволяющих Заказчику удержать предоставленное обеспечение исполнения контракта (денежные средства, независимая гарантия) по причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Данное право заказчика подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации;
7. Ежегодно, в зимний период, владельцы (эксплуатанты) производственных баз, нарушая требования ст. 26 Правил благоустройства территории города Сургута, утверждённых решением Думы города Сургута от 26.12.2017 № 206-VI ДГ, складируют снег, вывезенный с принадлежащих им территорий, по обочинам дороги по ул. Автомобилистов. Каждой весной, в период таяния снега, на дорожном покрытии по ул. Автомобилистов в избытке скапливаются (местами полностью скрывая дорожное покрытие) талые воды, которые в сочетании с температурными перепадами, интенсивным автомобильным движением (включая грузовые автомобили, спецтехнику) приводят к повреждению дорожного покрытия. Возникновению данного негативного эффекта способствуют вышеупомянутые действия владельцев (эксплуатантов) производственных баз.
Ежегодно, за счёт средств местного бюджета на основании контрактов, заключаемых Учреждением, на вышеуказанном участке дороги муниципалитет вынужден нести избыточные расходы. Только в 2023 году проведены работы по устранению повреждений дорожного покрытия (13 ед. ненормативных выбоин, объёмом 30 кв.м.) с использованием технологии литого асфальтобетона на сумму 162 000 рублей, а также работы по откачке воды с проезжей части. Несмотря на усилия муниципалитета состояние дорожного покрытия на данном участке ул. Автомобилистов в настоящее время остаётся неудовлетворительным.
8. Заказчик не соблюдал требования законодательства о контрактной системе (ст. 103 Закона № 44-ФЗ, Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждёнными Постановлениями Правительства Российской Федерации) к размещению информации и документов в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
В отчёте сформированы предложения (рекомендации) по устранению выявленных нарушений и недостатков и недопущению их в дальнейшем.
По результатам контрольного мероприятия подготовлен отчёт от 30.06.2023 № КСП-01-18-23, который размещён в единой информационной системе (zakupki.gov.ru) по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/audit/auditCard/common-info.html?reestrNumber=0187300014023000001.
Председатель Контрольно-счетной
палаты города Сургута В.И. Жуков